double arrow

Тема 2.3. Методологические подходы к исследованию систем управления

Схема 11. Проблема в исследовании управления

При такой работе с проблемой исследователь оказывается вынужденным размышлять о проблеме в таких ракурсах, которые не возникают при её интуитивной постановке. Обогащается понимание проблемы, выявляются новые подходы, складываются новые точки зрения на средства и условия её решения.

При этом может произойти отказ от исследования, если обнаруживается, что-то, что первоначально возникло как проблема, таковой в действительности не является или есть разрыв между возможностями решить проблему и её реальной сложностью.

Иногда полагают, что исследование полностью базируется на логике, на способности увидеть логически определенную цепочку причинно-след­ственных связей. Но практика показывает, что в действительности в ис­следовательской деятельности находит свое отражение сочетание логики и абсурда, т.е. парадокса, не поддающегося в объяснении никакой логике. Абсурд рождает неведомое. Его нельзя отбрасывать только лишь потому, что он не вписывается в привычные представления. Это можно назвать первым методологическим принципом исследования: проблема - это противоречие, которое предста­ет нам иногда в качестве абсурда (неожиданно, непривычно, необъясни­мо, нелогично, абстрактно).

Второй методологический принцип - принцип оценки. Любые события, явления, противоречия мы оцениваем по критериям важности, объек­тивности, актуальности, связи с другими явлениями, сложности.

Третий методологический принцип - принцип распознавания. Всегда воз­никает необходимость отождествления, сравнения, определения класса явления, принадлежности к определенной типологической группе. Это по­зволяет глубже понять новое явление, определить его свойства и харак­тер, сделать оценку более существенной. А если явление не укладывается в существующие типологические схемы, то возникает возможность их из­менения, дополнения, развития. Это тоже акт исследования, развития науки, иногда это ведет к научному открытию.

Методологические принципы исследования помогают найти эффектив­ный вариант его проведения, целенаправленного осуществления. Ведь принципы - это правила деятельности, которые ее, с одной стороны, ограничивают, а с другой - поддерживают и облегчают, потому что они отражают концентрированный опыт успешного исследования.

Методология работы с проблемой обеспечивает и качественное планиро­вание исследования, и его организацию.

Важным фактором является также формирование психологической готов­ности и «созревание» исследователя к работе по этой проблеме.

Среди всего множества подходовк исследованию систем управления более подробно рассмотрим диалектический, системный, процессный, ситуационный и функциональный подходы.


Сейчас читают про: