Психоанализ (фрейдизм)

Его основоположник – австрийский невропатолог, психиатр З.Фрейд. Фрейд занимался лечением истерии (нервно-психических расстройств). Но причины ее возникновения невозможно было понять из анатомо-физиологических особенностей нервной системы. И в тоже время Фрейду было известно о результатах, полученных Брейером. В состоянии гипноза его пациенты вспоминали о событиях, которые предположительно были причинами заболевания. При этом иногда сам рассказ об этих событиях избавлял пациентов от симптомов заболевания. Постепенно Фрейд пришел к выводу о существовании такого психического явления как “бессознательное”.

Вся психическая жизнь личности состоит из трех уровней: Id (оно – бессознательное), Ego (Я – предсознание) и Super-Ego (сверх-Я – сознание). Бессознательное – источник психической энергии, инстинкты человека, которые Фрейд сводил к сексуальным (либидо), а позже еще к агрессивным (инстинкт разрушения – танатос). Бессознательное подчиняется принципу удовольствия.

Эта сфера постоянно находится в противоречии со сферой сознания, в которой представлены моральные запреты, созданные обществом. Это цензура, которая не позволяет инстинктам стать осознаваемыми. Между ними находится Ego, которое подчиняется принципу реальности, пытается уравновесить требования Id и Super-Ego. Если Ego примет решение в пользу Id, но в противовес Super-Ego, но то неизбежно будет испытывать чувство вины, укоры совести. Если в пользу Super-Ego – развивается невроз. Ego неизбежно находится в состоянии конфликта, напряжения. Снятию напряжения помогают защитные механизмы – вытеснение, сублимация и др.

Вытесненные бессознательные импульсы, ища выхода, но, сталкиваясь с цензурой сознания, реализуются во внешне нейтральных формах, имеющих второй символический план: сновидения, шутки, юмор, обмолвки, описки, забытые вещи. Энергия инстинктов также трансформируется в формы деятельности, приемлемые для общества: творчество, искусство, трудовая деятельность. Они помогают разрядке напряжения.

В развитии ребенка Фрейд выделил ряд стадий, связанных с метаморфозом сексуальных инстинктов (до 6 лет инфантильная сексуальность – оральная, анальная, фаллическая стадии, с 6 лет до юности – стадия скрытой, латентной сексуальности). Становление психики ребенка происходит через преодоление Эдипова комплекса. Мальчик испытывает влечение к матери, воспринимая отца как соперника, вызывающего одновременно и восхищение, и страх, и ненависть. Мальчик хочет походить на отца, но одновременно желает ему смерти, это порождает чувство вины. К 6 годам Эдипов комплекс преодолевается под влиянием страха кастрации. У него развивается супер-эго. Особенности сексуального развития в детском возрасте определяют личность взрослого человека.

В лечебной практике Фрейд применял метод свободных ассоциаций. Ассоциации могут указать причину заболевания (события, нанесшие душевную травму), вытесненные влечения. Анализ сновидений - символика.

Недостатки фрейдизма. Преувеличение роли сексуальной сферы в жизни и психике человека. Человек понимается как биологическое существо, находящееся в состоянии постоянной войны с обществом.

Достоинство фрейдизма состоит в том, что он привлек внимание к изучению бессознательного, к внутренним конфликтам личности. Психоанализ получил широкое распространение в психотерапии, консультировании, психиатрии.

Неопсихоанализ. Представители – А. Адлер, К. Юнг, К. Хорни, Салливен, Э. Фромм. Последователи Фрейда, стремясь исправить односторонность психоанализа, не отказались от его главной категории – понятия о бессознательном. Они попытались снять чрезмерную биологизированность психоанализа. Решающая роль была отдана влиянию социокультурной среды.

К. Юнг. Помимо личного бессознательного существует коллективное бессознательное. Оно является врожденным, передается от далеких предков. Обнаруживается в сновидениях, фантазиях, галлюцинациях, психических расстройствах и творениях культуры. Разработал типологию характеров: экстравертированный (обращенный вовне, увлеченный социальной активностью) и интровертированный (обращенный внутрь себя, самосозерцатель).

А. Адлер. Индивид из-за телесных недостатков испытывает чувство неполноценности (комплекс неполноценности). Комплекс неполноценности является основой неврозов. Реакция на этот комплекс – желание самоутвердиться среди других (социальный фактор). Механизм – компенсация и сверхкомпенсация (исключительные достижения). Окружающий мир враждебен человеку. Человек стремится добиться превосходства над другими.

К. Хорни. Источник неврозов – не неудовлетворенные сексуальные потребности, а базальное чувство тревоги ребенка, одинокого во враждебном ему мире. Все конфликты, возникающие в детстве, порождаются отношениями ребенка с родителями. Тревожность приобретает стойкий характер и превращается в невроз, если родители не защищают его любовью и лаской. Чувство тревоги порождает три вида невротических потребностей: движение к людям (поиск любви и одобрения любой ценой), от людей (отрешенность от общества) и против людей (агрессия, стремление к власти).

Э. Фромм. Чисто человеческие потребности (не органические) – продукт социального прогресса. Человек не живет в гармонии с обществом. Обретя свободу в период Ренессанса (в средневековье человек знал свое место в обществе и не испытывал одиночества, оторванности от других), человек утрачивает социальную безопасность, усиливается его зависимость от других, он испытывает отчуждение и одиночество. Механизмы бегства от свободы: садизм, мазохизм, деструктивизм и автоматический конформизм. Только через любовь человек может достичь гармонии, обрести единство с миром и самим собой.

Когнитивная психология. Зародилась в 60 гг. 20 в. в США как альтернатива бихевиоризму с его игнорированием познавательных процессов. Это направление тесно связано с развитием кибернетики, информатики.

Человек представляется как система, занятая активным поиском сведений, их переработкой и хранением, и использующая информацию при принятии решений. Познавательные процессы рассматриваются по аналогии с компьютерными программами. Из кибернетики и информатики в психологию были перенесены такие термины как код, сигнал, информация, программа, кодирование, схема, вход и выход системы. Объектами когнитивной психологии являются восприятие, память, мышление, воображение, речь, язык, когнитивное развитие.

Был сделан вывод об уровневой организации познавательной активности. познавательные процессы были представлены множеством структурных моделей. Представителями когнитивной психологии являются У. Найсер, Г. Саймон, Л. Фестингер, Д. Норман, Ф. Хайдер.

Недостатки. Не была создана единая теория, объяснявшая познавательные процессы. Игнорируется проблема субъекта.

Гуманистическая психология. Возникла в 50-60 гг. как альтернатива психоанализу и бихевиоризму. В качестве объекта исследования выступали не невротик, как в психоанализе, а здоровая, творческая личность, цель которой - самоактуализация. Представители когнитивной психологии – А. Маслоу, К. Роджерс. Основные проблемы – проблемы поиска смысла жизни, самоосуществления, творчества, свободы выбора, ответственности. По мнению, гуманистической психологии, человек обладает возможностью непрерывного развития и сам может им управлять.

Маслоу, используя биографический метод, проследил историю развития многих выдающихся личностей. Он выстроил следующую иерархию потребностей: физиологические потребности, потребность в безопасности, потребность в принадлежности и любви, потребность в уважении. И на вершине этой иерархии находится потребность в самоактуализации (самовыражении), которая является главным источником деятельности человека.

Эта потребность является врожденной и заключается в том, что человек стремится и должен реализовать данные ему от природы способности, возможности приносить людям добро и пользу, развивать свою личность. Если человек лишен этой возможности, условия жизни мешают самореализации, у человека развивается конфликт и как результат – невроз. Лишь 1-4 % людей достигает уровня самоактуализации.

Гуманистической эта психология называется потому, что, по мнению Маслоу, человек рождается с потребностью в добре, нравственности. Возможность для удовлетворения потребности в самоактуализации возникает тогда, когда получили удовлетворение предыдущие потребности.

Если у человека не удовлетворены базовые потребности, они становятся для него ведущими.

Здесь заложен основной недостаток теории Маслоу – непонятно, как высшие потребности все таки формируются у множества людей, у которых не удовлетворены первые группы потребностей. Биологизаторская тенденция – нравственные потребности врождены человеку.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: