Рис. 8.1. Основные типы рынков в здравоохранении
Необходимо отметить, что одной из особенностей рынка здравоохранения, является то, что его нельзя однозначно отнести к рынку ресурсов или рынку потребительских товаров и услуг. Шприцы и медикаменты с одной стороны являются ресурсом для медицинской организации, производящей услуги и продаются на рынках ресурсов, а с другой стороны являются потребительским товаром и обращаются на соответствующих рынках. Медицинские услуги получает, в основном, человек (как конечный потребитель), но они могут использоваться и в качестве ресурсной базы. Например, санаторий оказывает медицинские услуги людям (как конечным потребителям), но путевки в этот санаторий могут приобретать туристические фирмы с целью последующей реализации. Для этих туристических фирм путевки будут являться ресурсом.
Деление на рынки может идти и дальше, так рынок медицинских услуг может подразделяться на более мелкие рынки: стоматологических, психотерапевтических и т.п., а фармацевтический рынок может делиться на рынок жаропонижающих препаратов, антибиотиков и т.п.
Одной из исходных составляющих человека является желание быть здоровым. Но в процессе жизнедеятельности, организм человека постоянно находится в сосуществовании с факторами внешней и внутренней среды. Сохранение паритета между упомянутыми факторами и гомеостазом – есть здоровье, которое обеспечивает человеку комфортность в среде обитания. Болезнь – чрезпороговые отклонения анатомических, физиологических функций или разрыв их взаимосвязи в результате внешней и внутренней агрессии. Именно болезнь заставляет заняться поиском средств и способов для восстановления здоровья.
Одним из способов восстановления и сохранения здоровья являются медицинские услуги. Их появление и выделение в самостоятельную отрасль стало возможным благодаря разделению и специализации труда. Человек, имея склонность к врачеванию, стал выполнять конкретные виды работ в данной узкой деятельности. Это разделение труда и стало одной из объективных причин возникновения рыночных отношений в медицине. Но никто не стал бы специализироваться, на лечении людей, если бы не рассчитывал обменять плоды своего труда на другие блага (еду, жилье, одежду), удовлетворяющие его потребности.
Медицинские услуги занимают большую часть всех услуг. Практически не найдется ни одного человека, которому, хотя бы один раз в жизни, не оказывались медицинские услуги в той или иной форме (операции, прививки, обследование, траволечение и др.).
С давних времен оказание медицинских услуг рассматривалось не только, как занятие, несущее пользу для общества, но и как занятие, имеющее определенную ценность и гарантирующее определенную компенсацию. Подобно товару медицинские услуги покупались и продавались на рынке, имея свою цену. Так в своде юридических норм Киевской Руси «Русская правда» XI-XII вв. говорится, что за излечение больного полагалась «лечцю мзда», т.е. оплата врачу за его работу, а за нанесение раны, виновный платил в казну и пострадавшему «за рану же лечебное», чтобы пострадавший смог рассчитаться с врачом.
Иногда медицинские услуги сливаются в единый комплекс финансовых услуг. Происходит объединение разнообразных услуг в рамках бизнеса. Фирмы, занимающиеся оказанием медицинских услуг, начинают предлагать услуги по страхованию жизни и здоровья, туристические услуги для лечения и оздоровления пациентов за рубежом и т.д. Больница может открыть у себя аптечный киоск, для продажи медикаментов и медицинской техники; заключить договор со страховой компанией на оказание платных медицинских услуг, не входящих в обязательный перечень бесплатного обслуживания; предложить (за плату) перевозку домой выздоравливающих своим транспортом и пр. Становление рынка медицинских услуг прошло через этапы самообеспечения, децентрализованного и централизованного обмена (Рис. 8.2).
а) самообеспечение | б) децентрализованный обмен | б) централизованный обмен |