Социальная работа с умственно отсталыми
В большинстве экономически развитых странах существует социальное законодательство регулирующее это направление социальной работы. Так, в Швеции законодательство по заботе об умственно отсталых гарантирует таким людям доступ к образованию, развлечению, орудиям и предметам труда, которые дают им возможность жить полнокровной (насколько это возможно) жизнью, пользоваться благами, как всем гражданам. Оно позволяет отказаться от их содержания в специальных пансионатах и перейти к созданию необходимых жилищных условий в обычных домах, обеспечивая детей квалифицированным уходом и помощью на дому со стороны специально подготовленного персонала. Закон предусматривает организацию специальной системы образования для умственно отсталой молодежи, которая готовит их к продуктивной жизни по достижению совершеннолетия и помогает получить оплачиваемую работу.
В странах Западной Европы, США, Канаде и Австралии обслуживание умственно отсталых осуществляется (помимо психических больниц и домов-интернатов) в специализированных стационарах и диспансерах. Важное место при этом занимают и амбулаторные формы их обслуживания. Элементарное обучение умственно недоразвитых детей осуществляет специальный сектор основной общеобразовательной школы. Профессиональное обучение организуется в подразделениях государственной системы обеспечения инвалидов с недостатками умственного развития. Со взрослыми, которым недоступна работа ни на обычном производстве, ни на специализированных предприятиях, занимаются специальные инструкторы для приобщения их к по-сильному труду.
Для реализации права умственно отсталых иметь доступ к средствам, которые им требуются для игры, развлечения и культурного совершенствования, созданы специальные работающие в дневные часы центры.
Проблему жилищно-бытового устройства умственно слаборазвитых взрослых, которые проживают вместе со своими стареющими родителями решают путем помещения их в специальные небольшие жилые комплексы — интернаты, где организуется питание и помощь социальных работников, которые призваны подготовить клиентов к самостоятельному быту, оказывать им помощь в ведении личных дел.
В ряде Европейских стран существует так называемые дома-приюты для женщин, вынужденных уходить из дома из-за семейных неурядиц, крайне жестокого обращения с ними их близких. В дом-приют женщины приходят во время кризиса. Эти дома предназначены и для их детей, пытающихся избежать психофизических травм. Здесь они могут обратиться за помощью к психологу, адвокату, педагогу, социальному работнику.
Испанские специалисты выделяют 6 видов агрессии во взаимоотношениях:
— спорадическая агрессия, являющаяся финалом царящего и нарастающего в семье напряжения и выливающаяся в физическое насилие;
— повторяющиеся, но не регулярные агрессии, возникающие после определенного периода сосуществования при появлении любовника или любовницы, при наличии в семье больного или умственно отсталого ребенка;
— многоплановые агрессии, ставшие обычной формой взаимоотношений;
—агрессия, вызванная хроническим алкоголизмом, результатом которого является состояние белой горячки;
— агрессия на почве шизофрении одного из супругов или же параноидальной ревности партнера;
— агрессии во взаимоотношениях разведенных супругов: посягательство на чужое жилье, сексуальные посягательства, шантажирование детьми, невыплата алиментов и др.
Специалисты социальных служб предлагают ряд вариантов решения проблемы агрессии в зависимости от вида агрессии:
— ускорение ведения дел в судах (для первой и второй групп агрессии);
— разъяснительная работа среди групп риска и повышение значимости домов-приютов (для третьего вида агрессии);
— медицинское лечение (для четвертого и пятого видов агрессии).
Для шестого типа агрессии предлагается законодательное оформление родительских прав на детей в соответствующих судебных инстанциях.
Социальная работа с несовершеннолетними правонарушителями и подростками "группы риска"
К категории "группы риска" относятся те несовершеннолетние, в среде которых высока вероятность совершения противоправных действий. Работа с ними строится, как правило на основе целого ряда программ. Например, в США такие программы нацелены на создание небольших исправительных учреждений и служб, которые позволяют детям остаться вблизи их семей. Программами охвачено множество интернатов различного типа: от открытых интернатов с постоянно проживающими в них персоналом до используемых в крайнем случае приютов, где могут быть удовлетворены основные потребности в жилище и питании, где бежавшие из дома дети могут получить информацию о других добровольных службах.
Наряду с интернатами детям и их родителям предлагается целый ряд других моделей: круглосуточно работающая служба по оказанию помощи при острой нужде, консультативные учреждения для семей и отдельных лиц, "групповая терапия", службы по трудоустройству на неполный рабочий день, альтернативные учебные программы для школ и др.
Основные усилия направлены на то, чтобы "выхватить" несовершеннолетнего из формальной системы судов по делам о несовершеннолетних и передать заботу о нем местным организациям, не относящимся к системе правосудия; вывести несовершеннолетних за рамки интернатов, колоний или тюрем, предложив целый ряд программ, призванных помочь отдельным лицам или семьям при чрезвычайных обстоятельствах, оказать содействие в организации досуга, в учебно-воспитательной работе, в трудоустройстве. Речь идет о трех типах программ:
а) Базовые программы полиции
Существуют специальные полицейские атлетические клубы, которые привлекают несовершеннолетних к полезным делам, и тем самым содействуют укреплению отношений в семье. Когда становится очевидным, что восстановление определенной стабильности в семейных отношениях вновь возможно, что эта стабильность может послужить прочной основой для изменения поведения подростка, то он может снова вернуться к родителям.
б) Базовые программы судов по делам о несовершеннолетних
Эти многообразные и сориентированные на реабилитацию несовершеннолетних программы концентрируются на круге лиц, которые были направлены в суд по делам о несовершеннолетних вследствие совершения ими определенных правонарушений.
в) Базовые программы школ
Школьные программы подразделяются на две группы: программы для нормальных и т.н. специальных школ, т.е. школ, рассчитанных на "трудных" и осужденных подростков.
Эти программы помогают избежать изоляции какой-либо группы подростков, позволяя им в то же время посещать в школе занятия, направленные на профилактику преступности несовершеннолетних и рассчитанные при этом на всех школьников.
В 1967 году были созданы бюро социальных услуг молодежи. Эти учреждения являются координационными центрами, создаваемыми общинами с целью оказания помощи осужденным и неосужденным подросткам, направляемым полицией, судом по делам о несовершеннолетних, социальной службой, родителями или школой.
С лишением свободы несовершеннолетних и отбыванием наказания связаны две категории учреждений: закрытые места лишения свободы и закрытые воспитательные заведения. Закрытые места лишения свободы — это учреждения, ограничивающие физическую свободу передвижения несовершеннолетних, осужденных за совершение преступления, находящихся в предварительном заключении, на время проверки фактических обстоятельств дела. Закрытые воспитательные — это все государственные или частные организации, призванные разместить и ограничить свободу передвижения несовершеннолетних, направленных по решению суда или осужденных за совершение наказуемого деяния. К воспитательным учреждениям относятся как открытые приюты и общежития, так и закрытые заведения. Существует четыре типа воспитательных заведений для несовершеннолетних, степень лишения свободы в которых может быть очень разной: школы по перевоспитанию, молодежные лагеря и ранчо, закрытые приюты и детские дома, центры круглосуточного надзора.
В целом ряде случаев направлению в соответствующие учреждение или прикреплению к определенной программе предшествует психиатрическое обследование в специализированном диагностическом учреждении для несовершеннолетних. Психиатрическое освидетельствование берет на себя государственная диагностическая служба для молодежи. Работа с несовершеннолетними концентрируется на воспитании и профессиональной подготовке, на оказании помощи по ресоциализации после освобождения из мест лишения свободы.
Свои особенности имеются в социальной работе с условно осужденными или досрочно выпущенными из-под стражи. На период условного осуждения подросткам всегда определяется наставник. Именно в отношении подростков с приговором часто связаны обязанности, которые затрагивают образ жизни осужденного (например, место пребывания, посещение курсов, запрещение посещать определенные кафе, рестораны и т.д.). Социальный работник должен следить за выполнением этих обязанностей и регулярно сообщать об этом судье. Кроме того, он обязан помогать подростку при решении всех его проблем.