Бихевиоризм

Появился в США, его основоположником стал Джон Уотсон в 1913 г. главный объект этой психологии – поведение человека. Сознание исключено из психологии. Уотсон взял за основу работу Павлова с условными рефлексами. Поведение объяснялось как реакция (движения, словесные и эмоциональные реакции) на стимул (воздействие внешней среды). S R. Задача психологии – объяснить связь между ними.

Поведение человека и животных одинаково. Поэтому бихевиористы, проводя опыты на белых крысах, переносили их результаты на людей. Уотсон считал, что определенным образом манипулируя внешними раздражителями, можно изготовить человека любого склада, с заданным поведением. “Дайте мне дюжину здоровых детей, и я возьмусь сделать из них на выбор специалиста по своему усмотрению: врача, коммерсанта, юриста, и даже нищего и вора, независимо от их талантов, склонностей и способностей”. Личность человека – всего лишь совокупность поведенческих реакций. Связь между стимулом и реакцией можно усилить, если подкрепить ее (закон эффекта Торндайка).

Подкрепление может быть положительным – похвала, материальное вознаграждение, положительный результат, и отрицательным – боль, наказание, критика и пр. поведение человека вызывается желанием избежать отрицательного подкрепления и получить положительное. Изменяя стимулы и подкрепления, можно программировать поведение человека.

Необихевиоризм. В 30 гг. последователи Уотсона попытались смягчить радикализм бихевиоризма и примирить его с наличием у индивида убеждений, мотивов, интересов и других явлений психической жизни. Это направление получило название необихевиоризма. Наиболее яркие его представители Э.Толмен, К.Халл, Б.Ф.Скиннер. Толмен ввел понятие о промежуточных переменных, действующих между S и R. Под ними он понимал цели, ожидания, познавательные факторы, такие как гипотеза, восприятие, знания, когнитивная карта мира. И эти промежуточные переменные также должны подлежать объективному наблюдению.

Для Халла промежуточной переменной между S и R стали органические потребности (пищевая, сексуальная, потребность во сне) – драйв. Также могут быть установлены с помощью объективных методов. Потребность создает энергию, которая разряжается при подкреплении, благодаря чему реакция закрепляется и происходит научение.

Главной идеей Скиннера было управление поведением. Для этого экспериментатор должен контролировать все переменные, от которых зависит поведение. С этой целью он изобрел специальный ящик, в котором белая крыса (или голубь), нажимая на рычажок, получает подкрепление. Рычаг соединен с самописцем, который регистрирует движения (оперантную реакцию). Подкрепление может быть связано со световыми, звуковыми сигналами.

Скиннер основывался на теории Павлова об условных рефлексах. Скиннер создал понятие об оперантном научении. Их отличия: у Павлова реакция возникает только в ответ на стимул (условный или безусловный раздражитель), а у Скиннера животное сначала производит реакцию (крыса нажимает на рычаг), которая затем подкрепляется. Несомненная заслуга Скиннера – перенос оперантного обусловливания в педагогику: создание программированного обучения и обучающих машин, где каждая отдельная операция подкрепляется, (что служит сигналом обратной связи). Скиннер надеялся создать программу изготовления людей для нового общества.

Достоинства бихевиоризма. Используется в психотерапии: при лечении умственно отсталых детей, невротиков, психически больных.

Недостатки. Бихевиоризм упростил природу человека, поставил его на одну ступень с животными. Исключил из объяснения поведения человека его сознание, идеалы, интересы. Представил поведение человека как машинообразное.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: