Формирование познавательной самостоятельности, устойчивых мотивов учения и мыслительных (включая и творческие) способностей, способов деятельности системой проблемных ситуаций основываются на идеях М. И. Махмутова и по Е.Л. Мельниковой.
Алгоритм осуществления решения проблемных ситуаций на уроке (по Махмутову)
1.Формулирование проблемы и вопросов к учащимся.
2.Самостоятельное совершение мыслительных действий и операций учащимися, направленное на поиск решения данной проблемы.
3. Поиск необходимой дополнительной литературы.
4.Коллективное или групповое обсуждение найденных способов решения, оценивание их рациональности, нахождение слабых сторон и недостатков предложенных вариантов решения, ведение поиска путей их преодоления.
5.Самостоятельное или совместное с учителем подведение итогов решения задачи; обоснование выбора лучшего решения; проверка его правильности.
Алгоритм осуществления проблемного подхода в обучении (по Е.Л. Мельниковой)
1.Постановка проблемной задачи, ориентированной на ситуацию, побуждающую к поиску неизвестного.
|
|
2. Осознание, решение поставленной проблемы на основе построения гипотезы и ее проверки
3. Применение знаний для решения конкретных задач и выражение «новых» знаний научным языком.
4. Творческое применение «открытых» знаний.
Основными элементами проблемного изучения является создание проблемных ситуаций и решение проблем. Проблемная ситуация создается ради той познавательной деятельности, которая следует за вопросом учителя. Если в ходе анализа проблемной ситуации человек сознает тот ее элемент, который вызвал затруднение, и принимает его к решению на основе имеющихся у него знаний и умений, проблемная ситуация перерастает в проблему. Таким образом, проблема представляет собой проблемную ситуацию, осознанную и принятую субъектом к решению.
Проблемные ситуации могут создаваться различными методическими приемами. Чаще всего это постановка проблемных вопросов или заданий. И проблемное задание, и проблемный вопрос имеют одно общее: в их содержании заложены потенциальные возможности для возникновения проблемных ситуаций в процессе их выполнения.
Для создания проблемных ситуаций не пригоден слишком простой (описательный) и слишком сложный материал. Наибольшие возможности в этом плане имеются при формировании экологических и эволюционных понятий. Учителю рекомендуется систематически вести работу по накоплению проблем для каждого курса биологии, используя с этой целью методическую литературу, научные и научно-популярные биологические публикации, периодическую печать.
|
|
Следует иметь в виду, что не всякая проблемная ситуация становится проблемой (хотя каждая проблема содержит проблемную ситуацию). Нередко в практике обучения встречаются вопросы учителя, создающие у учащихся интеллектуальные затруднения, но поиск ответа на которые учащимся недоступен, так как они не обладают необходимыми исходными знаниями и умениями. В этом случае создается проблемная ситуация, не переходящая в проблему. Так, например, учитель спрашивает у учащихся: «Когда стали образовываться почвы на Земле, на каком этапе развития природы?» Если этот вопрос задан до того, как учащиеся познакомились с эволюцией растительного и животного мира, а также причинами образования почв, возникает проблемная ситуация, решение которой в значительной степени ляжет на плечи учителя. Если же школьники уже имеют необходимые исходные знания для размышления, проблемная ситуация перерастает в проблему, принимаемую школьниками к решению. Выявление проблемы и ее формулировка - первый этап творческого мышления.
Возникшая познавательная проблема может быть разрешена с разной степенью самостоятельности школьников и на разных уровнях познавательной активности. Проблемное обучение может осуществляться с помощью проблемного изложения, эвристической беседы, частично поискового и исследовательского методов обучения.
Проблемное изложение заключается в том, что учитель, создав проблемную ситуацию, сам излагает материал, рассуждая вслух, высказывает предположения, обсуждает их, опровергает возможные возражения, доказывает истину с помощью эксперимента. Учитель на опыте демонстрирует перед учащимися сам путь научного познания. Учащиеся следят за логикой изложения, у них возникают вопросы, нередко они предвосхищают следующий шаг в рассуждениях. Восприняв схему изложения, учащиеся перенесут ее в другие ситуации, с которыми они могут столкнуться.
В эвристической беседе учитель ставит перед учащимися проблемную задачу, а затем ряд последовательных взаимосвязанных вопросов, ответы на которые ведут к решению задачи.
Уроки биологии могут быть целиком посвящены решению какой-либо проблемной задачи. Но чаще всего на уроках биологии обычно сочетается традиционное обучение (когда учитель сообщает учащимся информацию в готовом виде, а умения и навыки у них формируются по образцам) с элементами проблемности, с включением отдельных проблемных задач. Это позволяет организовать обучение в логике, приближающейся к научному поиску. При этом в общую систему творческой поисковой деятельности школьников включаются знания, получаемые ими в готовом виде - из изложения учителя, текста учебника и т.д.
Приемы:
Так, например, в 6-м классе при изучении темы «Корень» одновременно предъявляю классу противоречивые, вызывающие удивление факты:
Две дачницы произвели пикировку рассады томатов. Но при этом первая - в маленькие горшочки, а затем пересадила в большие, а вторая - сразу пикировала рассаду в большие горшочки. Какая из дачниц права?
В 8-м классе при изучении темы «Группы крови. Переливание крови» постановке учебной проблемы предшествует следующая проблемная ситуация:
Папа римский Иннокентий VIII, удрученный старостью, приказал влить себе кровь от трех юношей - это стало причиной его смерти. Почему?
В этом случае я использую прием столкновения разных мнений своих учеников. Удивление вызывают ситуации, обнажающие противоречия между нашими житейскими представлениями и научными фактами.
Так, например, в 7-м классе при изучении класса «Ракообразные» обращаюсь к басне И.А. Крылова «Лебедь, рак и щука», в которой говорится, что рак пятится назад. Действительно ли это так? Привожу общеизвестные выражения «красный, как рак», и «когда рак на горе свистнет». Ученики удивлены, но научно объяснить, как передвигается рак, когда он бывает красным и может ли он подняться на гору и свистеть, не могут. Возникает учебная проблема - «Изучить внешнее строение и образ жизни речного рака».
|
|
В 9-11-х классах создаю проблемные ситуации, в основе которых лежит единственное противоречие - между необходимостью выполнить задание и невозможностью это сделать, что вызывает затруднение у учащихся.