Столяров С.А., Колядо В.Б

Рис. 12.3. Возможные источники финансирования организаций здравоохранения

К внутренним источникам финансирования относятся ресурсы находящиеся в хозяйственном обороте медицинской организации: экономия оборотных средств, нераспределенная прибыль, аренда свободных помещений, амортизационные отчисления, продажа технологии и информации, операции с ценными бумагами. Они достаточно стабильны, но их величина часто ограничена сроком эксплуатации основных фондов (например, медицинского оборудования), скоростью оборота денежных средств, величиной текущих расходов и степенью интенсивности производственной деятельности. Такие источники как операции с ценными бумагами, продажа технологии и информации в практике медицинских организаций РФ недостаточно распространены.

Из внешних источников финансирования формируются, прежде всего, денежные ресурсы, изначально не принадлежащие медицинской организации, но поступающие в ее распоряжение. К ним могут относиться финансирование из бюджета и государственных внебюджетных фондов (ПФ, ОМС, ФОМС) в случае получения организацией государственного заказа. Существенными источниками доходов являются средства ДМС, денежные средства получаемые по договорам с предприятиями, оказание платных услуг населению.

Особыми источниками финансирования медицинских организаций являются кредит, лизинг и факторинг.

Кредит (ссуда) — это передача от одного лица другому лицу денежных средств на условиях срочности, возвратности и платности.

Принцип срочности кредитов предполагает установление в кредитных договорах срока погашения кредита.

Принцип возвратности кредитов означает, что после истечения срока, на который выдан кредит, заем возвращается банку. В случае просрочки банк обычно начисляет пени, размер которых он устанавливает самостоятельно. Однако иногда банки пролонгируют кредит, если клиент не в состоянии его вернуть по уважительным причинам.

Принцип платности кредитов подразумевает взимание банком платы в виде ссудного процента за пользование кредитом и определяется кредитным договором между банком и заемщиком. В условиях стабильной экономической ситуации размер процентной ставки по кредитам формируется сразу на весь срок. Обычно проценты по выданным кредитам начисляются не реже одного раза в квартал и подлежат перечислению заемщиком в пользу банка частями в соответствии с согласованным графиком погашения кредитных обязательств. При высоких темпах инфляции могут применяться так называемые «плавающие» процентные ставки, которые могут уточняться и меняться в зависимости от конъюнктуры рынка.

В зависимости от срока принято различать следующие виды кредитов: краткосрочные (до 1 года); среднесрочные (от 1 года до 3 лет); долгосрочные (более 3 лет). В зарубежной финансовой практике долгосрочные кредиты выдаются на срок 10 лет и более, однако нестабильность экономической ситуации в РФ делает сомнительным с точки прибыльности выдачу кредита на срок более 3-5 лет.

Организациями, которые специализируются на предоставлении кредитов, являются коммерческие банки. В процессе решения вопроса о возможности заключения кредитного договора банк, как правило, оценивает способность заемщика возвратить полученную ссуду в срок с процентами – кредитоспособность. Для оценки кредитоспособности потенциальных заемщиков используется ряд характеристик, например:

· наличие расчетного счета заемщика в данном банке и определенной суммы остатков на нем;

· организационно-правовая форма заемщика (так, согласно п.1, Ст. 118 БК РФ бюджетным ЛПУ запрещено брать кредиты в коммерческих банках);

· деловая репутация заемщика и кредитная информация о нем (взаимоотношения с другими банками по поводу кредитов);

· основные показатели финансового состояния заемщика (коэффициенты ликвидности, соотношения собственных и заемных средств, рентабельность и др.);

· форма обеспечения кредита (гарантии и поручительства платежеспособных организаций или органов государственной власти, залог недвижимости или ценных бумаг, страхование и пр.). Например, банк не даст денег под залог имущества бюджетному ЛПУ, т.к. последнему это имущество не принадлежит, хотя можно дать кредит администрации федерального или муниципального образования.

Среди основных показателей финансового состояния заемщика особое значение имеет ликвидность – возможность превращения материальных ценностей организации в наличные деньги. С помощью показателей ликвидности определяется степень обеспеченности заемщика оборотными средствами для самостоятельного ведения хозяйственной деятельности и своевременного погашения долговых обязательств.

Кроме оценки кредитоспособности заемщика банк, рассматривая вопрос о выдаче кредита, требует представить так называемую кредитную документацию, которая обычно включает документы, необходимые для анализа возможности выдачи кредита. Для оформления кредита обычно требуются: заявление заемщика, копии его учредительных документов, свидетельство о государственной регистрации, лицензия, пояснительная записка о кредитуемом проекте с его технико-экономическим обоснованием (бизнес-план), баланс с приложениями, аудиторское заключение и пр.

Чтобы обеспечить контроль над исполнением заемщиком обязательств по погашению кредита и выплатой процентов, банк осуществляет кредитный мониторинг. Для этой цели могут проводиться документарные проверки целевого использования выданных денег. При невыполнении заемщиком своих обязательств банк вправе предъявить штрафные санкции.

Лизинг – (англ. leasing, от lease - сдавать, брать в аренду) - долгосрочная аренда (на срок от 6 месяцев до нескольких лет) машин, оборудования, транспортных средств, сооружений производственного назначения, предусматривающая возможность их последующего выкупа арендатором. Лизинг осуществляется на основе долгосрочного договора между лизинговой компанией, приобретающей оборудование за свой счет и сдающей его в аренду на несколько лет, и фирмой-арендатором, которая постепенно вносит арендную плату за использование лизингового имущества. После истечения срока действия договора арендатор может возвратить имущество лизинговой компании, может продлить срок действия договора (заключить новый договор), а может и выкупить имущество по остаточной стоимости. В РФ лизинговая деятельность регулируется Федеральным Законом «О финансовой аренде (лизинге)».

В международной практике существует несколько видов лизинга:

1. Лизбэк. Фирма, владеющая землей, зданием или оборудованием продает в собственность финансовой организации и одновременно заключает соглашение об аренде этой собственности на определенных условиях. Это делается для мобилизации денежных средств фирмы.

2. Лизинг услуг (операционная аренда) позволяет сдавать в аренду оборудование на сроки, значительно меньшие сроков его полезной работы. Такая аренда часто не полностью погашается. Арендатор может вернуть оборудование, если он в нем больше не нуждается и арендодатель ожидает покрыть свои расходы либо в последующих выплатах, либо через продажу арендованного оборудования. На арендодателя обычно возлагается обязанность по поддержанию оборудования в рабочем состоянии, а стоимость этого включается в арендную плату.

3. Финансовая (капитальная) аренда не обеспечивает эксплуатационного обслуживания, не может быть аннулирована и полностью погашается, т.е. арендодатель получает стоимость арендуемого оборудования. После окончания срока лизинга оборудование (в зависимости от условий договора) может быть выкуплено по остаточной стоимости, либо арендовано на новый срок по меньшей цене. Арендатор не имеет права аннулировать договор, не сделав всех положенных выплат арендатору.

В лизинговой сделке участвуют, обычно, три основных субъекта:

· лизингодатель – лицо, передающее в аренду приобретенное имущество (специализированная лизинговая фирма или коммерческий банк);

· лизингополучатель – лицо, получающее имущество в аренду;

· продавец лизингового имущества.

Основные элементы лизинговой сделки следующие:

· заключение договора лизинга между лизингодателем и лизингополучателем;

· заключение договора купли-продажи предмета лизинга;

· поставка предмета лизинга лизингополучателю;

· оплата продавцу стоимости приобретения предмета лизинга;

· выплата лизингополучателем арендных платежей лизингодателю.

Популярность лизинга связана с тем, что хозяйствующий субъект, может получить необходимые средства производства и начать свою деятельность, не имея тех денег, которые требуются для приобретения дорогостоящего оборудования и других основных фондов. Получив затем в аренду предмет лизинга, лизингополучатель будет освобожден от уплаты налога на это имущество, так как оно не будет числиться на его балансе. Вместе с тем, лизингополучатель может включать арендные платежи за пользование предметом лизинга в себестоимость своей продукции, соответственно снижая налогооблагаемую прибыль.

Другим нетрадиционным видом кредитования является факторинг (от англ. factor – посредник, агент) – вид финансовых услуг, оказываемых коммерческими банками или специальными компаниями мелким и средним фирмам. Суть услуг состоит в том, что фактор-фирма покупает платежные требования (дебиторскую задолженность) своего клиента к должнику. Около 80% долга фактор-компания оплачивает, отдает клиенту сразу, а остальную часть — через определенное время. Непосредственный же должник расплачивается с фактор-фирмой. В результате клиент фактор-фирмы получает возможность быстрее возвратить долги, за что он выплачивает фактор-фирме определенный процент.

В факторинговой сделке участвуют как минимум три стороны: факторинговая организация, ее клиент и должник.

Выгоды факторинга проявляются в том случае, когда медицинские услуги оказаны с отсрочкой платежа, но у организации появилась срочная нужда в денежных средствах, а также, тогда когда организация-дебитор, по каким-то причинам не оплачивает выполненные работы (поставленные товары).

Основные этапы факторинговой операции следующие:

· реализация продукции (товаров, работ или услуг);

· передача по договору факторинга счетов за реализованную продукцию от клиента (кредитора) факторинговой фирме;

· оплата факторинговой фирмой дебиторской задолженности клиенту в соответствии с договором факторинга;

· выставление факторинговой фирмой счетов должнику на оплату его обязательств,

· оплата счетов должником в пользу факторинговой фирмы.

Факторинговое обслуживание наиболее привлекательно для тех организаций, которые испытывают финансовые трудности из-за невыполнения обязательств их должниками и при этом не имеют дополнительных источников денежных средств.


вопросы к лекции 12


заключение

Экономические законы можно огульно отрицать, но они реально работают и проявляются во многих случаях, например, когда индивид не хочет хорошо работать за мизерную заработную плату (к удивлению руководителя организации) или когда лица, имеющие права на определенные льготы, возмущаются, если их лишают этих льгот. Поэтому знать законы экономики должен каждый.

В период существования СССР экономическая теория (экономикс) в ВУЗах не преподавалась, была лишь политэкономия социализма, которая не отражала истинные стороны экономики. В распространении знаний по рыночной экономике не были заинтересованы тогдашние правители, т.к. это бы подтачивало тот пьедестал, на котором они очень удобно располагались. Отсутствие же экономических знаний у большинства советских людей впоследствии сыграло с ними злую шутку при покупке ничем не обеспеченных акций, при вложении денег в финансовые пирамиды, при реализации приватизационных чеков (ваучеров) и т.п.

На протяжении семидесяти лет идеологи марксизма-ленинизма безуспешно пытались вырастить и воспитать человека свободного от собственности, работающего только на энтузиазме и на благо общества. Осуждалась предприимчивость, «вещизм», хотя «вожди» СССР, декларируя всеобщее равенство, пользовалась благами, недоступными простым людям. Как показала история, общества, построенные на утопических идеях, оказывались в итоге нежизнеспособными. Еще Адам Смит говорил, о том, что не от щедрот булочника люди имеют свой хлеб и не от желаний сапожника обуть их, а оттого, что каждый соблюдает свой интерес. «Невидимая рука» подталкивает эгоистов к достижению общественного блага и делает это более действенно, чем люди, которые стремятся сознательно служить обществу.

К экономическому восприятию человека нужно относиться трезво и ни в коем случае не подменять им любовь, дружбу, привязанность, сострадание и милосердие. Так, нельзя строить семью только на основе товарно-денежных отношений, иначе она может разрушиться.

История общества фактически представляет собой историю долгого становления цивилизации, главной чертой которой является формирование некой гармонии, объединения людей на почве создания материальных и духовных ценностей. Одной из важнейших ценностей является жизнь человека и его здоровье, сохранение и преумножение которого является предметом заботы врача. Но для принятия оптимальных решений относительно применения каких-либо методов профилактики и лечения врачу необходимы экономические знания, которые он должен правильно использовать на практике.

Поэтому изучение экономических законов и применение их к здравоохранению должно стать непременной основой знаний для грамотного врача, в особенности руководителя медицинской организации.


литература

1. Автономов В.С. Введение в экономику: Учебник. – М., 2001.– 256 с.

2. Альбрехт С., Венц Дж., Уильямс Т. Мошенничество. Луч света на темные стороны бизнеса. – С-Пб., 1995. – 400 с.

3. Александрова А.Б. Заработная плата на современном предприятии. – М., 2002. – 424 с.

4. Бизнес: Оксфордский толковый словарь. Англо-русский. – М., 1997. – 752 с.

5. Бусыгин А.В. Предпринимательство. Учебник – М., 2001. – 640 с.

6. Ваксян А., Свирин Ю. 100 современных афер. – М., 2000. – 256 с.

7. Вопросы организации медицинской помощи// Медикал маркет. –1993. – №9. – С. 46.

8. Глушкова И.Е. Бухгалтерский учет на современном предприятии.– Новосибирск, 1993. – 202с.

9. Гурьянов С.Х., Костин Л.А. Труд и заработная плата на предприятии. – М., 1973. – 448 с.

10. Дихтль Е., Хершген Х. Практический маркетинг/ Пер. с нем. – М., 1995. – 225 с.

11. Индейкин Е.Н., Кричагин В.И., Мыльникова И.С. Финансирование здравоохранения. – М., 1992. – 80 с.

12. Кадыров Ф.Н., Петриков И.П. Медико-экономические проблемы здравоохранения на современном этапе. – СПб., 1995. – 347 с.

13. Казаков А.П., Карчевский П.А. Реферат-дайджест учебника К. МакКоннела и С. Брю по рыночной экономике: “Экономикс”: принципы, проблемы и политика. – М., 1994. – 160 с.

14. Как делать и сохранять деньги (12 правил Г. Кэссона). – М., 1992.– 32 с.

15. Киево-Печерский патерик. – Киев, 1870. – С. 88.

16. Кищенко Л.П. Экономика и планирование здравоохранения на этапе его перестройки// Советское здравоохранение – 1989.– № 4. – С. 3-9

17. Клилэнд К.Ф. Реформы в странах Центральной и Восточной Европы: управление и осуществление// Совершенствование управления в здравоохранении стран Центральной и Восточной Европы/ Сборн. статей под ред. Д. Райса. – М., 1996. – С. 85-132.

18. Колядо В.Б. Распространенность, социально-гигиенические аспекты и пути улучшения качества медицинской помощи больным холециститом. Дисс.... канд. мед. наук. Т. 1. – М., 1984. – С. 113-115.

19. Коммуникации в здравоохранении/ В.П. Новоселов, М.В. Удальцова, С.Ю. Полунина. – Новосибирск, 2000. – 116 с.

20. Конституция Российской Федерации. – М., 1995. – 64 с.

21. Котлер Ф. Основы маркетинга/ Пер. с англ. – М., 1992. – 734 с.

22. Котлер Ф. Управление маркетингом/ Пер. с англ.– М., 1980.– 223 с.

23. Красота с хирургического конвейера. MiR medien in Russisch. – 2000 – №3 – С.58-59.

24. Кузьменко М.М., Баранов В.В. Финансовый менеджмент в здравоохранении России. – М., 1980. – 272 с.

25. Кудров В. Крах советской модели экономики. – М., 2000. – 215 с.

26. Кучеренко В.З., Филатов В.И., Рагимов Д.М. Маркетинг в здравоохранении – система регулирования рынка медицинских услуг// Развитие экономических отношений в здравоохранении. – М., 1991. – С. 14-17.

27. Ленин В.И. Полн. собр. соч. 5-е изд. – М., 1969. – Т. 35. – С. 204.

28. Ленин В.И. Полн. собр. соч. 5-е изд. – М., 1969. – Т. 36. – С. 165-208.

29. Лычагин М.В. Финансы и кредит. – Новосибирск, 1992. – 199 с.

30. МакКоннел К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика. Пер. с англ. – М., 2000. – 974 с.

31. Макарова Т.Н., Кричагин В.И., Мыльникова И.С., Индейкин Е.Н. Цены на медицинские услуги. – М., 1993. – 80 с.

32. Малахова Н.Г. Маркетинг медицинских услуг. – М., 1998. – 160 с.

33. Малеина М.П. Человек и медицина в современном праве. – М., 1995. – 272 с.

34. Маркетинг в здравоохранении// Менеджмент и маркетинг в здравоохранении. Учебное пособие. – Кемерово, 1996. – Ч.2. – 34 с.

35. Маркетинг в медицине// Метод рекомендации. – Самара, 1996. – 35 с.

36. Маркова В.Д. Маркетинг услуг. – М., 1996. – 128 с.

37. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 2.– Ч.1. – С. 89.

38. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 18. – С. 281.

39. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 25.– Ч.1.– С. 413-414.

40. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 35. – С. 110.

41. Мартемьянов В.С. Хозяйственное право. Т.1. – М., 1994. – 312 с.

42. Материалы и документы по страховой медицине. – М., 1992.– 283 с.

43. Медик В.А., Юрьев В.К. Курс лекций по общественному здоровью и здравоохранению. Часть III. Экономика и управление здравоохранением. – М., 2003. – 392 с.

44. Методические рекомендации по расчету тарифов на медицинские услуги МЗ РФ. – Йошкар-Ола, 1992. – 141 с.

45. Методические рекомендации по планированию расходов на содержание учреждений здравоохранения.// Сборник нормативных документов под редакцией Иванченко Ю.Г., Харламовой О.М., Киричук Т.И., Видусовой Н.М. – Барнаул, 2000.– 160 с.

46. Мэттис С. Экономические преобразования в ЦВЕ и их влияние на систему управления ресурсами здравоохранения// Совершенствование управления в здравоохранении стран Центральной и Восточной Европы/ Сборн. статей под ред. Д. Райса. – М., 1996.– С. 39-55.

47. Носова С.С. Экономическая теория: Учеб. для вузов – М., 2000.– 520 с.

48. Ожегов С.И. Словарь русского языка. – Екатеринбург, 1994.– 800 с.

49. Оскорбина С.Н., Лукина И.В. Основы экономических знаний. Введение в экономическую теорию и практику. – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2000.– 352 с.

50. Основы предпринимательской деятельности (экономическая теория, маркетинг, менеджмент)/ Под. ред. В.М. Власовой. – М., 1995. – 496 с.

51. Оценка медицинской эффективности восстановительного лечения в условиях санатория/ Пособие для врачей (В.А. Толмачев, Э.А. Шульга). – Томск, 2001. – 41 с.

52. Оценка последних изменений в финансировании служб здравоохранения// Доклад исследовательской группы ВОЗ. – М., 1995.– 112 с.

53. Правда русская. Т. 2. – М.-Л., 1947. – С 354.

54. Пустовой И.В. Что понимать под экономикой здравоохранения// Советское здравоохранение. – 1964.– №22. – С. 12.

55. Рейхарт Д.В, Сухинина В.А., Шиленко Ю.В. Маркетинг на фармацевтическом рынке// Медицинская газета. – 1995 – № 53. – С. 10

56. Рейхарт Д.В, Сухинина В.А., Шиленко Ю.В. Фармацевтический рынок: особенности, проблемы и перспективы. – М., 1995.– 304 с.

57. Репин Е.Н., Репина Н.А. От социалистического здравоохранения к “страховому” тупику// Здравоохранение Российской Федерации. – 1996. – №1. – С. 15-18

58. Рефераты для студентов высших учебных заведений и колледжей. ЭКОНОМИКА. – Самара: Издательство «АВС», 1998. Вып. 1. – 224 с.

59. Решетников А.В., Социальный маркетинг и обязательное медицинское страхование. – М., 1998. – 336 с.

60. Сакс Дж. Рыночная экономика и Россия. Пер. с англ. – М., 1994. – 331 с.

61. Самодин В.И., Васюкова B.C., Шамшурина Н.Г. Формирование цены стоматологической услуги на основе клинико-статистических групп// «Здравоохранение», 1997. – №1.

62. Самуэльсон Пол Э., Нордхауз Вильям Д. Экономика. Пер. с англ. – М., 2001. – 688 с.

63. Савелли Э., Шварц Г., Загорский А., Быков А. Проект «Рациональный Фармацевтический Менеджмент” в России: практическое руководство по разработке и внедрению формулярной системы в лечебных учреждениях». – Рациональный Фармацевтический Менеджмент, Кооперативное соглашение № HRN-5974-A-00-2059-00, Вашингтон, округ Колумбия / Москва, 1996. – 565 кб.

64. Семашко Н.А. Избранные произведения. – М., 1954. – 256 с.

65. Семенов В.Ю., Щепин В.О., Социальное страхование и управление здравоохранением в Австрии// Проблемы социальной гигиены и история медицины. – 1996.– №1.– С. 50-54.

66. Сигиневич А.В. Конечные результаты и показатели деятельности предприятий. – М., 1986. – С. 156-157.

67. Словарь иностранных слов. – М., 1985. – 608 с.

68. Столяров С.А., Колядо В.Б., Трибунский C.И. Изменение формы собственности медицинского учреждения, как один из путей повышения эффективности здравоохранения// Научн. труды Республ. научн.-практич. конф. «Экономическая эффективность и развитие регионального здравоохранения».– М.: ЦНИИОИЗ, 2002 – С. 122-124

69. Столяров С.А. Маркетинговое управление медицинским учреждением// Здравоохр. Российской Федерации. – 1997.–№3.– С. 17-20.

70. Столяров С.А. Применение маркетинговых коммуникаций в управлении лечебно-профилактическим учреждением (на примере Алтайского краевого центра по профилактике и борьбе со СПИДом): Дисс.... канд. мед. наук. – Новокузнецк, 2000. – 184 с.

71. Столяров С.А. Реклама и маркетинг в медицинском учреждении// Здравоохр. Российской Федерации. – 1998.–№1.– С. 43-45.

72. Столяров С.А. Рынок медицинских услуг: Некоторые его характеристики, проблемы и аспекты управления. 2-е изд. испр. – Барнаул: Аз Бука, 2003. – 258 c.

73. Столяров С.А. Социальный маркетинг в здравоохранении // Медицинская газета. – 1997.–№5. – С. 4.

74. Толмачев В.А. Медико-экономическое обоснование оптимизации восстановительного лечения в условиях санатория. – Автореф. дисс.... докт. мед. наук. – Томск, 2001. – 42 с.

75. Толковая Библия. В 3-х томах. Второе издание. Институт перевода Библии. Стокгольм, 1987.

76. Тупикова Л.Н., Тупиков С.Е. Основы маркетинга в стоматологии. – Барнаул, 2002.– 90 с.

77. Федько В.П., Федько Н.Г., Шапор О.А. Основы маркетинга. – Ростов-н/Д, 2001. – 512 с.

78. Финансовое управление компанией/ Общ. ред. Е.В. Кузнецовой. – М., 1995.– 383 с.

79. Финансовый анализ фирмы. – М., 1995. – 240 с.

80. Чечевицына Л.Н. Микроэкономика. Экономика предприятия (фирмы).– Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2000. – 384 с.

81. Шарапов В.Ф., Тявкин В.П. Ошибки рынка диагностической техники, расходных материалов и диагностических услуг// Здравоохранение Российской Федерации. – 1996.– №5. – С. 31-33.

82. Шепотько А.И. Реформа здравоохранения и ее организация// Проблемы социальной гигиены и история медицины. – 1996.– №3. – С. 48-50.

83. Шестаков А.В. Менеджмент и право: Курс лекций. – М., 2000. – 398 с.

84. Шиленко Ю.В. Экономика здравоохранения как наука// Здравоохранение Российской Федерации. – 1993. – №3. – С. 23.

85. Харрингтон Д. Управление больницей.// Мэдикал Маркет. – 1994 – №13. – С. 52-54.

86. Экономика для детей и взрослых// Электронная энциклопедия. – DELTA–M., 2002. – 35,5 МБ.

87. Экономика здравоохранения/ Под ред. В.З. Кучеренко. – М., 1996. – 144 с.

88. Экономика здравоохранения/ Под общ. ред. А.В. Решетникова. – М., 2003. – 272 с.

89. Экономическая теория: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений/ Под ред. В.Д. Камаева. – М., 1999. – 640 с.

90. Der Spigel, № 12/2000.

91. Rice T., Labelle R. Do physicians induce demand for medical servises? Journal of Health Politics, Policy and Law. Duke University Press. 1989. Fall; V. 14 Nо. 3. Р. 587-600.

92. Rice, T.. An alternative framework for evaluating welfare losses in health care market. Journal of Health Economics, 1992.–11.– Р.85-92.

93. Rice, T., K. Desmond and J. Gabel. Older American and their health coverage. Research Bulletin, Health Insurance Association of America, 1989, October.

94. Siu, A. L., F.A. Sonneberg, W. G. Manning, G. A. Goldberg, E. S. Bloomfield, J. P. Newhouse and R. H. Brook, Inappropriate use of hospitals in a randomized trial of health insurance plans. New England Journal of Medicine, 1986. 315, 1259-1266.ctive care. Medical Care 24, (9) (Supplement), S31-S38.


Избранные лекции по экономике

(для медицинских ВУЗов)

Учебно-методическое пособие.

Подписано в печать 30.02.2004. Бумага офсетная.

Гарнитура Таймс Нью Роман. Печать ризо.

Тираж 300 экз. Заказ № _______

Отпечатано в типографии

Некоммерческого партнерства «АзБука»

Издательская лицензия ИД 01059 от 23.02.2002 г.

Лицензия на полиграфическую деятельность

ПЛД №28-51 от 22.07.1999 г.

г. Барнаул, пр. Красноармейский, 98а

тел. 62-91-03, 62-77-25

E-mail: azbuka@notbox.ru


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: