Структура рынка - это внутреннее строение отдельных элементов рынка

Структуру рынка классифицируют по следующим критериям:

1. По экономическому назначению или по объекту выделяют

- рынок товаров и услуг;

- рынок факторов производства;

- рынок труда;

- рынок инвестиций;

- рынок ценных бумаг;

- финансовый рынок;

- денежный рынок;

- инновационный рынок и т.д.

2. По географическому положению

- местный (локальный) рынок;

- региональный рынок;

- национальный (внутренний) рынок;

- мировой (внешний) рынок.

3. По отраслям

- автомобильный;

- зерновой;

- рынок промышленных товаров и т.д.

4. По характеру продаж

- оптовый;

- розничный.

5. По степени ограничения конкуренции

- монополистический;

- олигополистический;

- свободный;

- смешанный.

6. По типу товарного производства

- простой, основанный на простом товарном производстве, где владелец средств производства и работник - одно лицо, рабочая сила товаром не является, а товарное производство не является всеобщим;

- капиталистический, основанный на капиталистическом товарном производстве, где владелец средств производства один, а работник - другой, рабочая сила является товаром, товарное производство является всеобщим;

- смешанный (регулируемый), основанный на индустриальном товарном производстве с высоким индустриальным уровнем развития производительных сил, когда роль работника начинают выполнять машины, преобладает смешанная форма собственности (государственно-частная), все продается и покупается, а рынок существует только как симбиоз с государством.

Выделяют два типа рыночных структур:

1. Рынок совершенной конкуренции - тип рыночной структуры, основанный на полной (совершенной) информации субъектов рынка друг о друге. Рынок совершенной конкуренции имеет следующие черты:

- слабый контроль над ценами или его отсутствие;

- однородность выпускаемой продукции;

-свободная конкуренция.

Рынок совершенной конкуренции стихийный, нерегулируемый механизм экономического развития. В настоящее время его в чистом виде не существует. Следовательно, рынок совершенной конкуренции - научная абстракция.

2. Рынок несовершенной конкуренции - тип рыночной структуры, основанный на не полной (несовершенной) информации субъектов рынка друг о друге. Выделяют следующие модификации рынка несовершенной конкуренции:

2.1. Чистая монополия - тип рыночной структуры, в основе которой лежит исключительное право одного на контроль над ценами (один продаю - monos poleos):

а) полный контроль над ценами;

б) однородность выпускаемой продукции.

2.2. Дуополия (двое продают) - тип рыночной структуры, в основе которой лежит частичный контроль над ценами между двумя фирмами:

а) частичный контроль над ценами;

б) однородность выпускаемой продукции.

2.3. Олигополия (несколько, небольшое количество фирм продают) - тип рыночной структуры, в основе которой лежит частичный контроль над ценами между небольшим количеством фирм:

а) частичный контроль над ценами;

б) допускается незначительная дифференциация предлагаемой продукции.

2.4. Монополистическая конкуренция с дифференциацией продукции - тип рыночной структуры, которая предполагает острую конкурентную борьбу между множеством производителей за монополизацию рынка:

а) слабый контроль над ценами;

б) дифференциация выпускаемой продукции.

2.5. Монопсония (monos psoneos - один покупаю) - тип рыночной структуры, основанный на исключительном контроле над ценами со стороны покупателя:

а) полный контроль над ценами;

б) широкая дифференциация продукции.

4 вопрос. Рынок невозможен без развитой инфраструктуры, т.е. вспомогательных отраслей и организаций.

Инфраструктура рынка - это совокупность учреждений, государственных и коммерческих фирм, обеспечивающих успешное функционирование рыночных отношений.

Основными элементами классической рыночной инфраструктуры являются: торговая сеть, биржи и банки.

1. Торговая сеть представлена следующими учреждениями:

Магазин (от фр.magazin - хранилище, склад, амбар) - помещение для хранения и продажи товаров. В магазинах осуществляется розничная торговля.

Аукцион (от лат.auctio - публичные торги) - это продажа товаров на условиях состязательности между покупателями. Победители аукциона получают право приобретения товара. Наряду с внутренними аукционами проводятся и международные аукционы: пушной - в Санкт-Петербурге, по продаже племенных коней - в Москве, по продаже предметов искусства фирмы «Сотби» - в Лондоне и другие.

Ярмарки (от нем. jahrmarkt - ежегодный рынок) - это регулярно, периодически организуемый рынок, который функционирует в определенном месте в установленное время.

Ярмарки возникли в средневековой Европе и первоначально в целях безопасности проводились у стен крепостей и монастырей. Они являлись основной формой торговли.

По мере развития регулярной торговой сети (конец XIX - начало ХХ в.) роль ярмарок снизилась, и изменились их функции. Ярмарки превратились в регулярные коммерческие выставки, демонстрирующие предлагаемую для продажи продукцию.

Различают отраслевые, универсальные, региональные и международные ярмарки. Проведение ярмарок сочетается с организацией научно-технических конференций и симпозиумов. Наиболее крупные ежегодные международные ярмарки проводятся в Париже, Милане, Торонто, Иокагаме, Лейпциге, Вене и других городах.

Знаменитые российские ярмарки:

- Нижегородская, проводившаяся с 1 августа по 15 сентября;

- Киевская - с 22 февраля по 15 марта;

- Бакинская - с 20 мая по 5 июня;

- Тюменская - с 18 июня по 1 августа и др.

В настоящее время некоторые из них возрождаются.

2. Биржа (от лат. bursa - кошелек) как форма организации, контроля и регулирования рынка известна с XYI в. Первой в мире считается основанная в 1531 г. в Антверпене биржа, на здании которой была надпись: «Для торговых людей всех народов и языков».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: