В конце XVI в

Государственности

Кризис российской

Вместе с Ливонской войной опричнина стала важнейшей причиной глубокого хозяйственного кризиса конца XVI в. Она укрепила деспотическую власть царя, а в сознание народа внедрила страх перед властью, раболепие. Укрепить единство страны опричнина не могла, так как для этого требовалось прежде всего развитие хозяйства, тогда как опричные погромы вели к разорению хозяйства и истреблению населения. Опричнина стала одной из важнейших предпосылок Смуты начала XVII в., заложив ocновы таких важнейших ее элементов, как противоборство между помещиками и вотчинниками, феодалами и крестьянами. Опричнина создала условия для ужесточения крепостнического режима. В 1581 г. правительство ввело «заповедные лета», запретив переход в Юрьев день.

Наступили последние годы царствования Ивана IV. Страна изнемогала от тяжести неудачной войны. Запустели два самых развитых региона — северо-запад и центр. Множество деревень было покинуто. Разбегались все, кто мог, — на Дон и Днепр, на Северщину, где зрел очаг гражданской войны, а то в Литву и даже Крым.

В довершение Иван IV нанес удар по своей династии, убив в 1581 г. своего сына Ивана. Судьба Рюриковичей повисла на волоске, так как второй сын царя, Федор, был слабоумным, а Дмитрий — малолетним.

В 1584 г. умер Иван Грозный. Возможно, не своей смертью. Царем стал Федор Иванович. Правил при нем всесильный временщик Б.Ф. Годунов. При Федоре шло дальнейшее усиление крепостничества. В 1592—1593 гг. было отменено право выхода крестьян, а в 1597 г. введены «урочные лета» — пятилетний сыск беглых. Это стало еще одной из предпосылок гражданской войны начала XVII в.

В 1591—1593 гг. пришлось воевать со Швецией. В результате войны был подписан Тевзинский мир, вернувший России Ивангород, Ям, Копорье и волость Корелу, утерянные по Плюсскому договору 1583 г. Это была положительная сторона правления Годунова, осуществлявшегося за спиной Федора Ивановича.

Но в 1598 г. со смертью Федора Ивановича, про которого шведский король говорил, что «русские на своем языке называют его «durak», прекратилась старая династия. В 1592 г. царевич Дмитрий Иванович при невыясненных обстоятельствах погиб. Земский собор 1598 г. избрал на престол Б.Ф. Годунова, который сделал последнюю попытку стабилизировать по­ложение в стране. Усилия нового царя были сорваны страшным голодом, начавшимся в 1601 г. Страна покатилась к Смуте.

Литература: 1-й – разделы 5.1. – 5.5;

2-й – разделы 4.2.1 – 4.2.2, стр. 162-171

Лекция № 12

Культура и быт России конца XV – начала XVI вв.

Особенности развития культуры

Московской Руси в период

складывания централизованного

государства

События XIV—начала XVI в. сказались и на развитии русской культуры. Как ни странно, но монголо-татарское иго оказало положительное влияние на многие ее сферы, так как происходил обмен культурными ценностями с завоевателями. Это выразилось в обогащении русского язы­ка, в котором появилось более 200 слов монгольского про­исхождения. Следы азиатского влияния проявились в во­енном и прикладном искусстве, фольклоре и орнаменте, одежде и кулинарии, в орудиях труда и обычаях (плотниц­кий инструмент, ямские колокольчики), даже в архитекту­ре. Более значительным было воздействие Золотой Орды на развитие общественного строя и бытовую культуру (прини­женное положение женщины и т. п.). Но в целом по своему характеру отечественная культура сохранила свое нацио­нальное русско-европейское содержание.

Крупнейшим результатом воздействия ига на культуру стал толчок к расколу единой древнерусской народности: Соверо-Восточная Русь и Новгород попали в вассальную зависимость от Золотой Орды; Юго-Западная и Западная Русь вошли в состав Великого княжества Литовского и Польши. На этой почве совершались необратимые этнокультурные изменения. Их выражением стали перемены в быту, эволю­ции местных диалектов и говоров древнерусского языка в каждом из регионов в русский, украинский и белорусский, что привело к формированию трех братских народов.

Иго Золотой Орды, продолжавшееся 240 лет, было тяжелым испытанием для русского народа, угрожало его су­ществованию. Но он нашел в себе силы для самосохране­нии. Эти силы рождало такое внутреннее переживание им своей национальной трагедии, которое превратило недавнюю растерянность в стойкое терпение, а затем в реши­тельное противостояние обстоятельствам. Именно «уход культуры в себя», в трудно ощутимую чистую духовность не просто сохранил русскую цивилизацию, но как бы ро­дил ее заново, обогатил и придал ей новые черты.

Наиболее ярким выражением этих явлений стало рели­гиозное подвижничество, например деятельность Сергия Ра­донежского, давшая людям вдохновляющие примеры слу­жения высокой цели. Постижение христианства на Руси в XIV в. стало более глубоким. Оно оплодотворило качествен­но новый духовный подъем Руси. Он нашел выражение в быстром возрождении всех составляющих культуры: в раз­витии русского языка и письменности, фольклоре, архи­тектуре и музыке.

Если былины имели характер полотен-обобщений, то на­ряду с ними появляются и такие произведения устного народного творчества, как исторические песни, посвящен­ные конкретным событиям, изображающие реальных лю­дей, хотя и не без элементов народной фантазии. Такова песня об Авдотье-рязаночке, простой женщине, сумевшей вызволить из татарского полона рязанцев.

Идея борьбы с ненавистным врагом неуклонно крепла в глубинах народного сознания. Об этом повествует истори­ческая песня XIV в. «Сказание о Щелкане Дудентьевиче», рассказывающая о восстании в 1327 г. в Твери против ор­дынского баскака Чолхана.

Знаменательно и появление таких русских богатырей, как Алеша Попович, на страницах московских летописей (своды середины XV в.), и прямое обращение русских авто­ров, воспевавших борьбу с ордынцами, к творениям своих киевских предшественников. Ярчайший пример этого –«Задонщина», прославляющая победу на Куликовом поле. Идея объединения Руси, вставшей под знамя Дмитрия Донского, определяет настрой и сам дух «Задонщины», а также обширного цикла произ­ведений, посвященных Куликовской победе, в том числе «Сказания о Мамаевом побоище».

Непревзойденные произведения были созданы гениаль­ными художниками XIV—XV вв.: Феофаном Греком, Анд­реем Рублевым, Дионисием. О подлинном перевороте в ис­кусстве и мировоззрении свидетельствует творчество Андрея Рублева, особенно его наиболее известная икона «Трои­ца». Она раскрывала смысл одного из главных принципов православия — триединства (Бог Отец, Бог Сын, Бог Дух Святой). Его философскую глубину Рублев сделал нагляд­ной и удивительно тонко связал с потребностями эпохи — необходимостью воссоздания единства Руси. Новаторское сочетание красок, гармония изображенных художником трех ангелов подчиняются определенному по сути своей музы­кальному ритму. Вот почему искусствоведы считают «Тро­ицу» Рублева образцом музыкальности в живописи.

Этот период стал принципиально новым этапом духов­ного развития Руси, превратившейся в мощное единое го­сударство. Эту эпоху называют временем Предвозрождения, не переросшего в ренессанс, подобный европейскому, ибо становление самодержавия переключало духовные силы об­щества в иное русло.

Выражением этого процесса стала ликвидация Москвой и конце XV — начале XVI в. самостоятельности других кня­жеств и их культурных центров (Твери, Смоленска, Рязани и др.). Особенно символичным был разгром «городских рес­публик» в Новгороде и Пскове с их вольнолюбивыми усто­ями, экономической и политической культурой, имевшей определенное сходство со свободными торговыми городами Европы.

Рост державного сознания отразился во всех отраслях культуры, в том числе в архитектуре, переживавшей новый подъем. Выдающимся памятником возвышения Мос­квы явился величественный Кремль, который был факти­чески отстроен заново. Иван III пригласил для этого боль­шое число иноземных, прежде всего итальянских, специа­листов. Пространственно-архитектурным центром Кремля стала Соборная площадь, на которой были возведены новый Успенский собор (1475—1479, архитектор Аристотель Фиораванти) — усыпальница русских митрополитов, а затем патриархов, место посажений на престол, венчаний и коронаций русских государей, церковь Ризположения (1484—1488) и Благовещенский собор (1484—1489) — до­мовая церковь великих князей, а затем царей. Оба храма строились русскими (псковскими) мастерами. Далее возво­дятся государев дворец с Грановитой палатой (1487—1491, архитекторы Марк Фрязин и Пьетро Антонио Солари), Ар­хангельский собор (1505—1508, архитектор Алевиз Фря­зин Новый) — усыпальница великих князей и царей. Цен­тром архитектурного ансамбля Кремля стала колокольня церкви Иоанна Лествичника, получившая название «Иван Великий» (1505—1508, архитектор Бен Фрязин).

К концу XV в. Московский Кремль превратился в одну из наиболее мощных крепостей Европы. В 1485—1495 гг. были возведены сохранившиеся до наших дней стены и баш­ни из красного кирпича (архитекторы Марко Руффо (Марк Фрязин), Антонио Джиларди (Антон Фрязин), Пьетро Ан­тонио Селари (Петр Фрязин), Алоизо ди Каркано (Алевиз)). Территория Московского Кремля заняла 28 га. Общая дли­на стен составила 2235 м, толщина — 3,5—6,5 м, высота — от 5 до 19 м. Боевой ход стены с внешней стороны прикры­вали 1045 зубцов в форме ласточкиных хвостов. Смешение русских и иноземных архитектурных традиций создало дей­ствительно неповторимый образец величия и несокруши­мости молодой державы Восточной Европы.

Помимо монументального церковного и государственно­го строительства развивается и частное, светское, в частно­сти палатно-дворцовый жанр в архитектуре, так как из камня строят себе палаты и дворцы и бояре, и купцы. В XV—XVI вв. значительную роль в развитии русской культуры страны сыг­рали именно представители купечества, торговавшие с за­морскими странами. Достаточно вспомнить имена автора «Хождения за три моря» тверского купца Афанасия Ники­тина и его современника — московского зодчего, организа­тора скульптурных работ, книжника Василия Ермолина.

Наиболее четким выражением изменения сознания об­щества стала эволюция политической философии. Если в XIV в. князь, принимая государственные решения, испрашивал благословения церкви, то в XV в. между ними на­чался принципиальный спор об изъятии церковных земель и некоторых вопросов вероучения, завершившийся в нача­ле XVI в. компромиссом: государь оставил земли в собствен­ности церкви и дал согласие на осуждение еретиков. Цер­ковь же устами видного богослова Иосифа Волоцкого про­возгласила важный для самодержавия принцип: «Царь убо властью подобен вышнему Богу». Православная же церковь, осознав себя не только пастырем народа, но и духовной ос­новой христианства в мире, выдвинула в интересах само­державия и теорию «Москва — третий Рим», ставшую про­граммой действия во внешней политике великих князей, а затем и царей.

XV — начало XVI в. — третий "золотой век" русской культуры.

Литература:1-й – раздел 4.10;

2-й – раздел 3.2.7.

Лекция № 13


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: