double arrow

Внебюджетное финансирование системы образования

1. Недостаток бюджетного финансирования образования необходимость привлечения дополнительных средств в сферу образования.

2. Внебюджетное финансирование – расходование в режиме финансирования средств, поступающих из внебюджетных источников, за исключением возмещения расходов, связанных с получением этих средств.

Внебюджетное финансирование – расходование прибыли, полученной в результате приносящей доходы деятельности, а также пожертвований, полученных от «неучредителей», на возмещение расходов по тем видам деятельности, которые доходов не приносят, но по тем или иным причинам являются необходимыми для деятельности организации.

3. Источники поступления внебюджетных средств в образовательное учреждение:

- доходы, полученные за счет оказания дополнительных платных образовательных услуг;

- доходы, полученные образовательным учреждением от предпринимательской деятельности;

- добровольные пожертвования и целевые взносы физических и юридических лиц.

Привлечение внебюджетных средств не влечет за собой снижения нормативов бюджетного финансирования государственных и муниципальных образовательных учреждений.

Порядок организации платных образовательных услуг.

1. Правом предоставлять платные образовательные услуги обладают только юридические или физические лица, зарегистрировавшиеся в установленном порядке.

2. Деятельность по оказанию платных образовательных услуг лицензируется в порядке, установленном соответствующими нормативными документами федерального уровня. Только наличие лицензии дает право на получение налоговых льгот на образовательные услуги.

3. В уставе образовательного учреждения необходимо указать перечень дополнительных образовательных услуг. В случае, если указанный в уставе перечень оказывается недостаточным и руководство образовательного учреждения решает ввести еще образовательную услугу, то вначале необходимо внести в устав дополнения, которые регистрируются в установленном порядке. Если образовательное учреждение желает по окончании обучения выдавать государственные сертификаты установленного образца, то ему необходимо пройти процедуру аттестации и получить свидетельство. По каждому виду образовательных услуг учреждение должно иметь согласованные с соответствующим органом образовательные программы.

4. Дополнительные образовательные услуги не могут оказываться взамен и в рамках основной образовательной деятельности, финансируемой из средств бюджета.

5. Доход от платных дополнительных образовательных услуг за вычетом доли учредителя реинвестируется в образовательное учреждение, в том числе на развитие его учебно-материальной базы и увеличение расходов на заработную плату сотрудников. В противном случае прибыль приравнивается к прибыли от предпринимательской деятельности и облагается соответствующими налогами.

Основным критерием для разграничения основных образовательных программ, финансируемых из бюджета, и программ дополнительного обучения, за которые взимается плата с обучаемых, является объем учебных часов. Финансируемых в рамках основных образовательных программ с учетом устанавливаемого государственным образовательным стандартом.

Министерством образования и науки РФ дополнен и конкретизирован перечень дополнительных образовательных услуг:

1) Образовательные и развивающие услуги:

- изучение специальных дисциплин сверх часов и сверх программ по данной дисциплине, предусмотренной учебным планом;

- репетиторство с обучающимися из другого образовательного учреждения;

- различные курсы по: подготовке к поступлению в учебное заведение, изучению иностранных языков, повышению квалификации, переподготовке кадров с освоением новых специальностей (вождение автомобиля, машинопись, например);

- различные кружки;

- создание студий, групп, школ, факультативов по обучению и приобщению детей к знанию мировой культуры, то есть всему тому, что направлено на всестороннее развитие гармонической личности, но не может быть дано в рамках государственных образовательных стандартов;

- создание различных учебных групп и методов специального обучения детей с отклонениями в развитии;

- создание групп по адаптации детей к условиям школьной жизни.

2) Оздоровительные мероприятия: создание различных секций, групп по укреплению здоровья и т.д.

К платным государственным услугам, предоставляемым государственными и муниципальными образовательными учреждениями не могут относиться:

- снижение установленной наполняемости классов или групп, деление их на подгруппы при реализации основных образовательных программ;

- реализация основных общеобразовательных, общеобразовательных программ повышенного уровня и направленности общеобразовательными школами/классами с углубленным изучением отдельных предметов, а также гимназиями, лицеями, дошкольными образовательными учреждениями в соответствии с их статусом;

- факультативные, индивидуальные и групповые занятия, курсы по выбору за счет часов, отведенных в основных общеобразовательных программах;

- психологическое сопровождение образовательного процесса;

- проведение индивидуального консультирования по вопросам психологической помощи.

Законом предусмотрено, что привлечение на эти цели средств потребителей не допускается, в противном случае заработанные таким путем средства изымаются учредителем в его бюджет.

Законодательством предоставлено также право учебным заведениям вести предпринимательскую деятельность, то есть деятельность, направленную на получение дохода, превышающего расходы на его получение (прибыли).

К предпринимательской деятельности образовательного учреждения относятся:

- реализация и сдача в аренду основных фондов и имущества образовательного учреждения;

- торговля покупными товарами, оборудованием;

- оказание посреднических услуг;

- долевое участие в деятельности других учреждений и организаций;

- приобретение акций и иных ценных бумаг и получение доходов по ним;

- ведение приносящих доходы иных внереализационных операций, непосредственно не связанных с собственным производством предусмотренных уставом продукции, работ, услуг и с их реализацией (изготовление товаров народного потребления, оказание транспортных услуг, осуществление издательской деятельности).

Однако на практике большинство дошкольных и общеобразовательных учреждений занимаются одним – двумя видами предпринимательской деятельности. Самым распространенным является сдача в аренду помещения или транспорта.

Одним из возможных и достаточно популярных способов внебюджетного финансирования является привлечение средств благотворителя или спонсора. В странах Запада благотворительные пожертвования зачастую являются одним из основных источников финансирования образовательного учреждения. В дореволюционной России очень широко было развито меценатство, оказание благотворительной помощи школам, больницам, детским приютам было обязательной статьей расходов многих крупных предприятий. В современной России традиции благотворительности и спонсорства были практически полностью утрачены, и лишь в последние годы можно наблюдать возрождение этого общественного института.

Благотворительность – это бескорыстное добровольное пожертвование физическим и юридическим лицам, нуждающимся в материальной, организационной и другой помощи. Формами благотворительности являются меценатство и спонсорство.

Благотворительная помощь может быть одноразовой или систематической, материальной или в иной форме. Благотворитель может профинансировать конкретную целевую программу, подарить или разрешить бесплатно или на льготных условиях использовать объекты собственности, оказать помощь непосредственно личной работой, услугами или передачей результатов личной творческой деятельности, принять на себя затраты по полному бесплатному или частичному содержанию объектов благотворительности и т.д.

Меценатство – абсолютно бескорыстная передача каких-либо финансовых средств или материальных ценностей нуждающемуся в них человеку или организации. Как правило, меценат не заинтересован в том, чтобы его доброе дело получило огласку.

Спонсорство – добровольное бесприбыльное участие физических и юридических лиц в материальной поддержке какого-либо лица или учреждения с целью популяризации своего имени (названия), торговой марки и т.д. Спонсор в отличие от мецената оказывает помощь не просто так, а ради формирования благоприятного имиджа организации или конкретного человека.

Классификация внебюджетных доходов.

Основная деятельность, связанная с реализацией образовательного процесса. Прочая, разрешенная образо­ва­тель­ным учреждениям деятель­ность, приносящая доходы и не относящаяся к основной деятельности
Доходы от реализации обра­зо­ва­тельных услуг: обучение рос­сий­ских и иностранных уча­щих­ся, обучение на подго­тови­тель­ных курсах, тестирование школь­ников, консультирование по учебным дисциплинам, репе­титорство, переподготовка и по­вы­шение квалификации, углуб­ленное изучение отдельных дис­циплин сверх учебных про­г­рамм, дополнительное образо­ва­ние, обучение по индиви­дуаль­ным планам, прочие образо­ва­тель­ные услуги доходы от работы (услуг), выполняемых с использованием ресурсов образовательного учреждения (территории, помещений, оборудования и др.): создание автостоянок и гаражей, изготовление товаров народного потребления, ремонт бытовой и иной техники, оказание бытовых услуг, оказание посреднических услуг, проведение культурных и спортивно-оздоровительных мероприятий и выставок
Доходы от научной деятельности: создание и передача научной продукции, оказание услуг научного характера, выполнение научно-исследовательских работ на конкурсной основе нереализационные доходы: долевое участие в деятельности других учреждений и органи­за­ций, приобретение цен­ных бу­маг и получение дохо­дов по ним, вложение де­неж­ных средств на депо­зит­ные счета, предостав­ле­ние ресурсов ОУ в аренду, получение финансовых санкций и возмещение ущерба по судебным решениям
доходы от деятельности учеб­но­го заведения по обеспечению об­разовательного и научно-ис­сле­довательского процесса: учеб­но-производственная дея­тель­ность, работы по обслу­жи­ва­нию и ремонту в части обес­печения основной деятельности оу, деятельность по обеспе­че­нию учащихся питанием, про­жи­ванием, медицинским и куль­турным обслуживанием; дея­тель­ность по обеспечению про­живания работников оу, предо­с­тавление услуг библиотек, тран­спорта и т.д., предоставление икт услуг в рамках основной деятельности, другие услуги доходы от иных поступлений: взносы физических и юридических лиц, в том числе пожертвования, подарки, взносы, включая благотворительные и попечительские, целевые спонсорские и др.; реализация основных средств, материалов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов, включая утилизацию и сдачу драг.металлов.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: