Социально-экономическая структура феодального общества. Монополия церкви на образование

(* Все развитие пед.мысли и школы в рассматриваемый исторический период (1-16 в.н.э.) было подчинено религиозным идеям (и в Западной, и в Восточной, и в Южной Европе). Всеобъемлющим было влияние христианства. Первые христ.общины возникли в 1 тыс. Христианство сразу привлекло людей, как система веры, потому что в его основе положена идея равенства всех – богатых и бедных, равенство перед Богом. Эта вера обещала рай на небе тем, кто страдал на Земле. По учению Христа: «Последние будут первыми, первые – последними». Поэтому уже в 301 году в Армении религия христианства стала гос.религией, ам оттуда получила распространение по всей Европе. В этот период происходил распад Римской Империи. В результате распада появились направления христианства. Возникла Византия. *)

(*Содержание обучения в школах имело религиозный характер, офиц.языком была латынь. В школах царила суровая дисциплина.*)

Средние века – огромный исторический пласт, захватывающий более двенадцати столетий. В рамках средневековья обычно выделяют три периода: V –X вв. – раннее средневековье, XI –XIII вв. – развитое или высокое средневековье и XIV – XVI вв. – позднее средневековье, называемое также эпохой Возрождения.

Начало средневековья в Центральной, Западной и Южной Европе связано с распадом Римской империи (IV в.). В этот период, начавшийся с V века, на смену изжившему себя рабовладельческому обществу приходит новый жизненный уклад, связанный с зарождением феодальных отношений.

Все образование и культура в этот период находится в руках церкви и религиозных организаций: в Византии под воздействием православного христианства, в Западноевропейских странах – воздействие католической религии. Католицизм и православие проповедовали покорность, терпение, ущемление земных интересов и потребностей для спасения души в будущей загробной жизни. Учитель не щадил своих учеников за ошибки, в школах были широко распространены жестокие телесные наказания. Они одобрялись церковью, которая учила «что природа человека греховна», а телесные наказания способствуют спасению души, изгоняют из ребенка «дьявольское начало». Связь средневековой культуры с христианской религией, необходимость использовать при богослужении книги на латинском языке обусловливали в Западной Европе своеобразный тип школ, содержание обучения в которых имело религиозный характер, официальным языком, на котором осуществлялось преподавание, была латынь, чужой язык для большинства европейских народов. В школах царила суровая дисциплина, догматическое, основанное на неосознанном заучивании текстов обучение.

2.2. Воспитание и образование в Византии. В 395 г. Римская империя распалась на Западную и Восточную (Византийскую). Византия просуществовала более тысячи лет, рухнула в 1453 под ударами турецких завоевателей. Уровень образованности в средневековой Византии был весьма значителен и заметно превосходил уровень образованности в Западной Европе. Социального ограничения на получение образования не существовало. Примечательной чертой общественной жизни являлся высокий социальный статус образованных людей. «Образованность – величайшая из добродетелей» – гласит один из императорских указов. В Византии, в отличие от большинства средневековых государств, отсутствовала монополия церкви на образование. Светская власть в лице императора диктовала условия и ход развития школьного дела.

В истории просвещения и педагогической мысли Византии несколько этапов. На первом этапе (IV –IX вв.) заметно воздействие идеологии раннего христианства и традиций античной образованности. Этап IX – XII вв. известен как наивысший подъем просвещения. Его начало связано с деятельностью Константина VII Багрянородного (913-959 гг.), когда были открыты новые учебные заведения и появились различные труды энциклопедического содержания. Константин поощрял деятельность ученых по организации образования. Но в XII– XV вв. просвещение и педагогическая мысль оказались в глубоком кризисе. Многие ученые уезжали в Европу, увозили лучшие труды, произведения искусства античного мира, что способствовало распространению Византийской культуры, просвещению в Европе.

В средневековом обществе зародились две образовательные системы религиозная и рыцарская, позже появилась светская. Каждая из них имела свои особенности и предусматривала определенную цель.

Система школ в Византии:

1. Начальное образование – пропедиа, дети поступали в нее в 5-7 лет.

2. Грамматические школы – педиа (с 10-12 до 16-17)

3. В 425г. была учреждена высшая школа – аудиториум (позже была названа «золотой школой»)

В IX-XII вв. в Византии был наивысший подъем просвещения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: