double arrow

Общая характеристика организации решения задачи на ЭВМ

Рис.7.1.1.2. Процесс учета оплаты труда

Рис.7.1.1.1 Состав ФЗП

Бухгалтер, занимающийся расчетом заработной платы работников предприятия, должен иметь для этого несколько первичных докумен­тов, которые должны подтвердить, кто и на каких условиях принят на работу.

Приведем перечень и характеристики тех документов, на основании которых бухгалтер по учету труда и заработной платы имеет право (и обязаны) начислить и выплатить работнику заработную плату:

1. Трудовой договор (приложение 1) с работником, который должен содержать следующие сведения:

- должность работника;

- его оклад или другие сведения о системе оплаты труда;

- размер премиальных выплат;

- срок действия договора;

- особые условия (оплата отпуска, дополнительные отпуска и т.п.).

2. Штатное расписание должностей на предприятии (приложение 1).

3. Документы, поступающие непосредственно с производства:

- табель учета рабочего времени (приложение 1);

- заявления на отпуск, подписанные администрацией;

- заявления на льготы по подоходному налогу и подтверждающие их документы;

- Текст разработанных и утвержденных руководством предприятия документов:

- система и формы оплаты труда на этом предприятии;

- положение о премировании на предприятии (приложение 1).

4.. Документы, поступившие от сторонних организаций:

- исполнительные документы суда.

Работа бухгалтера, занятого учетом труда и заработной платы, сводится к следующим основным действиям:

1. Своевременному начислению (расчету) на основании поступивших в бухгалтерию первичных документов сумм заработной платы, премий, дотаций, пособий по социальному страхованию, отпускных.

2. Расчет удержаний из начисленных работнику денежных сумм.

3. Начисление и перечисление в бюджет налогов на фонд оплаты труда.

4. Подготовка отчетных документов по труду и заработной плате.

6. Ведение учета труда и заработной платы.

При этом образуется некоторая схема (алгоритм) деятельности бухгалтера, занятого учетом труда и заработной платы. Этот алгоритм можно описать следующими этапами:

1. На основании первичных документов начисляется зара­ботная плата:

- основная заработная плата, оплачиваемые отпуска;

- дополнительные выплаты (премии, дотации, пособия по соци­альному

страхованию);

2. Определяются удержания из начисленной работнику заработной платы:

- подоходного налога (13%);

- по исполнительным листам;

3. Начисляются налоги и взносы с суммы фонда заработной платы в:

- Пенсионный Фонд Российской Федерации (ПФ РФ);

- Фонд Социального Страхования (ФСС);

- Фонды Обязательного Медицинского Страхования (Федеральный Фонд Обязательного Медицинского Страхования (ФФОМС) и Территориальный Фонд Обязательного Медицинского Страхования (ТФОМС));

- Государственную Налоговую Инспекцию (ГНИ);

4. На основании поступивших в бухгалтерию документов производятся:

- перечисление исчисленных налогов на заработную плату налогополучателям (на основании расчетов);

- выдача заработной платы и других выплат работникам;

- депонирование (оформление на хранение) не выданных сумм;

5. Подготавливаются квартальная и годовая отчетности по заработной плате, направляемые в следующие инстанции:

- Государственную Налоговую Инспекцию;

- Пенсионный Фонд;

- Фонды Обязательного Медицинского Страхования;

- Фонд Социального Страхования.

6. Ведется аналитический и синтетический учет труда и заработной платы, который производится постоянно в текущем режиме.

Формирование исходной информации для учета труда и заработной платы происходит за счет первичного учета и отражения данных в первичных документах, а именно:

1.Приказ о приеме на работу с указанием должности и оклада (копию этого документа бухгалтер получает из отдела кадров);

2. Личная карточка (находится в отделе кадров);

3. Табель учета использования рабочего времени;

4. Бухгалтер на основании первичных документов о приеме на работу заполняет на каждого работника лицевой счет, в котором указывается следующая необходимая для ведения учета информация:

5. Фамилия, Имя, Отчество работника;

6. Структурное подразделение, к которому относится данный работник;

7. Категория персонала (профессия, должность);

8. Табельный номер работника;

9. Дата поступления на работу;

10. Состав семьи работника, в том числе количество детей и иждивенцев (для расчета налогов и определения льгот);

11. Тарифный разряд;

12. Размер тарифной ставки, оклада;

13. Вид удержания, его период и сумма.

Лицевой счет заполняется в течение года. В нем отражаются помесячно все виды начислений и удержаний, которые произведены; исходя из них, вычисляется средний заработок, необходимый для проведения начислений при оплате отпусков, по больничным листкам и т.д.

На последующий год на каждого работника открывается новый лицевой счет.

Используя первичные документы, подтверждающие выполнение работы, бухгалтер приступает к начислению заработной платы.

Результирующими документами такого расчета на предприятии являются:

1. Расчетный листок работника;

2. Расчетно-платежная ведомость;

3. Баланс предприятия (отдельная строка баланса).

В качестве выходного документа выступает отчет по Единому Социальному Налогу (ЕСН).

Обобщенное представление учетного процесса оплаты труда представлено на рис.7.1.1.2.


В новых условиях хозяйствования ЭВМ, и в первую очередь персональные компьютеры, превратились в системы автоматической переработки входной информации.

Создание автоматизированного рабочего места по учету оплаты труда предполагает, что основные операции по накоплению, хранению и переработке информации возлагаются на вычислительную технику, бухгалтер по расчетам заработной платы будет выполнять лишь определенную часть ручных операций. Вычислительная техника при этом работает в тесном взаимодействии с пользователем, который контролирует ее действия, меняет значение отдельных параметров в ходе решения задачи, а также вводит исходные данные для расчета оплаты труда.

Вообще, АРМ – это некоторая совокупность аппаратных, программных, методических и языковых средств, обеспечивающих автоматизацию функций пользователя в некоторой предметной области, в данном случае – учета расчетов по оплате труда, и позволяющих оперативно удовлетворять его информационные и вычислительные потребности, используя программное и информационное обеспечение преимущественно на магнитных дисках.

АРМ, созданные на базе персональных компьютеров, рассматривается как система, которая в интерактивном режиме взаимодействия предоставляет бухгалтеру все виды обеспечения на все время сеанса работы.

В качестве источников поступления оперативной информации могут выступать следующие входные документы:

1. Лицевой счет (может претерпевать изменения в течение отчетного периода (месяц, квартал, год));

2. Табель учета использования рабочего времени;

3. Приказы об установленных окладах и тарифных коэффициентах;

4. Приказы на отпуска;

5. Приказы на совмещение профессий;

6. Листок нетрудоспособности;

7. Документация на выдаваемые авансы и т.п.

Входная информация возникает в результате производственного процесса, в данном случае процесса трудозатрат, и поступает в автоматизированную систему обработки данных.

Входную информацию по оплате труда можно также определить как переменную информацию, поскольку ее состав систематически изменяется.

К источникам условно-постоянной информации отнесем следующие данные:

1. Кадровый состав персонала;

2. Данные о постоянных доплатах и надбавках (они определяются в коллективном договоре);

3. Календарь рабочих дней;

4. Календарь-справочник (где описывается каждый день).

Состав этой информации в процессе работы бухгалтера применяется сравнительно редко. Она хранится постоянно на различных носителях и многократно используется при решении задач.

В качестве источников выходной информации выступают:

1. Внешние: Отчеты в государственные органы (карточка учета ЕСН, НДФЛ1 и НДФЛ2 (для ГНИ), индивидуальные сведения для ПФ РФ, страховые взносы в пенсионный фонд), данные по ЕСН в ФСС и ФОМС);

2. Внутренние:

2.1. Свод по начислению заработной платы;

2.2. Свод удержаний из оплаты труда;

2.3. Расходные ордера;

2.4. Карточка-справка;

2.5. Ведомость на выдачу заработной платы;

2.6. Приказ на премию;

2.7. Расчетный листок работнику;

2.8. Расчетный листок работнику, уходящему в отпуск;

2.9. Мемориальный ордер № 5;

2.10. Справка о заработной плате за три месяца;

2.11. Годовой расчетный листок работника;

Очевидно, что указанные выше выходные документы – это окончательные результаты переработки информации бухгалтером при помощи АРМ, которые выдаются на печать.

Общую схему поступления и обработки экономической информации по оплате труда для проектируемого автоматизированного рабочего места (АРМ) представим на рис.7.1.1.2.

Схема наглядно отображает не только поступление и обработку входной информации по оплате труда работников, но и определяет практически все существующие на настоящий момент формы исходящей после обработки информации (как внутренней, так и внешней).

Изображение учетного процесса оплаты труда в виде такого рода схематического изображения позволяет наиболее полно и правильно составить представление о структуре проектируемого автоматизированного рабочего места бухгалтера – расчетчика заработной платы.



Сейчас читают про: