Резюме
1. Образование является одной из важнейших подсистем социальной сферы государства, обеспечивающей процесс получения человеком систематизированных знаний, умений и навыков с целью их эффективного использования в профессиональной деятельности.
2. Важнейшими итогами XX в. в сфере образования являются: превращение образования из семейного в государственное дело; демократизация и диверсификация образования; интернационализация образования; гуманизация и гуманитаризация; превращение образования в ключевой компонент НТП и экономического роста; трансформация содержания и развитие технологий обучения.
3. Система образования любого масштаба управления (республика, регион, город, район) может быть охарактеризована совокупностью показателей: число учебных заведений, численность учащихся, выпуск учащихся, численность преподавательского состава.
4. На рубеже веков в России накопились проблемы, связанные с финансированием из бюджета, правовым обеспечением, ухудшением материально-технической базы, кадровым обеспечением и «старением» преподавательского корпуса, а также снижением уровня образования населения.
|
|
Каждый тип образовательного учреждения включает несколько видов, которые закреплены в соответствующих типовых положениях.
Например, дошкольные образовательные учреждения подразделяются на следующие виды: ясли, детские сады, центры развития ребенка, ДОУ компенсирующего вида, ДОУ комбинированного вида.
Задание для студентов: указать виды общеобразовательных учреждений (0,5 балла за ответ: начальные средние школы, общеобразовательные средние школы, гимназии, центры образования, лицеи и др.).
Специальные (коррекционные) образовательные учреждения для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии представлены учреждениями с I по VIII виды для лиц, имеющих различные отклонения в развитии.
По организационно-правовой форме образовательные учреждения могут быть:
- государственными (федерального подчинения или в ведении региональных органов управления образованием);
- муниципальными;
- негосударственными (частными, учреждениями общественных и религиозных организаций).
Действие законодательства Российской Федерации в области образования распространяется на все образовательные учреждения на территории Российской Федерации независимо от их организационно-правовых форм и подчиненности.
Составным элементом системы образования определяются также органы управления образованием и подведомственные им учреждения и организации. Правда, по мнению отдельных исследователей, органы управления образованием не должны входить в понятие системы образования, так как они – часть системы государственного управления образованием, то есть внешней по отношению к объекту управления (образованию) системы.
|
|
Принципиально новым инструментом управления в сфере образования для современной России стали договоры между министерством образования и науки и субъектами Российской Федерации.
В последние годы наблюдается тенденция роста региональной составляющей в финансировании образования. Однако министерство образования и науки все еще сталкивается с разного рода противодействиями и смешением функций.
Организационная структура управления образованием в Российской Федерации выглядит так:
Уровень управления | Орган управления | Примечание |
Федеральный | Министерство образования и науки РФ | |
Региональный | Органы субъектов РФ | Возможные структуры: Департамент образования при правительстве области, края, республики; Комитет по образованию; Управление образованием; Министерство образования республики |
Местный | Муниципальный | Возможные структуры: Городской (поселковый, сельский и т.д.) комитет по образованию; Городской отдел образования; Управление образованием при администрации города |
Российская Федерация, согласно Закону «Об образовании», определяет общие правовые рамки функционирования системы образования и политику государства в этой области.
У каждого образовательного учреждения любого типа, вида, организационно правовой формы есть учредитель – физическое или юридическое лицо, создавшее данное учреждение.
Учредителем образовательного учреждения в соответствии со статьей 11 Закона «Об образовании» могут быть:
- органы государственной власти и органы местного самоуправления;
- отечественные и иностранные ассоциации всех форм собственности и их объединения;
- отечественные и иностранные общественные и частные фонды;
- общественные и религиозные организации (объединения), зарегистрированные на территории Российской Федерации;
- граждане Российской Федерации и иностранные граждане.
В случае реорганизации органов государственной власти, органов управления образованием или органов местного самоуправления права учредителя переходят к правопреемникам.
Для негосударственных образовательных учреждений допускается совместное учредительство.
Учредителем образовательных учреждений всех типов и видов, реализующих военные профессиональные образовательные программы, может быть только Правительство Российской Федерации.
Учредителем специального учебно-воспитательного учреждения закрытого типа для детей и подростков с девиантным поведением могут быть только федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Отношения между учредителем и образовательным учреждением определяются договором, заключенным между ними в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Особенности образовательного учреждения как некоммерческой организации.
Основным типом организаций, осуществляющих образовательную деятельность, является учреждение. Следовательно, учебные заведения вполне могут быть отнесены к некоммерческим организациям в форме учреждений.
Согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации, учреждение – это организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных и иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично». Деятельность образовательного учреждения также попадает под это определение.
Термин «некоммерческая» относится к организации, не ставящей своей целью извлечение прибыли от осуществления своей деятельности. Наряду с этим само по себе отсутствие такой цели вовсе не означает, что некоммерческая организация не может получать прибыли.
|
|
Учреждение как форма некоммерческой организации отличается от других форм организаций тремя чертами:
- учреждение финансируется собственником, то есть учредителем;
- учреждение не ставит своей основной целью извлечение прибыли;
- предпринимательской деятельностью учреждение может заниматься лишь в связи с необходимостью реализации его уставных целей.
К основным характерным чертам образовательного учреждения могут быть отнесены следующие:
1) образовательное учреждение – юридическое лицо со всеми вытекающими отсюда правами и обязанностями;
2) некоммерческий тип организации, осуществляющей образовательную деятельность;
3) имущество, переданное учредителем для осуществления образовательного процесса, находится в образовательном учреждении на правах оперативного управления, то есть предусматривает использование этого имущества для осуществления уставной деятельности, но не позволяет продавать или иным способом распоряжаться им;
4) право образовательного учреждения заниматься деятельностью, приносящей доходы, в том числе и предпринимательской, не связанной с образовательным процессом, и использовать для этого переданное ему имущество;
5) право собственности образовательного учреждения на доходы от самостоятельной деятельности и приобретенные на эти доходы объекты собственности, на продукты интеллектуального и творческого труда или самостоятельное распоряжение этими доходами.
Подчеркивая своеобразие образовательного учреждения, эти черты носят крайне противоречивый характер.
Задание: найти противоречия и объяснить их (5 баллов за работу).
Автономия образовательных учреждений.
Образовательные учреждения независимы в своей деятельности. Ранее идея автономии обсуждалась лишь для высших профессиональных образовательных учреждений; однако сейчас автономия образовательного учреждения никак не связывается с его типом или организационно-правовой формой.
|
|
Учебное заведение без согласования с учредителем может:
- осуществлять материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса в соответствии с государственными и местными нормативами в пределах собственных финансовых средств;
- привлекать для обеспечения своей деятельности дополнительные финансовые источники и материальные средства, в том числе использовать кредитные ресурсы негосударственного образовательного учреждения;
- формировать внутреннюю структуру управления, создавать структурные подразделения, кроме филиалов;
- реализовывать различные виды деятельности, в том числе предпринимательскую;
- распоряжаться доходами, полученными от осуществления самостоятельной деятельности;
- иметь самостоятельный баланс и лицевой счет;
- учреждать организации различных типов;
- реализовывать производимую продукцию, результаты работы, оказывать услуги.
Для государственных органов управления образованием в этом случае учебное заведение выступает как некая замкнутая до некоторой степени единица. Доступными для воздействия остаются только:
- общие условия функционирования, включающие правовое пространство, систему налогообложения, отношения собственности;
- объем выделяемых бюджетных средств и основные направления их использования, показатели количества обучающихся за счет этих ресурсов учащихся/студентов;
- контроль за соблюдением условий лицензии.
Учредитель может взять на себя обязательства по:
- финансированию подготовки специалистов, научно-исследовательских работ и развития материально-технической базы учебных заведений;
- финансированию отдельных программ и проектов из централизованных фондов учредителя;
- представлению интересов учебного заведения в органах государственной власти и управления;
- оказанию консультативных и методических услуг, обеспечению справочно-экономическими материалами и т.д.
Одновременно учредитель может предоставить образовательному учреждению определенные права по:
- использованию закрепленного имущества и земельных участков;
- самостоятельному использованию прибыли, полученной от осуществления уставной деятельности (некоммерческой и коммерческой);
- привлечению дополнительных источников финансирования уставной деятельности.