Реформы Александра II (1855 – 1881). 19.3. Реформы местного самоуправления: земская (1864) и городская (1870)

19.1. Стратегия реформ.

19.2. Крестьянская реформа 1861 г.

19.3. Реформы местного самоуправления: земская (1864) и городская (1870).

19.4. Судебная реформа 1864 г.

19.5. Военные реформы 1860-х – 1870-х гг.

19.1. Реформы Александра II, охватившие многие сферы деятельности государства и общества, были объективно нацелены на ускоренное развитие в стране буржуазных отношений. Достигалось это как государственным стимулированием капиталистических форм хозяйствования, так и внедрением некоторых буржуазных политических институтов (в управление, судебную систему, цензуру, образование и др.). По мнению исследователей, реформы остались незавершёнными и при их проведении максимально соблюдались интересы дворянского сословия.

19.2. Это крупнейшая реформа, ставшая базой для последующих преобразований. Причина реформы – глубокий кризис крепостного хозяйства в первой половине XIX века, рост крестьянских волнений. Поражение в Крымской войне 1853 – 1856 гг. убедило царизм в необходимости немедленной отмены крепостного права.

Основными принципами реформы стали: обязательность освобождения крестьян с землёй; введение двухлетнего переходного периода, в течение которого бывшие помещичьи крестьяне получали статус временнообязанных и выполняли в пользу помещика облегчённые феодальные повинности; активное участие в выкупной операции государства, выплатившего помещикам 75 – 80 % выкупной суммы; введение в бывшей помещичьей деревне сельского и волостного крестьянского самоуправления.

Участие государства в выкупной операции объяснялось, с одной стороны, стремлением материально поддержать класс помещиков – опоры самодержавия, дав им возможность организовать капиталистическое хозяйство, с другой – намерением правительства вернуть гигантские денежные средства, переданные в своё время помещикам в форме кредитов под залог имений, переложив их выплату на плечи крестьянства. Фактически, в ходе выкупной операции правительство выплатило помещикам свою часть выкупной суммы за вычетом помещичьего дореформенного долга, а с крестьян за эту «услугу» взыскало средства в полном объёме (т.е. объявленные 75 – 80 % от суммы выкупа) путём взимания в течение 49 лет т.н. выкупных платежей, отменённых лишь в 1907 г. Остальные 20 – 25 % выкупной суммы крестьяне выплачивали помещикам непосредственно. Перевод крестьян с временнообязанного состояния на выкуп затянулся до 80-х гг. XIX века. По выплате выкупной суммы надельная крестьянская земля переходила в собственность общины.

Ещё один важный момент реформы заключался в установлении размера выкупаемого крестьянином земельного надела. Этот показатель отличался от дореформенного: были установлены максимальная и минимальная нормы крестьянских наделов, различавшиеся зонально. Превышение максимальной нормы влекло отрезание части крестьянского надела, недотягивание до минимальной – прирезание дополнительной земли (пресловутые «отрезки» и «прирезки»). Наделение бывших помещичьих крестьян землёй было произведено с заведомым расчётом на её нехватку, чтобы вынудить последних к аренде помещичьей земли и, таким образом, обеспечить дворянство дешёвой рабочей силой.

В целом реформа, установив общинную собственность на землю, т.е. лишив права распоряжения землёй отдельные крестьянские семьи, создавала определённые препятствия как на пути урбанизации и индустриализации страны, так и на пути становления крупного товарного сельхозпроизводства. Данные препятствия правительство постаралось убрать в результате столыпинской аграрной реформы 1906 – 1916 гг.

19.3. Реформы учреждали в губерниях, уездах и городах органы местного самоуправления буржуазного типа, обладавшие хозяйственными и социальными функциями (содержание дорог, рынков, скотобоен, общественных бань, пожарных команд, строительство школ, больниц, ветеринарных пунктов). Земские органы согласно положению 1864 г. учреждались в губерниях и уездах с трёхлетним сроком полномочий и именовались земскими собраниями (распорядительные функции) и управами (исполнительные функции); городские органы по городовому положению 1870 г. также подразделялись на распорядительные – городские думы, и исполнительные – городские управы, с четырёхлетним сроком полномочий.

Выборы в указанные учреждения являлись всесословными, многоступенчатыми, неравными и предполагали наличие имущественного ценза, что обеспечивало преимущество политических прав дворянства и крупной буржуазии. Деятельность земских и городских учреждений находилась под жёстким контролем властей.

19.4. Судебная реформа 1864 г. вводила буржуазные принципы судопроизводства: всесословность, гласность, открытость, состязательность, несменяемость судей и их независимость от административной власти, презумпцию невиновности. Учреждался институт присяжных заседателей, присяжных поверенных (адвокатов) и судебных следователей. Задачей присяжных заседателей являлось вынесение вердикта о виновности, либо невиновности подозреваемого; судебных следователей – предварительное следствие по уголовным делам.

Реформировалась и система судоустройства: учреждался коронный и мировой суд. Коронный суд имел две инстанции: низшая – окружной суд с полномочиями в рамках судебного округа, высшая – судебная палата, компетенция которой распространялась на несколько судебных округов. Мировой суд учреждался в городах и уездах для разрешения мелких гражданских и уголовных дел. Мировые судьи действовали в рамках мирового участка и избирались уездными земскими собраниями, городскими думами, либо назначались местной администрацией. Второй инстанцией – кассационной – являлся уездный съезд мировых судей. Высшей судебной инстанцией с правом кассации (пересмотра приговоров) являлся Сенат.

Реформа сохраняла элемент прежней сословной судебной системы в виде волостного крестьянского суда. Существовали особые суды для чиновников высшего ранга – Верховный уголовный суд, и политических преступников – Особое Присутствие Сената.

19.5. Военные преобразования Александра II были призваны улучшить систему комплектования армии и подготовки офицерского корпуса, оснастить вооружённые силы современным нарезным оружием. Учреждалась система военных округов, кадетские корпуса заменялись военными гимназиями, командные кадры готовились в военных и юнкерских училищах и профильных военных академиях; было произведено перевооружение армии и сокращены сроки службы. С 1874 г. рекрутская система комплектования войск была заменена всесословной воинской повинностью, что позволяло создавать значительные обученные резервы – важный элемент обороноспособности в эпоху массовых войн.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: