РОССИЯ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в.
12 марта 1801 г. на российский престол вступил старший сын Павла I Александр I (1801 — 1825). В изданном в тот же день манифесте Александр I объявил, о своей приверженности политическому курсу Екатерины II. В правлении нового императора выделяют два периода – либеральный и консервативный. Александр I начал с того, что восстановил отмененные Павлом I Жалованные грамоты дворянству и городам, освободил дворянство и духовенство от телесных наказаний. Была упразднена наводившая ужас Тайная экспедиция и освобождены заключенные Павлом I в Петропавловскую крепость узники, возвращены из ссылки 12 тыс. опальных и репрессированных чиновников и военных. Были отменены и другие раздражавшие дворянство павловские указы и распоряжения. Перед Александром I стояли задачи не только устранения последствий тирании отца, но и усовершенствования государственного строя России в новой исторической обстановке, когда всем европейским монархам приходилось считаться с новым “духом времени”. Для проведения этого курса он приблизил друзей своей юности — европейски образованных представителей молодого поколения родовитой знати. Летом 1801 г. из них образовался “Негласный комитет” в составе П. Строганова, Н. Новосильцева, В. Кочубея, А. Чарторыйского. Он не имел статуса государственного учреждения, но в первые годы царствования Александра I оказывал большое влияние на его политику и определял в основных чертах программу преобразований.
В 1801 — 1811 гг. был проведен ряд мер, призванных начать поиск решения крестьянского вопроса, преобразовать систему просвещения и реорганизовать органы центрального управления. Во время коронации Александр I торжественно заявил, что отныне прекращается раздача казенных крестьян в частные руки. Изданный 20 февраля 1803 г. указ о “вольных хлебопашцах” предусматривал освобождение крепостных крестьян с землей за выкуп целыми селениями или отдельными семействами по обоюдной договоренности с их помещиками. До конца царствования Александра I было отпущено по этому указу 47 тыс. душ мужского пола, всего же за время действия указа (до 1858 г.) выкупилось 152 тыс. крестьян. Был принят ряд законов, устраняющих наиболее однозначные проявления крепостничества: указы 1808 — 1809 гг. запрещали продавать крестьян на ярмарках, давать объявления в газетах о продаже дворовых, отменялось право помещиков ссылать по своей прихоти крепостных в Сибирь.
Ряд либеральных мер был проведен в сфере просвещения и печати. В 1803 г. было издано новое положение об устройстве учебных заведений. В основу системы образования были положены принципы бессословности учебных заведений (за исключением военных), бесплатности обучения на низших ступенях, преемственности учебных программ. Помимо существовавшего с 1755 г. Московского университета в 1802—1804 гг. были открыты Казанский, Харьковский, Виленский и Дерптский университеты. В 1804 г. в Петербурге основан Главный педагогический институт, преобразованный в 1819 г. в университет. В 1811 г. был открыт Царскосельский лицей. Университетский устав 1804 г. предоставлял университетам значительную автономию: выборность ректора и профессуры, собственный суд, невмешательство административных властей и полиции в дела университетов. В 1804 г. был издан первый “Устав о цензуре” весьма либерального характера.
В 1802—1811 гг. проводилась министерская реформа. Старые петровские коллегии заменялись министерствами, где дела по каждому ведомству решались единолично министром, ответственным только перед императором. Сначала в 1802 г. учреждалось 8 министерств. Однако их структура и функции еще не были четко определены. Они были подробно разработаны “Общим учреждением министерств” 1811 г., по которому число министерств увеличивалось до 12. Созданная при Александре I министерская система с некоторыми изменениями просуществовала до 1917 г.
С 1807 г. на арену политической жизни страны выдвинулся М.М.Сперанский (1772—1839). Выходец из семьи бедного сельского священника Владимирской губернии, М.М. Сперанский благодаря своему выдающемуся уму, энергии и необычайной работоспособности быстро сделал карьеру государственного деятеля. В 1808 г. Александр I поручил ему разработать проект государственных преобразований. В октябре 1809 г. предложение под названием “Введение к Уложению государственных законов” были представлены императору. План содержал стройную систему центральных и местных учреждений на основе “разделения властей” — законодательной, исполнительной и судебной — при независимости судебной власти и ответственности исполнительной власти перед законодательной. Предусматривалась выборность распорядительных и исполнительных органов власти четырех степеней — на уровне волости, уезда, губернии и империи. Но участие в управлении предоставлялось лишь лицам, обладавшим имущественным цензом. Предполагалось создать высший представительный орган с законодательными полномочиями – Государственную думу, а на местах — губернские, окружные и волостные думы. Высшая исполнительная власть представлялась министерствам, на местах — губернским, окружным и волостным управлениям. Высшим судебным органом империи объявлялся Сенат, которому подчинялись губернские и окружные суды. Высшим органом, призванным объединить деятельность законодательной, исполнительной и судебной властей являлся Государственный совет. Он призван был служить связующим звеном между императором и высшими законодательными, исполнительными и судебными органами власти. Ни один законопроект не мог получить силы закона, если он не прошел обсуждения в Государственном совете с последующим утверждением императора. Сенат, министры и члены Государственного совета не избирались, а назначались императором. Таким образом система органов власти в проекте Сперанского нисколько не нарушала прерогатив императора как самодержавного монарха, но могла способствовать началу конституционного процесса в России. Александр I признал проект М.М. Сперанского “удовлетворительным и полезным”. М.М. Сперанский составил и календарный план проведения в жизнь своего проекта (в течение 1810—1811 гг.). Однако его действия встретили упорное противодействие сенаторов, министров и других высших сановников, считавших их слишком радикальными и “опасными”. Александр I пошел навстречу их требованиям, и проект был отклонен. Единственное, что воплотилось в жизнь из плана М.М. Сперанского, это учреждение 1 января 1810 г. законосовещательного Государственного совета при императоре, в который вошли все министры (по их должности), а также лица из высших сановников по назначению императора.
Реформаторская деятельность Сперанского вызвала недовольство в высших дворянских кругах. Под влиянием их интриг в середине марта 1812 г. последовала опала и ссылка М.М. Сперанского — сначала в Нижний Новгород, а затем по новому доносу в Пермь. Однако уже в 1816 г. М.М. Сперанский был назначен пензенским губернатором, а затем генерал-губернатором Сибири. В 1821 г. он был возвращен в Петербург и введен в состав Государственного совета.