Социальная работа с наркоманами
На общегосударственном уровне в Швеции наиболее заметной организацией выступает Центральный Союз по антиалкогольному и антинаркологическому просвещению. Основная работа по борьбе с наркоманией ведется на уровне губерний и коммун. В коммуне к подобной деятельности привлечены учреждения социальной службы, здравоохранения, народного образования, полиции, исправительные колонии, общественные объединения и частные лица, научные институты. В этой схеме головным звеном является Социальная комиссия коммунального управления, в составе которой находится специальное подразделение по противодействию распространению наркомании. К задачам группы относится координация усилий государственных и общественных структур, разработка текущих и перспективных планов, анализ потребностей и имеющихся ресурсов, информационная и просветительская работа. Непосредственная помощь наркоманам осуществляется через межрайонные группы. В обязанности группы входит выявление лиц, имеющих проблемы с наркотиками, проведение с ними психотерапевтических мероприятий, как индивидуальных, так и коллективных, распространение антинаркотической пропаганды. Создаются так называемые наркопатрули, которые в вечернее время, в выходные и праздничные дни вместе с полицейскими посещают вокзалы, места общественного пользования, дискотеки, неблагополучные в криминогенном отношении кварталы, места традиционного сбора молодежи, школы, общежития, районы, населенные иммигрантами. Ведётся разъяснительная работа, с целью побудить этих людей обратиться за помощью к врачу-наркологу. При направлении в медицинское учреждение строго соблюдается принцип добровольности. Межрайоннные группы проводят систему мероприятий по социальной реабилитации наркоманов. Им оказывается помощь в адаптации к нормальной жизни, приобретении профессии, трудоустройстве, преодолении психологических трудностей, в решении жилищных вопросов.
|
|
Эксперты, привлекаемые социальными службами, ведут лекционно-разъяснительную деятельность в школах, гимназиях, высших учебных заведениях, издают пропагандистскую литературу. Также эта работа ведётся и среди родителей, которым на специальных занятиях даются основные знания по антинаркотическому законодательству, сведения о наркотических средствах, навыки оказания неотложной помощи в экстренных случаях.
Результатом усилий в этом направлении является достижение такого положения, когда ребенок-инвалид способен к выполнению социальных функций, свойственных здоровым детям. При этом под социальными функциями (их еще называют социальными умениями) понимаются трудовая деятельность, обучение, способность к чтению, письму, самостоятельному передвижению, коммуникативная способность и др. Обучение в ряде стран мира проходит в спецшколах или спецклассах обычных школ, а иногда обучение проводится на дому.
|
|
Главная цель – научить ребенка инвалида основам грамоты и счета, двигательных и социальных навыков: одевание, умение пользоваться столовыми приборами, умывание, обращение с деньгами, покупки, приготовление, пользование банками, телефоном и транспортом. Кроме того, ученики имеют возможность изучать академические дисциплины и готовиться к рабочей жизни.
Социальная работа с детьми-инвалидами и их реабилитация не ограничивается только возможностями школы. Так, в Болгарии, Венгрии, на Кубе организованы дневные реабилитационные стационары, в которых обеспечены условия для проведения комплекса реабилитационных мероприятий и необходимые условия для досуга детей.
В целях профессионального обучения и переобучения организованы специальные учреждения профессиональной реабилитации или же профильные подразделения в составе центров реабилитации. Для трудоустройства используются специальные предприятия и специально оборудованные цеха, щадящий режим, надомный труд.
Социальные службы, организующие и осуществляющие социальную реабилитацию детей-инвалидов, руководствуются основными принципами:
— как можно более ранее начало осуществления реабилитационных мероприятий;
— непрерывность и этапность их проведения;
— комплексный характер реабилитационных программ с реализацией их медицинского, педагогического, психологического, профессионального, социально-бытового, технического аспектов;
— индивидуальный подход к определению объема, характера и направленности реабилитационных мероприятий.
Особое место в деятельности социальных служб занимает помощь семьям, в которых воспитываются дети-инвалиды. В таких семьях возникает много сложных проблем, в том числе медицинских, экономических, проблем воспитания и ухода за больным ребенком, психологических, проблем, связанных как с тяжелым заболеванием ребенка, так и с трудностями установления и поддержания контакта с ним, приобретения специального оборудования, социально-профессиональных проблем (смена места работы и характера труда с учетом интересов больного ребенка, формирование специфического уклада жизни семьи) и других. В зависимости от конкретного содержания проблем в той или иной семье социальные работники составляют и реализуют программу помощи в их решении.