Глоссарий 6 страница

Высший исполнительный орган субъекта РФ разрабатывает и осуществляет меры по обеспечению комплексного социально-экономического развития субъекта РФ, участвует в проведении единой государственной политики в области финансов, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения и экологии. Он осуществляет в пределах своих полномочий меры по реализации, обеспечению и защите прав и свобод человека и гражданина, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью; разрабатывает для представления главой субъекта РФ в законодательный орган субъекта РФ проект бюджета субъекта РФ, а также проекты программ социально-экономического развития субъекта РФ; обеспечивает исполнение бюджета субъекта РФ и готовит отчет о его исполнении, отчеты о выполнении программ социально-экономического развития субъекта РФ для представления их главой субъекта РФ в законодательный орган субъекта РФ; формирует иные органы исполнительной власти субъекта РФ; управляет и распоряжается собственностью субъекта РФ, а также объектами федеральной собственности, переданной в управление субъекту РФ Российской Федерацией; вправе предложить органу местного самоуправления, выборному или иному должностному лицу местного самоуправления привести в соответствие с российским законодательством изданные ими правовые акты в случае, если указанные акты противоречат Конституции РФ, федеральным законам, иным нормативным правовым актам Российской Федерации, конституции (уставу), законам и иным нормативным правовым актам субъекта РФ, а также вправе обратиться в суд.

Согласно Конституции РФ в России признается и гарантируется местное самоуправление, являющееся одной из основ конституционного строя (ст. 12). Статья 130 Конституции РФ устанавливает, что местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.

Местное самоуправление – это форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией РФ, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов РФ, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения, с учетом исторических и иных местных традиций (Федеральный закон № 131-ФЗ от 6 октября 2003 года).

Согласно Европейской хартии о местном самоуправлении, под местным самоуправлением понимается право и реальная способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть публичных дел и управлять ею, действуя в рамках закона, под свою ответственность и в интересах местного населения.

Объектом местного самоуправления являются не только вопросы местного значения, под которыми подразумеваются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности муниципальных образований, отнесенные к таковым уставами муниципальных образований в соответствии с федеральным законодательством и законами субъектов РФ, но и территория муниципального образования, имущество муниципального образования и правовые акты.

Субъекты местного самоуправления, т.е. тех, кто наделен правами и обязанностями в сфере местного самоуправления, можно разделить на четыре группы:

· индивидуальные субъекты: общие (граждане РФ, иностранные граждане, лица без гражданства) и специальные (избиратели, депутаты представительных органов местного самоуправления, должностные лица органов местного самоуправления, муниципальные служащие);

· коллективные (органы местного самоуправления, органы территориального общественного самоуправления, государственные органы);

· политико-территориальные (муниципальное образование, субъекты Российской федерации и Российская федерация в целом);

· социальные (население муниципального образования, население субъектов РФ и России).

Вопросы местного значения - вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно. Вопросы местного значения межпоселенческого характера - часть вопросов местного значения, решение которых в соответствии с настоящим Федеральным законом и муниципальными правовыми актами осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления муниципального района самостоятельно.

Принципы местного самоуправления получили свое правовое закрепление в европейской хартии о местном самоуправлении (принятой Советом Европы 15 октября 1985 года и ратифицированной Россией в 1998 году), которая является правовым фундаментом для муниципального законодательства стран-членов Совета Европы:

· принцип признания и гарантирования местного самоуправления - Российская Федерация в соответствии с требованиями Европейской хартии наделяет местное самоуправление высоким статусом одной их основ конституционного строя страны. Местное самоуправление рассматривается как форма осуществления народом своей власти;

· принцип самостоятельности местного самоуправления – реализуется посредством широкого набора специальных юридических норм, которые наделяют его собственной компетенцией, состоящей из предметов ведения (вопросов местного значения) и полномочий по их решению. Самостоятельность муниципальных органов допускается лишь в пределах полномочий местного самоуправления (ст. 12 Конституции РФ). Принцип самостоятельности опирается на права муниципальных образований по владению, пользованию и распоряжению муниципальной собственности, формированию и исполнению местных бюджетов. Гарантией самостоятельности местного самоуправления является запрещение органам государственной власти вмешиваться в деятельность органов местного самоуправления;

· принцип независимости органов местного самоуправления – согласно Конституции РФ органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти (ст. 12);

· принцип ответственности местного самоуправления - реализуется в различных, предусмотренных законодательством формах: перед населением конкретного муниципального образования, государством, физическими и юридическими лицами. Ответственность местного самоуправления перед населением муниципального образования наступает в результате утраты его доверия. Однако возбуждение процедуры отзыва депутата, выборного должностного лица местного самоуправления требует обязательного установления в судебном порядке фактов конкретных правонарушений, допущенных депутатом, должностным лицом. Ответственность местного самоуправления перед государством установлена за нарушение Конституции РФ, федерального и регионального законодательства, устава муниципального образования, а также неисполнение или ненадлежащее исполнение государственных полномочий. Меры ответственности перед государством: роспуск представительного органа местного самоуправления, отрешение от должности главы муниципального образования, признание недействующими в судебном порядке актов органов местного самоуправления. Ответственность местного самоуправления перед физическими и юридическими лицами предусмотрена в порядке, установленном федеральными законами.

К принципам относят также многообразие организационных форм осуществления местного самоуправления, законность, соблюдение прав и свобод человека и гражданина, гласность.

Федеральным законом установлено, что местное самоуправление осуществляется на всей территории Российской федерации в городских, сельских поселениях и иных территориях, т.е. в муниципальных образованиях.

Муниципальное образование – это городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ либо внутригородская территория города федерального значения.

Существуют следующие виды муниципальных образований: городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ либо внутригородская территория города федерального значения.

Поселение - городское или сельское поселение. Сельское поселение - один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (поселков, сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления. Городское поселение - город или поселок, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.

Муниципальный район - несколько поселений или поселений и межселенных территорий, объединенных общей территорией, в границах которой местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения межпоселенческого характера населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Городской округ - городское поселение, которое не входит в состав муниципального района и органы местного самоуправления которого осуществляют полномочия по решению установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения поселения и вопросов местного значения муниципального района, а также могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Внутригородская территория города федерального значения - часть территории города федерального значения, в границах которой местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.

Межселенная территория - территория, находящаяся вне границ поселений.

Формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления:

Местный референдум – это форма непосредственного осуществления гражданами местного самоуправления, представляющая собой голосование по наиболее важным вопросам местного значения.

Решение о проведении местного референдума принимается представительным органом местного самоуправления по собственной инициативе или по требованию населения в соответствии с уставом муниципального образования.

В местном референдуме имеют право участвовать все граждане, проживающие на территории муниципального образования, обладающие избирательным правом. Граждане участвуют на местном референдуме непосредственно и на добровольной основе. Голосование на местном референдуме осуществляется тайно, контроль за волеизъявлением граждан не допускается.

Решение на референдуме считается принятым, если за него проголосовало более половины участников референдума.

Решение, принятое на референдуме, не нуждается в утверждении какими-либо органами государственной власти, государственными должностными лицами или органами местного самоуправления. Если для его реализации требуется издание нормативного правового акта, орган самоуправления, в чью компетенцию входит данный вопрос, обязан принять такой акт.

Принятое на местном референдуме решение и итоги голосования подлежат официальному опубликованию (обнародованию).

Муниципальные выборы - выборы депутатов, членов иных выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления осуществляются на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании при обеспечении установленным законом избирательных прав граждан.

Собрание (сход) граждан – в муниципальном образовании для решения вопросов местного значения могут созываться собрания (сходы) граждан. Порядок созыва и проведения собрания (схода) граждан, принятия и изменения его решений, пределы его компетенции устанавливаются уставом муниципального образования в соответствии с законами субъектов РФ.

Народная правотворческая инициатива - население в соответствии с уставом муниципального образования имеет право на правотворческую инициативу в вопросах местного значения. Проекты правовых актов по вопросам местного значения, внесенные населением в органы местного самоуправления, подлежат обязательному рассмотрению на открытом заседании с участием представителей населения, а результаты рассмотрения – официальному опубликованию (обнародованию).

Обращения граждан в органы местного самоуправления - граждане имеют право на индивидуальные и коллективные обращения в органы местного самоуправления и к должностным лицам местного самоуправления.

Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления обязаны дать ответ по существу обращений граждан в течение одного месяца.

Территориальное общественное самоуправление - самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории муниципального образования (территориях поселений, не являющихся муниципальными образованиями, микрорайонов, кварталов, улиц, дворов и других территориях) для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив в вопросах местного значения непосредственно населением или через создаваемые им органы территориального общественного самоуправления.

Публичные слушания – для обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения с участием жителей муниципального образования представительным органом муниципального образования, главой муниципального образования могут проводиться публичные слушания.

Опрос граждан – проводится на всей территории муниципального образования или на части его территории для выявления мнения населения и его учета при принятии решений органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, а также органами государственной власти.

Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольный орган муниципального образования, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Основные модели организации власти в муниципальном образовании:

· Глава и представительный орган избираются населением, при этом Глава возглавляет Администрацию;

· Глава и представительный орган избираются населением. Глава возглавляет представительный орган;

· Глава избирается представительным органом;

· Представительный орган избирается населением, а Глава либо представительным органом, либо населением. При этом Глава возглавляет и Администрацию и представительный орган. При условии, что численность населения не превышает 1000 человек;

· полномочия представительного органа осуществляет сход граждан;

· представительный орган формируется в результате непрямых выборов. Эта модель предусмотрена для муниципальных районов. Представительный орган состоит из Глав поселений и депутатов поселений. Глава муниципального района входит в состав представительного органа и является его председателем.

Система гарантий местного самоуправления представляет собой совокупность условий и средств, обеспечивающих его реализацию и правовую защиту.

Выделяют два вида гарантий местного самоуправления:

Общие:

· экономические - многообразие и равная степень защищенности всех форм собственности, включая муниципальную, свобода экономической деятельности, уровень доходности местного бюджета;

· политические - степень демократичности политических институтов, гарантированность прав и свобод человека и гражданина, в том числе права на осуществление местного самоуправления, четкое разграничение предметов ведения между органами государственной власти и органами местного самоуправления, самостоятельность местного самоуправления в пределах своих полномочий;

· идеологические – уровень культуры и правосознания населения.

Специальные:

· запрет на ограничение прав местного самоуправления (ст. 133 Конституции РФ);

· судебная защита прав местного самоуправления (ст. 133 Конституции РФ);

· право местного самоуправления на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти (ст. 133 Конституции РФ);

· обязательность решений, принятых путем прямого волеизъявления граждан, решений органов и должностных лиц местного самоуправления;

· обязательность рассмотрения обращений органов и должностных лиц местного самоуправления органами государственной власти, государственными должностными лицами, предприятиями, учреждениями и организациями.


Абдикация – добровольная отставка или отречение от должности главы государства.

Аброгация (лат. abrogatio - отмена) – утрата законом силы в результате принятия нового закона, даже в случае отсутствия в последнем специального указания

Абсентеизм (лат. absentia - отсутствие) – неучастие граждан в выборах.

Абстрактный конституционный надзор - конституционный надзор, который осуществляется по инициативе одного из уполномоченных субъектов без конкретного повода.

Автономия (греч. autos – сам и nomos – закон) – особый правовой режим осуществления власти в обособленной сфере, который предполагает передачу части функций по государственному управлению в определенной сфере независимым общественным или государственным органам, (национально-культурная автономия), в том числе с обособленной территориальной сферой (автономные административно-территориальные единицы в РСФСР).

Агитация (предвыборная или по вопросам референдума) – деятельность, осуществляемая в период избирательной кампании или кампании референдума и имеющая целью побудить или побуждающая избирателей к голосованию за кандидата, кандидатов, список кандидатов или против него (них) либо против всех кандидатов (против всех списков кандидатов), а также к голосованию за или против вопроса, выносимого на референдум.

Административная юстиция – система специальных органов, осуществляющих проверку законности деятельности органов государственной администрации (органов исполнительной власти).

Административно-территориальная единица – территория, выделенная для целей осуществления государственного управления центральной властью и, как правило, не обладающая собственной правосубъектностью.

Администрация – система органов исполнительной власти.

Акцессия – приращение федерации путем приема в состав федерации новых территорий, присоединяемых к уже существующим субъектам, путем приема новых субъектов и путем внутрифедеративного переустройства с образованием новых субъектов.

Активное избирательное право - право граждан избирать в выборные государственные органы и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдумах.

Альтернативная гражданская служба – особый вид трудовой деятельности в интересах общества и государства, осуществляемой гражданами взамен военной службы по призыву.

Альтернативные выборы - избрание должностного лица в выборный орган из двух или большего числа конкурирующих между собой кандидатов на должность.

Амнистия (греч. аmnestia – забвение) – освобождение от ответственности, наказания или снятие судимости, объявляемое неопределенному кругу лиц парламентом государства, обычно в связи с каким-то событием или праздником.

Апартеид – политика раздельного проживания лиц разных рас или национальностей.

Апатрид - лицо, не являющееся гражданином данной страны и не обладающее доказательствами, которые могли бы установить принадлежность его к гражданству какого-либо иностранного государства.

Ассиметричность федерации – такое распределение полномочий между федеральной властью и субъектами федерации, при котором субъекты отличаются друг от друга по объему принадлежащих им прав (правовой статус субъектов различен).

Беженец – это лицо, которое не является гражданином Российской Федерации и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений.

Безопасность - состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Различают:
- социальную безопасность: правовую, интеллектуальную, духовно-культурную;
- экономическую безопасность: финансовую, хозяйственную, технологическую; и
- территориальную безопасность: экологическую, сырьевую, жизненную.

Бикамерализм – двухпалатная структура парламента.

Билль о правах – 1. международный б. о п. – совокупность ряда международно-правовых актов (Всеобщая декларация прав человека 1948 г., Пакт о гражданских и политических правах 1966 г., Пакт о социальных и культурных правах 1966, а также некоторые дополнительные протоколы к ним), в которых закрепляются права и свободы человека

2. в Великобритании – закон 1689 года, закреплявший ряд личных прав и прав в области уголовного преследования

3. в США – (а) первые 10 поправок к Конституции США, принятые через несколько лет после конституции и устанавливавшие права и свободы граждан;

– (б) до образования США – законы штатов, закреплявшие права и свободы граждан (первый б. о п. был принят в штате Виржиния в 1776 г.).

Бипартид - в международном праве - лицо с двойным или множественным гражданством.

Большинство – часть состава общества, избирательного корпуса или коллегиального органа власти, превышающая другие его части. Известен также принцип б. – технический прием принятия решения при голосовании, который заключается в том, что решение считается принятым, если за него подали голоса больше голосующих, чем за другие альтернативные решения (относительное б.), более половины голосующих (абсолютное б.) или заранее установленное количество голосующих– 2/3, 3/4, 3/5 и т.д. (квалифицированное большинство).

Бюллетень – документ, предназначенный для выражения мнения (выбор предложенных вариантов решения) при голосовании.

Ветвь власти – система органов государственной власти, осуществляющих законодательную, исполнительную или судебную функцию в соответствии с принципом разделения властей.

Вето (лат. veto – не позволять, запрещать, отклонять) – запрет, налагаемый одним органом на закон, принятый другим органом, который препятствует опубликованию и вступлению в силу этого закона. Вето бывает абсолютным (не может быть преодолено парламентом) и относительным (преодолевается парламентом квалифицированным большинством голосов при соблюдении определенной процедуры), а также отлагательным (откладывает срок вступления закона в силу, но не препятствует его применению после истечения срока) или отменительным (содержит бессрочное препятствие для вступления закона в силу).

Виза – разрешение временно находится на территории государства, выдаваемое компетентными органами лицу, не имеющему гражданства этого государства.

Власть – возможность принимать обязательные для исполнения решения.

Военное положение (война) – особый правовой режим, вводимый на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях в случае непосредственной угрозы агрессии (действий иностранного государства (группы государств), совершенных в нарушение норм международного права и непосредственно указывающих на подготовку к совершению акта агрессии против Российской Федерации, включая объявление войны Российской Федерации), а также в случае агрессии против Российской Федерации.

Воинская повинность – обязанность проходить военную службу.

Возрастной ценз - требование избирательного закона, согласно которому право участвовать в выборах, реформе или занимать определенную должность предоставляется лишь по достижении определенного возраста.

В большинстве стран мира возрастной ценз для осуществления активного избирательного права составляет 18 лет.

Возрастной ценз для осуществления пассивного избирательного права может задаваться нижним и верхним пределами.

Вотум - мнение или постановление, выраженное или принятое большинством голосов избирательного корпуса или представительного учреждения.

Вотум доверия - в парламентской практике - выраженное (нижней) палатой парламента одобрение политической линии, определенной акции или законопроекта правительства либо отдельного министра.

Вотум недоверия - в парламентской практике - выраженное (нижней) палатой парламента неодобрение политической линии, определенной акции или законопроекта правительства либо отдельного министра. На практике выражение вотума недоверия приводит:
- либо к уходу в отставку правительства и формированию нового правительства;
- либо к роспуску парламента и проведению досрочных парламентских выборов.

Всенародное обсуждение - в ряде стран - форма непосредственной демократии; участие граждан и их организаций в правотворчестве путем направления замечаний, пожеланий и предложений по вынесенному на всенародное обсуждение законопроекту в соответствующий законодательный орган, который должен их учитывать при доработке законопроекта

Всеобщее избирательное право - конституционный принцип избирательной системы, означающий предоставление:
- активного избирательного права всем совершеннолетним гражданам страны, исключая недееспособных и лиц, находящихся в местах лишения свободы; а также
- пассивного избирательного права всем гражданам, удовлетворяющим дополнительным, устанавливаемым конституцией или законами избирательным цензам.

Выборность судей - в ряде стран - конституционный принцип судебной системы, означающий что все или основная часть судей в государстве должны избираться или непосредственно населением, или определенным представительным органом.

Выборное должностное лицо местного самоуправления - в РФ - должностное лицо, избранное населением непосредственно или представительным органом местного самоуправления из своего состава, наделенное согласно уставу муниципального образования полномочиями на решение вопросов местного значения.

Выборщик - лицо, имеющее право голосовать на второй и последующих ступенях при многоступенчатых выборах. Выборщик:
- либо избирается только для исполнения им этой функции;
- либо является таковым по занимаемой должности.

Выборы - способ формирования с помощью голосования органов государства и органов местного самоуправления.

Выдвижение кандидата – процедура предложения кандидатур для регистрации в качестве кандидатов. Предшествует регистрации. Может выражаться в обязательном голосовании избирателей, членов партии или представлении документов в порядке самовыдвижения.

Выдача (экстрадиция – от лат. ex – из, вне и tradere– передавать) – передача лица, не являющегося гражданином данного государства, но находящегося и задержанного на его территории, компетентным органам другого государства для привлечения его к ответственности в этом государстве.

Выдвижение кандидата – процедура предложения кандидатур для регистрации в качестве кандидатов. Предшествует регистрации. Может выражаться в обязательном голосовании избирателей, членов партии или представлении документов в порядке самовыдвижения.

Выдворение (высылка) – вид административного наказания, применяемый к иностранцам и состоящий в принудительном перемещении через государственную границу государства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: