double arrow

Общие проблемы образования России


1. Социальная, политическая и экономическая нестабильность в обществе, кризисное положение экономики, острый дефицит бюджета привели к неудовлетворительному финансированию образования. В 90-х гг. XX столетия тенденция сокращения реального объема ассигнований на нужды образования стала доминировать. Общая потребность в средствах образовательных учреждений обеспечивается из бюджета менее чем на четверть. «В текущих ценах бюджетные средства сократились примерно в 5 раз, что в сопоставимых ценах составляет более чем двадцати кратное уменьшение» к уровню 1990 г. Во многих вузах зарплату выплачивали один раз в месяц, что является нарушением Трудового кодекса РФ.

2. Слабая нормативно-правовая база, систематическое неисполнение норм законодательства в области образования, низкий уровень защиты прав субъектов образовательного процесса, соблюдения гарантий государства и прав личности в области образования.

3. Ухудшение материально-технической базы образовательных учреждений, резкое сокращение капитальных вложений, темпы износа зданий и сооружений существенно опережают темпы их реконструкции и нового строительства. «Так, в 2-3 смены работают 32% школ и только 46% школ имеют все виды удобств». Многие периферийные вузы в 90-х гг. не получали бюджетных средств на развитие материальной базы, что привело к ее старению и физическому износу.




4. Кадровое обеспечение образовательных учреждений ухудшилось в период перехода к рыночной экономике (1991-2000 гг.):

- сохраняется тенденция старения педагогических работников в сфере общего и профессионального образования. Приток молодых педагогов недостаточен вследствие низкого уровня оплаты труда и слабой социальной защищенности;

- активизировалась «утечка умов» - лучших ученых и педагогов – за границу, из периферийных вузов – в столичные вузы, из районов Крайнего Севера, Дальнего Востока и Сибири – в центральные регионы Европейской части.

5. В последние годы обозначилась тенденция снижения уровня образования населения России. На это влияют несколько факторов:

- сокращение населения России, в основном старшего и среднего возраста, то есть населения с высоким уровнем образования (с 1990 по 2000 гг. оно сократилось на 5 млн. человек);

- снижение начального профессионального уровня трудовых ресурсов в результате сокращения числа учащихся в учреждениях начального образования (с 1990 по 2000 гг. на 123 тыс. чел.);

- угроза превращения российской демократической системы высшего образования в сословно-элитарную из-за роста платного образования, оплачиваемого из личных доходов населения.







Сейчас читают про: