Русская государственность в условиях раздробленности (XII – XIII век)

Принятие христианства и его значение.

3.1. Язычество Древней Руси: функции, символы, политические недостатки.

3.2. Языческая реформа Владимира 980 г.

3.3. Крещение Руси 988 г.: цели, обоснование выбора церкви, итоги.

3.1. Языческая религия неизбежный спутник родоплеменного строя. Её возникновение связано с подсознательными страхами древнего человека, порождаемыми природной стихией, его беззащитностью перед ней. Желание обрести психологическую опору, уверенность в завтрашнем дне толкало людей к поиску сверхъестественных сил, способных помочь человеку в его борьбе с природой. Язычество служило «помощником» общины, главным образом, в решении хозяйственных задач. Пантеон богов зависел от рода занятий племени – земледелие, скотоводство, охота. Языческая символика раскрывалась не только в идолах богов, но и в обрядах, праздниках. Однако, язычество не несло в себе политического начала, не могло служить средством воздействия государства на общество, не объясняло неоднородность социальной структуры на государственном этапе развития. Данные недостатки языческой религии делали её тормозом процесса укрепления древнерусской государственности.

3.2. В целях приспособления язычества к государственным интересам – укреплению единства страны, повышению престижа великокняжеской власти, киевским князем Владимиром в 980 г. была осуществлена религиозная реформа – создан общерусский пантеон из 6 богов во главе с почитаемым в княжеской дружине Перуном, что вполне соответствовало традициям военной демократии, но никак не монархии.

3.3. Стремление Владимира к единодержавию и росту международного авторитета Древнерусского государства обусловило выбор монотеистической религии – христианства в византийском (православном) варианте. Последнее объяснялось наличием влиятельной христианской общины в Киеве, сформировавшейся в результате длительной (со второй половины IX века) работы греческих миссионеров, тесными торговыми связями между двумя странами, высоким международным статусом Византийской империи, устраивающей Владимира византийской моделью взаимоотношений государства и церкви (последняя подчинялась императору). Процесс крещения растянулся на столетия и имел глубокие политические и культурные последствия: помимо решения перечисленных политических задач, с христианской религией на Руси получила широкое распространение письменность, зародилась летописание, литература и каменное зодчество.

4.1. Причины государственной раздробленности Руси.

4.2. Этапы распада страны.

4.3. Альтернативы политического развития русских земель.

4.1. Основными причинами являлись:

а) натуральный характер хозяйства;

б) возникновение вотчинного землевладения, что резко ослабило зависимость господствующего класса от киевских князей, спровоцировало «оседание» дружин удельных князей на землю и привело к нежеланию младших Рюриковичей перемещаться из волости в волость;

в) численный и экономический рост городов, являвшихся потенциальными центрами удельных княжеств;

г) падение экономического значения пути «из варяг в греки», что привело к экономическому упадку Киева и ослаблению политического влияния его князей;

д) миграция населения под влиянием половецких набегов из южных районов страны в северо-восточные, имевшая последствия п. г);

е) ликвидация в начале XII века половецкой опасности, снявшая необходимость объединения военных усилий русских княжеств.

4.2. Можно выделить три этапа и переломных момента в процессе распада Киевской Руси:

а) борьба между потомками Ярослава Мудрого за Киев во второй половине XI века с применением иностранной помощи, сопровождавшаяся расшатыванием государственного единства и ослаблением обороноспособности страны;

б) Съезд князей в Любече 1097 г., принявший решение о признании удельных княжеств собственностью их владельцев с потомством. Отныне Русь не являлась единым коллективным владением дома Рюриковичей, а стала совокупностью (конфедерацией) владений его ветвей.

в) смерть в 1132 г. сына Владимира Мономаха Мстислава Великого привела к окончательному распаду Древнерусского государства.

4.3. Можно выделить три пути политического развития русских княжеств:

А) самодержавный – характерен для Владимиро-Суздальской земли. Усиление власти местных князей стало итогом отсутствия на этой территории мощной родоплеменной знати, поздним возникновением боярского землевладения, малочисленностью древних городов с развитыми вечевыми традициями. Со времен Всеволода III (1176 – 1212 гг.) местные князья титуловались великими. Именно здесь закладывались истоки деспотии московских князей

Б) олигархический – наиболее характерен для Галицко-Волынской земли, где по причине плодородия почв рано и бурно развилась феодальная собственность, позволявшая местному боярству политически конкурировать с князьями. Для этого типа характерна непрерывная борьба социальных верхов за власть, что отрицательно сказывается на оборонном потенциале государства.

В) республиканский – характерен для Новгородской земли, где сложилась феодальная (иногда говорят, боярская) республика. Высший орган власти земли – новгородское вече, обладавшее верховной властью в вопросах законодательства, войны и мира, избрания должностных лиц: посадника, тысяцкого и архиепископа.

Высшее должностное лицо – посадник (избирался из бояр на 1 год), обладал наряду с князем верховными военными, судебными и дипломатическими функциями.

Главная задача тысяцкого (избирался из житьих людей на 1 год) – управление финансовой системой республики, также – разбирательство торговых споров.

Архиепископ (избирался пожизненно) помимо руководства церковными делами, возглавлял метрологическую службу и Совет господ – коллективный орган, контролирующий текущее управление страной.

Князь в новгородской земле имел подчинённый статус и приглашался вечем, главным образом, для решения задачи обороны страны, также обладал судебными полномочиями и не имел права вмешиваться в административную деятельность должностных лиц.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: