double arrow

Недобросовестная конкуренция. Парижская конвенция по охране промышленной собственности относит фирменные наименования к одному из охраняемых объектов промышленной собственности

Фирменные наименования

Парижская конвенция по охране промышленной собственности относит фирменные наименования к одному из охраняемых объектов промышленной собственности, причем фирменные наименования могут охраняться без обязательной подачи заявки или регистрации.

Фирменное наименование – это специальное наименование, являющееся частью полного или сокращенного наименования юридического лица, используемое для отличия его от других коммерческих организаций.

Фирменное неаименование может состоять из слова, сочетания слов, аббревиатуры слов, обладающих отличительными признаками и позволяющих индивидуализировать участников гражданского оборота. В то время как товарные знаки служат для отличия товаров и услуг одного производителя от товаров и услуг другого, наименование идентифицирует все предприятия безотносительно к товарам и услугам, реализуемым ими на рынке, и является символом репутации фирмы.

В РБ право на фирменное наименование возникает с момента регистрации предприятия в установленном порядке. Фирменное наименование заносится в Госреестр, закрепляется уставными документами и воспроизводится на печати предприятия. Юридическое лицо, предпринимательская деятельность которого зарегистрирована, имеет исключительное право на свое фирменное наименование. Это право не ограничено временем действия, т.е. является бессрочным, и прекращается вместе с ликвидацией предприятия.

Фирменное наименование рассматривается как неотчуждаемое имущественное право. Владелец фирменного наименования имеет исключительное право его использования, распоряжения им, запрещения использования другими лицами. Передача права на фирменное наименование новому владельцу возможна только одновременно с продажей предприятия (коммерческой организации).

Нарушением прав владельца признается любое использование фирменного наименования без согласия владельца (воспроизведение фирменного наименования на бланках, печатях, штампах, товарах, упаковке, вывеске, применение в качестве элемента товарного знака, в рекламных средствах и др.). Защита прав на фирменное наименование осуществляется в административном и судебном порядке. Административной мерой является отказ в регистрации предприятия с названием, совпадающим с ранее зарегистрированным наименованием.

Защита от недобросовестной конкуренции 1900 г. считается частью системы охраны промышленной собственности. Парижская конвенция по охране промышленной собственности определяет акт недобросовестной конкуренции как «всякий акт конкуренции, противоречащий честным обычаям в промышленных и торговых делах». В частности, подлежат запрету все действия, способные каким бы то ни было способом вызвать смешение в отношении предприятия, продуктов или промышленной или торговой деятельности конкурента; ложные утверждения при осуществлении коммерческой деятельности, способные дискредитировать предприятие, продукты или промышленную или торговую деятельность конкурента; указания или утверждения, использование которых при осуществлении коммерческой деятельности может ввести общественность в заблуждение относительно характера, способа изготовления, свойств, пригодности к применению или количества товаров.

В РБ меры по защите от недобросовестной конкуренции предусмотрены ГК РБ и Законом РБ «О противодействии момнополистической деятельности и развитии конкуренции», в котором небросовестной конкуренции посвящена специальная глава. Закон дает определение недобросовестной конкуренции:

«недобросовестная конкуренция – это любые направленные на приобретение преимуществ в предпринимательской деятельности действия хозяйствующих субъектов, которые противоречат настоящему закону, требованиям добросовестности и разумности и могут причинить или причинили убытки другим хозяйствующим субъектам – конкурентам либо нанести ущерб их деловой репутации».

В дополнение к вышеперечисленным Закон признает недобросовестной конкуренцией следующие действия: призывы и обращения к бойкотированию и созданию препятствий предпринимательской деятельности и установлению деловых связей, распространение ложных заявлений и сведений о собственном товаре, действия, направленные на дезорганизацию предпринимательской деятельности конкурента, в том числе на получение, использование, разглашение информации, составляющей коммерческую тайну конкурента.

Постановлением Совета Министров РБ №670 утверждено Положение о коммерческой тайне, которое определяет, что коммерческую тайну составляют преднамеренно скрываемые экономические интересы и информация о различных сторонах и сферах производственно-хозяйственной, управленческой, научно-технической, финансовой деятельности субъекта хозяйствования, охрана которых обусловлена интересами конкуренциии возможной угрозой экономической безопасности субъекта хозяйствования.

Информация, составляющая коммерческую тайну, является собственностью субъекта хозяйствования либо находится в его владении, пользовании, распоряжении в пределах, установленных собственником и законодательными актами.

Информация, составляющая коммерческую тайну, должна соответствовать следующим требованиям:

- иметь действительную или потенциальную ценность для субъекта хозяйствования по коммерческим причинам

- не являться общеизвестной или общедоступной согласно законодательству РБ

- обозначаться соответствующим образом с осуществлением субъектом хозяйствования надлежащих мер по сохранению ее конфиденциальности через систему классификации информации как коммерческой тайны, разработки внутренних правил засекречивания, введения соответствующей маркировки документов и иных носителей информации, организации секретного делопроизводства

- не являться государственным секретом и не защищаться авторским и патентным правом

- не касаться негативной деятельности субъекта хозяйствования, способной нанести ущерб интересам государства.


Сейчас читают про: