Проблемный подход при изучении темы в биологии

Формирование познавательной самостоятельности, устойчивых мотивов учения и мыслительных (включая и творческие) способностей, способов деятельности системой проблемных ситуаций основываются на идеях М. И. Махмутова и по Е.Л. Мельниковой.

Алгоритм осуществления решения проблемных ситуаций на уроке (по Махмутову)

1.Формулирование проблемы и вопросов к учащимся.

2.Самостоятельное совершение мыслительных действий и операций учащимися, направленное на поиск решения данной проблемы.

3. Поиск необходимой дополнительной литературы.

4.Коллективное или групповое обсуждение найденных способов решения, оценивание их рациональности, нахождение слабых сторон и недостатков предложенных вариантов решения, ведение поиска путей их преодоления.

5.Самостоятельное или совместное с учителем подведение итогов решения задачи; обоснование выбора лучшего решения; проверка его правильности.

Алгоритм осуществления проблемного подхода в обучении (по Е.Л. Мельниковой)

1.Постановка проблемной задачи, ориентированной на ситуацию, побуждающую к поиску неизвестного.

2. Осознание, решение поставленной проблемы на основе построения гипотезы и ее проверки

3. Применение знаний для решения конкретных задач и выражение «новых» знаний научным языком.

4. Творческое применение «открытых» знаний.

Основными элементами проблемного изучения является создание проблемных ситуаций и решение проблем. Проблемная ситуация создается ради той познавательной деятельности, которая следует за вопросом учителя. Если в ходе анализа проблемной ситуации человек сознает тот ее элемент, который вызвал затруднение, и принимает его к решению на основе имеющихся у него знаний и умений, проблемная ситуация перерастает в проблему. Таким образом, проблема представляет собой проблемную ситуацию, осознанную и принятую субъ­ектом к решению.

Проблемные ситуации могут создаваться различными методическими приемами. Чаще всего это постановка проблемных вопросов или заданий. И проблемное зада­ние, и проблемный вопрос имеют одно общее: в их содер­жании заложены потенциальные возможности для воз­никновения проблемных ситуаций в процессе их выпол­нения.

Для создания проблемных ситуаций не пригоден слишком простой (описательный) и слишком сложный материал. Наибольшие возможности в этом плане име­ются при формировании экологических и эволюционных понятий. Учителю рекомендуется систематически вести работу по накоплению проблем для каждого курса биоло­гии, используя с этой целью методическую литературу, научные и научно-популярные биологические публика­ции, периодическую печать.

Следует иметь в виду, что не всякая проблемная си­туация становится проблемой (хотя каждая проблема со­держит проблемную ситуацию). Нередко в практике обу­чения встречаются вопросы учителя, создающие у уча­щихся интеллектуальные затруднения, но поиск ответа на которые учащимся недоступен, так как они не обладают необходимыми исходными знаниями и умениями. В этом случае создается проблемная ситуация, не переходящая в проблему. Так, например, учитель спрашивает у учащих­ся: «Когда стали образовываться почвы на Земле, на каком этапе развития природы?» Если этот вопрос задан до того, как учащиеся познакомились с эволюцией растительного и животного мира, а также причинами образования почв, возникает проблемная ситуация, решение которой в зна­чительной степени ляжет на плечи учителя. Если же школьники уже имеют необходимые исходные знания для размышления, проблемная ситуация перерастает в про­блему, принимаемую школьниками к решению. Выявление проблемы и ее формулировка - первый этап творче­ского мышления.

Возникшая познавательная проблема может быть раз­решена с разной степенью самостоятельности школьников и на разных уровнях познавательной активности. Про­блемное обучение может осуществляться с помощью про­блемного изложения, эвристической беседы, частично по­искового и исследовательского методов обучения.

Проблемное изложение заключается в том, что учи­тель, создав проблемную ситуацию, сам излагает матери­ал, рассуждая вслух, высказывает предположения, обсуж­дает их, опровергает возможные возражения, доказывает истину с помощью эксперимента. Учитель на опыте де­монстрирует перед учащимися сам путь научного позна­ния. Учащиеся следят за логикой изложения, у них возни­кают вопросы, нередко они предвосхищают следующий шаг в рассуждениях. Восприняв схему изложения, уча­щиеся перенесут ее в другие ситуации, с которыми они могут столкнуться.

В эвристической беседе учитель ставит перед учащи­мися проблемную задачу, а затем ряд последовательных взаимосвязанных вопросов, ответы на которые ведут к решению задачи.

Уроки биологии могут быть целиком посвящены ре­шению какой-либо проблемной задачи. Но чаще всего на уроках биологии обычно сочетается традиционное обуче­ние (когда учитель сообщает учащимся информацию в готовом виде, а умения и навыки у них формируются по образцам) с элементами проблемности, с включением от­дельных проблемных задач. Это позволяет организовать обучение в логике, приближающейся к научному поиску. При этом в общую систему творческой поисковой деятельности школьников включаются знания, получаемые ими в готовом виде - из изложения учителя, текста учеб­ника и т.д.

Приемы:

Так, например, в 6-м классе при изучении темы «Корень» одновременно предъявляю классу противоречивые, вызывающие удивление факты:

Две дачницы произвели пикировку рассады томатов. Но при этом первая - в маленькие горшочки, а затем пересадила в большие, а вторая - сразу пикировала рассаду в большие горшочки. Какая из дачниц права?

В 8-м классе при изучении темы «Группы крови. Переливание крови» постановке учебной проблемы предшествует следующая проблемная ситуация:

Папа римский Иннокентий VIII, удрученный старостью, приказал влить себе кровь от трех юношей - это стало причиной его смерти. Почему?

В этом случае я использую прием столкновения разных мнений своих учеников. Удивление вызывают ситуации, обнажающие противоречия между нашими житейскими представлениями и научными фактами.

Так, например, в 7-м классе при изучении класса «Ракообразные» обращаюсь к басне И.А. Крылова «Лебедь, рак и щука», в которой говорится, что рак пятится назад. Действительно ли это так? Привожу общеизвестные выражения «красный, как рак», и «когда рак на горе свистнет». Ученики удивлены, но научно объяснить, как передвигается рак, когда он бывает красным и может ли он подняться на гору и свистеть, не могут. Возникает учебная проблема - «Изучить внешнее строение и образ жизни речного рака».

В 9-11-х классах создаю проблемные ситуации, в основе которых лежит единственное противоречие - между необходимостью выполнить задание и невозможностью это сделать, что вызывает затруднение у учащихся.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: