Гештальтпсихология

Возникла в Германии. Также, как и бихевиоризм, ориентировалась на естественные науки, но не на физиологию, как бихевиоризм, а на физику и математику. Представители гештальтпсихологии – М.Вертгеймер, В.Келлер, К.Коффка, К.Левин. Гештальт по-немецки означает “структура”, “целостная конфигурация”, “форма”. Отталкиваясь от атомистической, ассоциативной психологии, в которой сложные психические явления строились из простейших элементов – ощущений, связанных по ассоциативным законам, гештальтисты утверждали, что законы функционирования сложных, целостных систем несводимы к законам сочетания элементов. Целое не выводимо из элементов. Целостное восприятие несводимо к элементарным ощущениям. Методом стало феноменологическое описание.

Константность восприятия – ощущения варьируют, а образ остается тем же самым (постоянство при изменяющихся условиях восприятия). То же касается мелодии, исполняемой с помощью различных инструментов. О целостности восприятия говорит феномен “фигуры и фона” (Рубин). Фигура выступает как замкнутое, выступающее вперед целое, отделенное от фона контуром, а фон отступает назад. О целостности восприятия также свидетельствует отражение двойственных изображений, когда, например, в одном рисунке различаются либо ваза, либо два профиля. “Фи-феномен” (Вертгеймер). Видимость движения - целостный образ, неразложимый на отдельные ощущения.

В опытах Келлера с шимпанзе на о. Тенериф обезьяны находили выход из проблемной ситуации (доставали банан), мгновенно уловив отношения между вещами, увидев ситуацию в целом (вставив одну палку в другую). Обезьяны находили решение проблемы не путем проб и ошибок, как у бихевиористов, а путем инсайта (внезапного озарения). Инсайт – мгновенное схватывание, усмотрение целостной структуры ситуации. Коффка: опыты с курами (сперва куры научались клевать зерна, разбросанные на сером квадрате, отличая его от находившегося рядом черного. В следующем опыте оказывался рядом с еще более светлым квадратом и куры выбирали последний, а не тот, на котором привыкли клевать). Не цвет сам по себе был раздражителем, а соотношение цветов.

Установили законы формирования целостного образа.

Закон целостности относится не только к восприятию и мышлению, сам человек характеризуется целостностью и является частью целого (теория психологического поля). К.Левин изучал потребности, аффекты, волю человека. Проблема человеческих побуждений. Мотивационное напряжение создают объекты окружающего человека “поля” - жизненного пространства (аналог гештальта). Личность перемещается в жизненном пространстве, одни районы которой ее притягивают, а другие отталкивают. Потребности образуются в реальной жизненной ситуации. Левин ввел в психологию понятие уровня притязаний (степень трудности целей, к которой стремится субъект), поиска успеха и стремления избежать неудач и др. Организм – среда – единое целое. Мотивационное напряжение может быть создано другими людьми, это не только биологические потребности.

Зейгарник в школе К. Левина исследовала запоминание незавершенных действий. Испытуемым предлагался ряд заданий, одни из которых они завершали, а выполнение других прерывалось экспериментатором. Оказалось, что лучше запоминаются прерванные действия, чем завершенные. Незавершенное действие вызывает сохранение напряжения.

От исследования мотивации индивида К.Левин переходит к исследованию групповой динамики. Группа – динамическое целое, единая система. Изучались внутригрупповые отношения, психологический климат, роли лидера.

Достоинства. Впервые был раскрыт принцип целостности при изучении психологии человека. В рамках гештальтпсихологии были разработаны оригинальные исследовательские методики, получены уникальные факты. Ныне гештальтпсихология предстает в виде гештальттерапии. Основная идея – подход к человеку как единому целому. Например, в педагогике – нельзя у ребенка отдельно развивать восприятие, отдельно память, отдельно мышление.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: