Социальная работа с женщинами, подвергшимися насилию

Социальная работа с умственно отсталыми

В большинстве экономически развитых странах суще­ствует социальное законодательство регулирующее это на­правление социальной работы. Так, в Швеции законода­тельство по заботе об умственно отсталых гарантирует та­ким людям доступ к образованию, развлечению, орудиям и предметам труда, которые дают им возможность жить пол­нокровной (насколько это возможно) жизнью, пользовать­ся благами, как всем гражданам. Оно позволяет отказаться от их содержания в специальных пансионатах и перейти к созданию необходимых жилищ­ных условий в обычных домах, обеспечивая детей квалифи­цированным уходом и помощью на дому со стороны спе­циально подготовленного персонала. Закон предусматривает организацию спе­циальной системы образования для умственно отсталой молодежи, которая готовит их к продуктивной жизни по достижению совершеннолетия и помогает получить опла­чиваемую работу.

В странах Западной Европы, США, Канаде и Австра­лии обслуживание умственно отсталых осуществляется (по­мимо психических больниц и домов-интернатов) в специа­лизированных стационарах и диспансерах. Важное место при этом занимают и амбулаторные формы их обслужива­ния. Элементарное обучение умственно недоразвитых детей осуществляет специальный сектор основной общеобразова­тельной школы. Профессиональное обучение организуется в подразделениях государственной системы обеспечения инвалидов с недостатками умственного развития. Со взрос­лыми, которым недоступна работа ни на обычном произ­водстве, ни на специализированных предприятиях, занима­ются специальные инструкторы для приобщения их к по-­сильному труду.

Для реализации права умственно отсталых иметь дос­туп к средствам, которые им требуются для игры, развлече­ния и культурного совершенствования, созданы специаль­ные работающие в дневные часы центры.

Проблему жилищно-бытового устройства умственно слаборазвитых взрослых, которые проживают вместе со своими стареющими родителями решают путем помещения их в специальные не­большие жилые комплексы — интернаты, где организуется питание и помощь социальных работников, которые при­званы подготовить клиентов к самостоятельному быту, ока­зывать им помощь в ведении личных дел.

В ряде Европейских стран существует так называемые дома-приюты для женщин, вынужденных уходить из дома из-за семейных неурядиц, крайне жестокого обращения с ними их близких. В дом-приют женщины приходят во время кризиса. Эти дома предназначены и для их детей, пытающихся избежать психофизических травм. Здесь они могут обратиться за помощью к психологу, адвокату, педагогу, социальному работнику.

Испанские специалисты выделяют 6 видов агрессии во взаимоотношениях:

— спорадическая агрессия, являющаяся финалом царя­щего и нарастающего в семье напряжения и выливающаяся в физическое насилие;

— повторяющиеся, но не регулярные агрессии, возни­кающие после определенного периода сосуществования при появлении любовника или любовницы, при наличии в семье больного или умственно отсталого ребенка;

— многоплановые агрессии, ставшие обычной формой взаимоотношений;

—агрессия, вызванная хроническим алкоголизмом, ре­зультатом которого является состояние белой горячки;

— агрессия на почве шизофрении одного из супругов или же параноидальной ревности партнера;

— агрессии во взаимоотношениях разведенных супру­гов: посягательство на чужое жилье, сексуальные посяга­тельства, шантажирование детьми, невыплата алиментов и др.

Специалисты социальных служб предлагают ряд вари­антов решения проблемы агрессии в зависимости от вида агрессии:

— ускорение ведения дел в судах (для первой и второй групп агрессии);

— разъяснительная работа среди групп риска и повы­шение значимости домов-приютов (для третьего вида аг­рессии);

— медицинское лечение (для четвертого и пятого ви­дов агрессии).

Для шестого типа агрессии предлагается законодатель­ное оформление родительских прав на детей в соответст­вующих судебных инстанциях.

Социальная работа с несовершеннолетними правонарушителями и подростками "группы риска"

К категории "группы риска" относятся те несовершен­нолетние, в среде которых высока вероятность совершения противоправных действий. Работа с ними строится, как правило на основе целого ряда программ. Например, в США такие программы нацелены на соз­дание небольших исправительных учреждений и служб, ко­торые позволяют детям остаться вблизи их семей. Программами охвачено множество интернатов различ­ного типа: от открытых интернатов с постоянно прожи­вающими в них персоналом до используемых в крайнем случае приютов, где могут быть удовлетворены основные потребности в жилище и питании, где бежавшие из дома дети могут получить информацию о других добровольных службах.

Наряду с интернатами детям и их родителям предлага­ется целый ряд других моделей: круглосуточно работающая служба по оказанию помощи при острой нужде, консультативные учреждения для семей и отдельных лиц, "групповая терапия", службы по трудоустройству на неполный рабочий день, альтернативные учебные программы для школ и др.

Основные усилия направлены на то, чтобы "выхва­тить" несовершеннолетнего из формальной системы судов по делам о несовершеннолетних и передать заботу о нем местным организациям, не относящимся к системе право­судия; вывести несовершеннолетних за рамки интернатов, колоний или тюрем, предложив целый ряд программ, при­званных помочь отдельным лицам или семьям при чрезвы­чайных обстоятельствах, оказать содействие в организации досуга, в учебно-воспитательной работе, в трудоустройстве. Речь идет о трех типах программ:

а) Базовые программы полиции

Существуют специальные полицейские атлетические клу­бы, которые привлекают несовершеннолетних к полезным делам, и тем самым содействуют укреплению отношений в семье. Когда становится очевидным, что восстановление определенной стабильности в семейных отношениях вновь возможно, что эта стабильность может послужить прочной основой для изменения поведения подростка, то он может снова вернуться к родителям.

б) Базовые программы судов по делам о несовершенно­летних

Эти многообразные и сориентированные на реабили­тацию несовершеннолетних программы концентрируются на круге лиц, которые были направлены в суд по делам о несовершеннолетних вследствие совершения ими определен­ных правонарушений.

в) Базовые программы школ

Школьные программы подразделяются на две группы: программы для нормальных и т.н. специальных школ, т.е. школ, рассчитанных на "трудных" и осужденных подрост­ков.

Эти программы помога­ют избежать изоляции какой-либо группы подростков, по­зволяя им в то же время посещать в школе занятия, на­правленные на профилактику преступности несовершенно­летних и рассчитанные при этом на всех школьников.

В 1967 году бы­ли созданы бюро социальных услуг молодежи. Эти учреж­дения являются координационными центрами, создавае­мыми общинами с целью оказания помощи осужденным и неосужденным подросткам, направляемым полицией, су­дом по делам о несовершеннолетних, социальной службой, родителями или школой.

С лишением свободы несовершеннолетних и отбывани­ем наказания связаны две категории учреждений: закрытые места лишения свободы и закрытые воспитательные заве­дения. Закрытые места лишения свободы — это учрежде­ния, ограничивающие физическую свободу передвижения несовершеннолетних, осужденных за совершение преступ­ления, находящихся в предварительном заключении, на время проверки фактических обстоятельств дела. Закрытые воспитательные — это все государственные или частные организации, призванные разместить и ограничить свободу передвижения несовершеннолетних, направленных по ре­шению суда или осужденных за совершение наказуемого деяния. К воспитательным учреждениям относятся как откры­тые приюты и общежития, так и закрытые заведения. Су­ществует четыре типа воспитательных заведений для несо­вершеннолетних, степень лишения свободы в которых мо­жет быть очень разной: школы по перевоспитанию, молодежные лагеря и ранчо, закрытые приюты и детские дома, центры круглосуточного надзора.

В целом ряде случаев направлению в соответствующие учреждение или прикреплению к определенной программе предшествует психиатрическое обследование в специализи­рованном диагностическом учреждении для несовершенно­летних. Психиатрическое освидетельствование берет на себя государственная диагностическая служба для молоде­жи. Работа с несовершеннолетними концентрируется на воспитании и профессиональ­ной подготовке, на оказании помощи по ресоциализации после освобождения из мест лишения свободы.

Свои особенности имеются в социальной работе с условно осу­жденными или досрочно выпущенными из-под стражи. На период условного осуждения под­росткам всегда определяется наставник. Именно в отноше­нии подростков с приговором часто связаны обязанности, которые затрагивают образ жизни осужденного (например, место пребывания, посещение курсов, запрещение посе­щать определенные кафе, рестораны и т.д.). Социальный работник должен следить за выполнением этих обязанно­стей и регулярно сообщать об этом судье. Кроме того, он обязан помогать подростку при решении всех его проблем.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: