Столыпинская аграрная реформа 1906 – 1916. 29.1. К началу XX века в России по-прежнему остро стоял аграрный вопрос

29.1. Предпосылки и цели реформы.

29.2. Содержание реформы.

29.3. Значение реформы.

29.1. К началу XX века в России по-прежнему остро стоял аграрный вопрос. Крестьянская реформа 1861 г., ликвидировав крепостничество в деревне, создала новые проблемы, главной из которых было крестьянское малоземелье, усилившееся к концу века в связи с быстрым ростом сельского населения страны. Тяжёлым бременем на крестьянство ложились выкупные платежи и арендная плата помещикам. Указанные факторы способствовали процессу имущественного расслоения крестьянства, обнищанию его основной массы, в первую очередь в Центрально-Чернозёмных губерниях, и росту социальной напряжённости в деревне, выражавшейся в самовольной запашке помещичьих земель, уничтожении межевых знаков и крестьянских бунтах, принявших угрожающий размах в годы первой русской революции 1905 – 1907 гг.

Политика Александра III на сохранение и укрепление крестьянской поземельной общины как хозяйственной и социальной формы организации русского крестьянства, в которой правительство видело своеобразный полицейский институт – социальную опору режима и заслон против проникновения в крестьянскую среду революционных идей, к началу XX века исчерпала себя. Развитие капитализма во второй половине XIX века резко усилило миграционные связи между городом и деревней, что разрушающе подействовало на традиционную систему ценностей русского крестьянства, поколебав его монархизм и аполитичность.

Помимо утраты значения полицейского института, крестьянская община с её уравнительным землепользованием тормозила развитие сельскохозяйственного сектора экономики, препятствуя росту товарности крестьянского хозяйства. Наличие коллективной общинной собственности на землю ограничивало право распоряжения крестьянской надельной землёй, т.е. создавало дополнительное препятствие для развития капиталистических отношений в деревне, тормозило перемещение крестьянства в промышленные центры.

Ставший в 1906 г. председателем Совета министров П.А. Столыпин, с помощью задуманной аграрной реформы рассчитывал решить ряд политических и социально-экономических задач.

Во-первых, понимая, что одно дворянство уже не может служить надёжной опорой самодержавия, Столыпин решил расширить социальную базу монархии за счёт зажиточного крестьянства – наиболее консервативного в политическом отношении, создав условия для развития крестьянского предпринимательства.

Во-вторых, реформа предусматривала меры по решению проблемы крестьянского малоземелья, ликвидацию гражданского неравноправия крестьянского сословия, что способствовало установлению социальной стабильности в деревне, повышению материального благосостояния крестьянства и развитию крестьянского хозяйства в целом.

В-третьих, перед реформой ставилась политическая задача изменения правосознания крестьянства – привития крестьянам частнособственнического инстинкта, который, по мнению Столыпина, должен был стать барьером на пути революционных призывов социалистического переустройства земельных отношений.

29.2. Содержание реформы сводилось к следующему:

А) Замене общинной собственности на землю крестьянской индивидуальной, для чего крестьянам-дворохозяевам был разрешён свободный выход из общины с укреплением в собственность своих надельных участков, с правом последующего их вынесения за пределы общины в виде отруба (единого участка без усадьбы) или хутора (единого участка с усадьбой). Фактически речь шла о разрушении общины и создании на её базе крестьянского фермерского хозяйства. За время реформы из общины выделилось 26 % крестьянских дворов, в основном зажиточных и беднейших.

Б) Предоставлению в распоряжение Крестьянского банка фонда удельных и части казённых земель для продажи крестьянству на льготных условиях, а также выделению ему в тех же целях средств для покупки помещичьих земель. Через Крестьянский банк крестьянство до 1916 г. приобрело свыше 4 млн. десятин земли.

В) Активизации переселенческой политики государства, которой был придан системный характер. При этом решалось две задачи: смягчение проблемы крестьянского малоземелья в Европейской России и хозяйственное освоение Сибири. Крестьянам-переселенцам выдавались ссуды на обзаведением хозяйством и предоставлялся льготный проезд до нового места жительства. За 1907 – 1916 гг. за Урал переселилось свыше 3 млн. человек, из которых 0,5 млн. вернулись обратно. На новых территориях удалось организовать высокорентабельное животноводческое хозяйство.

29.3. Реформа не дала ожидаемого эффекта – созданная прослойка крестьян-собственников оказалась весьма незначительной – к 1917 г. немногим более 10 %. Значительная доля крестьян, главным образом бедняков, укрепив в собственность свои наделы, поспешила их продать и податься в город. Таким образом крестьянское предпринимательское хозяйство не получило широкого распространения в царской России. Впрочем, Столыпин отводил на реформу 20 лет и не ставил целью полную ликвидацию общинного землепользования в России, осознавая целесообразность многоукладного аграрного сектора. И всё же реформа, наряду с такими правительственными мерами, как отмена с 1907 г. выкупных платежей, снятие ограничений в сфере гражданских прав крестьянства, поощрение крестьянской кооперации, способствовала улучшению экономического положения русского крестьянства и ускорению процесса механизации крестьянского труда.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: