Рис.7.1.1.2. Процесс учета оплаты труда
Рис.7.1.1.1 Состав ФЗП
Бухгалтер, занимающийся расчетом заработной платы работников предприятия, должен иметь для этого несколько первичных документов, которые должны подтвердить, кто и на каких условиях принят на работу.
Приведем перечень и характеристики тех документов, на основании которых бухгалтер по учету труда и заработной платы имеет право (и обязаны) начислить и выплатить работнику заработную плату:
1. Трудовой договор (приложение 1) с работником, который должен содержать следующие сведения:
- должность работника;
- его оклад или другие сведения о системе оплаты труда;
- размер премиальных выплат;
- срок действия договора;
- особые условия (оплата отпуска, дополнительные отпуска и т.п.).
2. Штатное расписание должностей на предприятии (приложение 1).
3. Документы, поступающие непосредственно с производства:
- табель учета рабочего времени (приложение 1);
- заявления на отпуск, подписанные администрацией;
- заявления на льготы по подоходному налогу и подтверждающие их документы;
|
|
- Текст разработанных и утвержденных руководством предприятия документов:
- система и формы оплаты труда на этом предприятии;
- положение о премировании на предприятии (приложение 1).
4.. Документы, поступившие от сторонних организаций:
- исполнительные документы суда.
Работа бухгалтера, занятого учетом труда и заработной платы, сводится к следующим основным действиям:
1. Своевременному начислению (расчету) на основании поступивших в бухгалтерию первичных документов сумм заработной платы, премий, дотаций, пособий по социальному страхованию, отпускных.
2. Расчет удержаний из начисленных работнику денежных сумм.
3. Начисление и перечисление в бюджет налогов на фонд оплаты труда.
4. Подготовка отчетных документов по труду и заработной плате.
6. Ведение учета труда и заработной платы.
При этом образуется некоторая схема (алгоритм) деятельности бухгалтера, занятого учетом труда и заработной платы. Этот алгоритм можно описать следующими этапами:
1. На основании первичных документов начисляется заработная плата:
- основная заработная плата, оплачиваемые отпуска;
- дополнительные выплаты (премии, дотации, пособия по социальному
страхованию);
2. Определяются удержания из начисленной работнику заработной платы:
- подоходного налога (13%);
- по исполнительным листам;
3. Начисляются налоги и взносы с суммы фонда заработной платы в:
- Пенсионный Фонд Российской Федерации (ПФ РФ);
- Фонд Социального Страхования (ФСС);
- Фонды Обязательного Медицинского Страхования (Федеральный Фонд Обязательного Медицинского Страхования (ФФОМС) и Территориальный Фонд Обязательного Медицинского Страхования (ТФОМС));
|
|
- Государственную Налоговую Инспекцию (ГНИ);
4. На основании поступивших в бухгалтерию документов производятся:
- перечисление исчисленных налогов на заработную плату налогополучателям (на основании расчетов);
- выдача заработной платы и других выплат работникам;
- депонирование (оформление на хранение) не выданных сумм;
5. Подготавливаются квартальная и годовая отчетности по заработной плате, направляемые в следующие инстанции:
- Государственную Налоговую Инспекцию;
- Пенсионный Фонд;
- Фонды Обязательного Медицинского Страхования;
- Фонд Социального Страхования.
6. Ведется аналитический и синтетический учет труда и заработной платы, который производится постоянно в текущем режиме.
Формирование исходной информации для учета труда и заработной платы происходит за счет первичного учета и отражения данных в первичных документах, а именно:
1.Приказ о приеме на работу с указанием должности и оклада (копию этого документа бухгалтер получает из отдела кадров);
2. Личная карточка (находится в отделе кадров);
3. Табель учета использования рабочего времени;
4. Бухгалтер на основании первичных документов о приеме на работу заполняет на каждого работника лицевой счет, в котором указывается следующая необходимая для ведения учета информация:
5. Фамилия, Имя, Отчество работника;
6. Структурное подразделение, к которому относится данный работник;
7. Категория персонала (профессия, должность);
8. Табельный номер работника;
9. Дата поступления на работу;
10. Состав семьи работника, в том числе количество детей и иждивенцев (для расчета налогов и определения льгот);
11. Тарифный разряд;
12. Размер тарифной ставки, оклада;
13. Вид удержания, его период и сумма.
Лицевой счет заполняется в течение года. В нем отражаются помесячно все виды начислений и удержаний, которые произведены; исходя из них, вычисляется средний заработок, необходимый для проведения начислений при оплате отпусков, по больничным листкам и т.д.
На последующий год на каждого работника открывается новый лицевой счет.
Используя первичные документы, подтверждающие выполнение работы, бухгалтер приступает к начислению заработной платы.
Результирующими документами такого расчета на предприятии являются:
1. Расчетный листок работника;
2. Расчетно-платежная ведомость;
3. Баланс предприятия (отдельная строка баланса).
В качестве выходного документа выступает отчет по Единому Социальному Налогу (ЕСН).
Обобщенное представление учетного процесса оплаты труда представлено на рис.7.1.1.2.
В новых условиях хозяйствования ЭВМ, и в первую очередь персональные компьютеры, превратились в системы автоматической переработки входной информации.
Создание автоматизированного рабочего места по учету оплаты труда предполагает, что основные операции по накоплению, хранению и переработке информации возлагаются на вычислительную технику, бухгалтер по расчетам заработной платы будет выполнять лишь определенную часть ручных операций. Вычислительная техника при этом работает в тесном взаимодействии с пользователем, который контролирует ее действия, меняет значение отдельных параметров в ходе решения задачи, а также вводит исходные данные для расчета оплаты труда.
Вообще, АРМ – это некоторая совокупность аппаратных, программных, методических и языковых средств, обеспечивающих автоматизацию функций пользователя в некоторой предметной области, в данном случае – учета расчетов по оплате труда, и позволяющих оперативно удовлетворять его информационные и вычислительные потребности, используя программное и информационное обеспечение преимущественно на магнитных дисках.
|
|
АРМ, созданные на базе персональных компьютеров, рассматривается как система, которая в интерактивном режиме взаимодействия предоставляет бухгалтеру все виды обеспечения на все время сеанса работы.
В качестве источников поступления оперативной информации могут выступать следующие входные документы:
1. Лицевой счет (может претерпевать изменения в течение отчетного периода (месяц, квартал, год));
2. Табель учета использования рабочего времени;
3. Приказы об установленных окладах и тарифных коэффициентах;
4. Приказы на отпуска;
5. Приказы на совмещение профессий;
6. Листок нетрудоспособности;
7. Документация на выдаваемые авансы и т.п.
Входная информация возникает в результате производственного процесса, в данном случае процесса трудозатрат, и поступает в автоматизированную систему обработки данных.
Входную информацию по оплате труда можно также определить как переменную информацию, поскольку ее состав систематически изменяется.
К источникам условно-постоянной информации отнесем следующие данные:
1. Кадровый состав персонала;
2. Данные о постоянных доплатах и надбавках (они определяются в коллективном договоре);
3. Календарь рабочих дней;
4. Календарь-справочник (где описывается каждый день).
Состав этой информации в процессе работы бухгалтера применяется сравнительно редко. Она хранится постоянно на различных носителях и многократно используется при решении задач.
В качестве источников выходной информации выступают:
1. Внешние: Отчеты в государственные органы (карточка учета ЕСН, НДФЛ1 и НДФЛ2 (для ГНИ), индивидуальные сведения для ПФ РФ, страховые взносы в пенсионный фонд), данные по ЕСН в ФСС и ФОМС);
2. Внутренние:
2.1. Свод по начислению заработной платы;
2.2. Свод удержаний из оплаты труда;
2.3. Расходные ордера;
2.4. Карточка-справка;
2.5. Ведомость на выдачу заработной платы;
2.6. Приказ на премию;
2.7. Расчетный листок работнику;
2.8. Расчетный листок работнику, уходящему в отпуск;
2.9. Мемориальный ордер № 5;
|
|
2.10. Справка о заработной плате за три месяца;
2.11. Годовой расчетный листок работника;
Очевидно, что указанные выше выходные документы – это окончательные результаты переработки информации бухгалтером при помощи АРМ, которые выдаются на печать.
Общую схему поступления и обработки экономической информации по оплате труда для проектируемого автоматизированного рабочего места (АРМ) представим на рис.7.1.1.2.
Схема наглядно отображает не только поступление и обработку входной информации по оплате труда работников, но и определяет практически все существующие на настоящий момент формы исходящей после обработки информации (как внутренней, так и внешней).
Изображение учетного процесса оплаты труда в виде такого рода схематического изображения позволяет наиболее полно и правильно составить представление о структуре проектируемого автоматизированного рабочего места бухгалтера – расчетчика заработной платы.