Структуру рынка классифицируют по следующим критериям:
1. По экономическому назначению или по объекту выделяют
- рынок товаров и услуг;
- рынок факторов производства;
- рынок труда;
- рынок инвестиций;
- рынок ценных бумаг;
- финансовый рынок;
- денежный рынок;
- инновационный рынок и т.д.
2. По географическому положению
- местный (локальный) рынок;
- региональный рынок;
- национальный (внутренний) рынок;
- мировой (внешний) рынок.
3. По отраслям
- автомобильный;
- зерновой;
- рынок промышленных товаров и т.д.
4. По характеру продаж
- оптовый;
- розничный.
5. По степени ограничения конкуренции
- монополистический;
- олигополистический;
- свободный;
- смешанный.
6. По типу товарного производства
- простой, основанный на простом товарном производстве, где владелец средств производства и работник - одно лицо, рабочая сила товаром не является, а товарное производство не является всеобщим;
- капиталистический, основанный на капиталистическом товарном производстве, где владелец средств производства один, а работник - другой, рабочая сила является товаром, товарное производство является всеобщим;
- смешанный (регулируемый), основанный на индустриальном товарном производстве с высоким индустриальным уровнем развития производительных сил, когда роль работника начинают выполнять машины, преобладает смешанная форма собственности (государственно-частная), все продается и покупается, а рынок существует только как симбиоз с государством.
Выделяют два типа рыночных структур:
1. Рынок совершенной конкуренции - тип рыночной структуры, основанный на полной (совершенной) информации субъектов рынка друг о друге. Рынок совершенной конкуренции имеет следующие черты:
- слабый контроль над ценами или его отсутствие;
- однородность выпускаемой продукции;
-свободная конкуренция.
Рынок совершенной конкуренции стихийный, нерегулируемый механизм экономического развития. В настоящее время его в чистом виде не существует. Следовательно, рынок совершенной конкуренции - научная абстракция.
2. Рынок несовершенной конкуренции - тип рыночной структуры, основанный на не полной (несовершенной) информации субъектов рынка друг о друге. Выделяют следующие модификации рынка несовершенной конкуренции:
2.1. Чистая монополия - тип рыночной структуры, в основе которой лежит исключительное право одного на контроль над ценами (один продаю - monos poleos):
а) полный контроль над ценами;
б) однородность выпускаемой продукции.
2.2. Дуополия (двое продают) - тип рыночной структуры, в основе которой лежит частичный контроль над ценами между двумя фирмами:
а) частичный контроль над ценами;
б) однородность выпускаемой продукции.
2.3. Олигополия (несколько, небольшое количество фирм продают) - тип рыночной структуры, в основе которой лежит частичный контроль над ценами между небольшим количеством фирм:
а) частичный контроль над ценами;
б) допускается незначительная дифференциация предлагаемой продукции.
2.4. Монополистическая конкуренция с дифференциацией продукции - тип рыночной структуры, которая предполагает острую конкурентную борьбу между множеством производителей за монополизацию рынка:
а) слабый контроль над ценами;
б) дифференциация выпускаемой продукции.
2.5. Монопсония (monos psoneos - один покупаю) - тип рыночной структуры, основанный на исключительном контроле над ценами со стороны покупателя:
а) полный контроль над ценами;
б) широкая дифференциация продукции.
4 вопрос. Рынок невозможен без развитой инфраструктуры, т.е. вспомогательных отраслей и организаций.
Инфраструктура рынка - это совокупность учреждений, государственных и коммерческих фирм, обеспечивающих успешное функционирование рыночных отношений.
Основными элементами классической рыночной инфраструктуры являются: торговая сеть, биржи и банки.
1. Торговая сеть представлена следующими учреждениями:
Магазин (от фр.magazin - хранилище, склад, амбар) - помещение для хранения и продажи товаров. В магазинах осуществляется розничная торговля.
Аукцион (от лат.auctio - публичные торги) - это продажа товаров на условиях состязательности между покупателями. Победители аукциона получают право приобретения товара. Наряду с внутренними аукционами проводятся и международные аукционы: пушной - в Санкт-Петербурге, по продаже племенных коней - в Москве, по продаже предметов искусства фирмы «Сотби» - в Лондоне и другие.
Ярмарки (от нем. jahrmarkt - ежегодный рынок) - это регулярно, периодически организуемый рынок, который функционирует в определенном месте в установленное время.
Ярмарки возникли в средневековой Европе и первоначально в целях безопасности проводились у стен крепостей и монастырей. Они являлись основной формой торговли.
По мере развития регулярной торговой сети (конец XIX - начало ХХ в.) роль ярмарок снизилась, и изменились их функции. Ярмарки превратились в регулярные коммерческие выставки, демонстрирующие предлагаемую для продажи продукцию.
Различают отраслевые, универсальные, региональные и международные ярмарки. Проведение ярмарок сочетается с организацией научно-технических конференций и симпозиумов. Наиболее крупные ежегодные международные ярмарки проводятся в Париже, Милане, Торонто, Иокагаме, Лейпциге, Вене и других городах.
Знаменитые российские ярмарки:
- Нижегородская, проводившаяся с 1 августа по 15 сентября;
- Киевская - с 22 февраля по 15 марта;
- Бакинская - с 20 мая по 5 июня;
- Тюменская - с 18 июня по 1 августа и др.
В настоящее время некоторые из них возрождаются.
2. Биржа (от лат. bursa - кошелек) как форма организации, контроля и регулирования рынка известна с XYI в. Первой в мире считается основанная в 1531 г. в Антверпене биржа, на здании которой была надпись: «Для торговых людей всех народов и языков».