Смысловые аспекты информации:
Важно, чтобы информация для потребителя имела смысл. Потребитель оценивает информацию в зависимости от того, где и для какой конкретной задачи эта информация используется. Выделяют следующие аспекты информации:
1. Синтаксический – связан со способом представления информации. В зависимости от процесса, в котором участвует информация, она представляется в виде специальных знаков, символов
2. Семантический – позволяет оценить смысл передаваемой информации и определяется семантическими связями между словами или другими смысловыми элементами языка.
3. Прагматический – определяет возможность достижения поставленной цели с использованием полученной информации. Этот аспект влияет на поведение потребителя. Если информация является эффективной, то ведение потребителя меняется в желаемом направлении.
Знания как верхний уровень информации
Знания – итог теоретической и практической деятельности человека.
Информация в виде знаний отличается высокой степенью структурированности.
Получая информацию, пользователь превращает ее путем интеллектуального усвоения (информационно-когнитивного процесса) в свои новые знания.
Когнитивный процесс:
Данныеà Восприятие à понимание à информация à новые знания
Жизненный цикл информации (в виде пирамиды)
Количество информации как мера уменьшения неопределенности знания
Древние греки придумали наглядное изображения процесса познания
Незнание
Круг – наши знания
Область незнания – область вне круга
Окружность – граница между знанием и незнанием
Длина окружности – мера незнания в этой модели
Процесс познания – расширяет круг знаний
Информация, которую получает человек можно считать мерой уменьшения неопределенности знания. Если некоторое сообщение приводит к уменьшению неопределенности наших знаний, то такое сообщение содержит информацию
За единицу количества информации принято такое количество информации, которое содержится в сообщении, уменьшающее неопределенность знания в два раза. Такая единица называется бит.
Чем больше начальное число возможных равновероятных событий тем больше начальная неопределенность нашего знания и, соответственно, тем большее количество информации будет содержать сообщение о результатах опыта.
Существует формула, которая связывает между собой количество возможных событий
N и количество информации I:
N=2i
Информационные системы и технологии (ИС, ИТ)