Лекция 2. 1. Образование является одной из важнейших подсистем социальной сферы государства, обеспечивающей процесс получения человеком систематизированных знаний

Резюме

1. Образование является одной из важнейших подсистем социальной сферы государства, обеспечивающей процесс получения человеком систематизированных знаний, умений и навыков с целью их эффективного использования в профессиональной деятельности.

2. Важнейшими итогами XX в. в сфере образования являются: превращение образования из семейного в государственное дело; демократизация и диверсификация образования; интернационализация образования; гуманизация и гуманитаризация; превращение образования в ключевой компонент НТП и экономического роста; трансформация содержания и развитие технологий обучения.

3. Система образования любого масштаба управления (республика, регион, город, район) может быть охарактеризована совокупностью показателей: число учебных заведений, численность учащихся, выпуск учащихся, численность преподавательского состава.

4. На рубеже веков в России накопились проблемы, связанные с финансированием из бюджета, правовым обеспечением, ухудшением материально-технической базы, кадровым обеспечением и «старением» преподавательского корпуса, а также снижением уровня образования населения.

Каждый тип образовательного учреждения включает несколько видов, которые закреплены в соответствующих типовых положениях.

Например, дошкольные образовательные учреждения подразделяются на следующие виды: ясли, детские сады, центры развития ребенка, ДОУ компенсирующего вида, ДОУ комбинированного вида.

Задание для студентов: указать виды общеобразовательных учреждений (0,5 балла за ответ: начальные средние школы, общеобразовательные средние школы, гимназии, центры образования, лицеи и др.).

Специальные (коррекционные) образовательные учреждения для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии представлены учреждениями с I по VIII виды для лиц, имеющих различные отклонения в развитии.

По организационно-правовой форме образовательные учреждения могут быть:

- государственными (федерального подчинения или в ведении региональных органов управления образованием);

- муниципальными;

- негосударственными (частными, учреждениями общественных и религиозных организаций).

Действие законодательства Российской Федерации в области образования распространяется на все образовательные учреждения на территории Российской Федерации независимо от их организационно-правовых форм и подчиненности.

Составным элементом системы образования определяются также органы управления образованием и подведомственные им учреждения и организации. Правда, по мнению отдельных исследователей, органы управления образованием не должны входить в понятие системы образования, так как они – часть системы государственного управления образованием, то есть внешней по отношению к объекту управления (образованию) системы.

Принципиально новым инструментом управления в сфере образования для современной России стали договоры между министерством образования и науки и субъектами Российской Федерации.

В последние годы наблюдается тенденция роста региональной составляющей в финансировании образования. Однако министерство образования и науки все еще сталкивается с разного рода противодействиями и смешением функций.

Организационная структура управления образованием в Российской Федерации выглядит так:

Уровень управления Орган управления Примечание
Федеральный Министерство образования и науки РФ  
Региональный Органы субъектов РФ Возможные структуры: Департамент образования при правительстве области, края, республики; Комитет по образованию; Управление образованием; Министерство образования республики
Местный Муниципальный Возможные структуры: Городской (поселковый, сельский и т.д.) комитет по образованию; Городской отдел образования; Управление образованием при администрации города

Российская Федерация, согласно Закону «Об образовании», определяет общие правовые рамки функционирования системы образования и политику государства в этой области.

У каждого образовательного учреждения любого типа, вида, организационно правовой формы есть учредитель – физическое или юридическое лицо, создавшее данное учреждение.

Учредителем образовательного учреждения в соответствии со статьей 11 Закона «Об образовании» могут быть:

- органы государственной власти и органы местного самоуправления;

- отечественные и иностранные ассоциации всех форм собственности и их объединения;

- отечественные и иностранные общественные и частные фонды;

- общественные и религиозные организации (объединения), зарегистрированные на территории Российской Федерации;

- граждане Российской Федерации и иностранные граждане.

В случае реорганизации органов государственной власти, органов управления образованием или органов местного самоуправления права учредителя переходят к правопреемникам.

Для негосударственных образовательных учреждений допускается совместное учредительство.

Учредителем образовательных учреждений всех типов и видов, реализующих военные профессиональные образовательные программы, может быть только Правительство Российской Федерации.

Учредителем специального учебно-воспитательного учреждения закрытого типа для детей и подростков с девиантным поведением могут быть только федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Отношения между учредителем и образовательным учреждением определяются договором, заключенным между ними в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Особенности образовательного учреждения как некоммерческой организации.

Основным типом организаций, осуществляющих образовательную деятельность, является учреждение. Следовательно, учебные заведения вполне могут быть отнесены к некоммерческим организациям в форме учреждений.

Согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации, учреждение – это организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных и иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично». Деятельность образовательного учреждения также попадает под это определение.

Термин «некоммерческая» относится к организации, не ставящей своей целью извлечение прибыли от осуществления своей деятельности. Наряду с этим само по себе отсутствие такой цели вовсе не означает, что некоммерческая организация не может получать прибыли.

Учреждение как форма некоммерческой организации отличается от других форм организаций тремя чертами:

- учреждение финансируется собственником, то есть учредителем;

- учреждение не ставит своей основной целью извлечение прибыли;

- предпринимательской деятельностью учреждение может заниматься лишь в связи с необходимостью реализации его уставных целей.

К основным характерным чертам образовательного учреждения могут быть отнесены следующие:

1) образовательное учреждение – юридическое лицо со всеми вытекающими отсюда правами и обязанностями;

2) некоммерческий тип организации, осуществляющей образовательную деятельность;

3) имущество, переданное учредителем для осуществления образовательного процесса, находится в образовательном учреждении на правах оперативного управления, то есть предусматривает использование этого имущества для осуществления уставной деятельности, но не позволяет продавать или иным способом распоряжаться им;

4) право образовательного учреждения заниматься деятельностью, приносящей доходы, в том числе и предпринимательской, не связанной с образовательным процессом, и использовать для этого переданное ему имущество;

5) право собственности образовательного учреждения на доходы от самостоятельной деятельности и приобретенные на эти доходы объекты собственности, на продукты интеллектуального и творческого труда или самостоятельное распоряжение этими доходами.

Подчеркивая своеобразие образовательного учреждения, эти черты носят крайне противоречивый характер.

Задание: найти противоречия и объяснить их (5 баллов за работу).

Автономия образовательных учреждений.

Образовательные учреждения независимы в своей деятельности. Ранее идея автономии обсуждалась лишь для высших профессиональных образовательных учреждений; однако сейчас автономия образовательного учреждения никак не связывается с его типом или организационно-правовой формой.

Учебное заведение без согласования с учредителем может:

- осуществлять материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса в соответствии с государственными и местными нормативами в пределах собственных финансовых средств;

- привлекать для обеспечения своей деятельности дополнительные финансовые источники и материальные средства, в том числе использовать кредитные ресурсы негосударственного образовательного учреждения;

- формировать внутреннюю структуру управления, создавать структурные подразделения, кроме филиалов;

- реализовывать различные виды деятельности, в том числе предпринимательскую;

- распоряжаться доходами, полученными от осуществления самостоятельной деятельности;

- иметь самостоятельный баланс и лицевой счет;

- учреждать организации различных типов;

- реализовывать производимую продукцию, результаты работы, оказывать услуги.

Для государственных органов управления образованием в этом случае учебное заведение выступает как некая замкнутая до неко­то­рой степени единица. Доступными для воздействия оста­ются только:

- общие условия функционирования, включающие правовое про­странство, систему налогообложения, отношения собственности;

- объем выделяемых бюджетных средств и основные направ­ле­ния их использования, показатели количества обучающихся за счет этих ресурсов учащихся/студентов;

- контроль за соблюдением условий лицензии.

Учредитель может взять на себя обязательства по:

- финансированию подготовки специалистов, научно-исследовательских работ и развития материально-технической базы учебных заведений;

- финансированию отдельных программ и проектов из централизованных фондов учредителя;

- представлению интересов учебного заведения в органах государственной власти и управления;

- оказанию консультативных и методических услуг, обеспечению справочно-экономическими материалами и т.д.

Одновременно учредитель может предоставить образовательному учреждению определенные права по:

- использованию закрепленного имущества и земельных участков;

- самостоятельному использованию прибыли, полученной от осуществления уставной деятельности (некоммерческой и коммерческой);

- привлечению дополнительных источников финансирования уставной деятельности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: