Наиболее общепринятой является третья точка зрения

Уровни развития способностей:

Задатки (анатомо-физиологические предпосылки к деятельнос­ти);

Одаренность (своеобразное сочетание способностей, обеспечи­вающее быстрое и успешное овладение деятельностью);

Талант (деятельность талантливого человека отличается но­визной и оригинальностью; талант всегда связан с группой способ­ностей);

Гениальность. О ней говорят, когда творческие достижения человека составляют целую эпоху в жизни общества, в развитии культуры. Считается, что за 5000 лет цивилизации гениальных лю­дей было не более 400 человек (Аристотель, М.В.Ломоносов. Р.Де­карт. Леонардо да Винчи. Г.В.Лейбниц).

Творческие способности и помешательство.

Первые работы в области соотношения гениальности и помеша­тельства принадлежат итальянскому психиатру Чезаре Ломброзо. Он собрал многочисленные сведения о психопатологических проявлениях выдающихся людей. В его списках гениев было много эпилептиков, меланхоликов, эксцентричных личностей, самоубийц, наркоманов и алкоголиков.

Так, 3 наиболее великих полководца прошлого — Ал. Македонс­кий, Юлий Цезарь и Наполеон Боннапарт страдали эпилепсией.

Среди крупных писателей эпилептиками были Достоевский, Пет­рарка, Мольер, Флобер.

Д.Карсон считает, что гений — носитель рецессивного гена шизофрении. Один ген не вызывает патологии, но в ряде случаев может привести к развитию выдающихся способностей. Доказательст­во тому — наличие шизофреников среди родственников выдающихся

людей. Так, сын Эйнштейна, родственники Декарта, Паскаля, Ньюто­на, Фарадея, Дарвина, Платона, Канта, Ницше страдали шизофрени­ей. Это были в основном люди науки.

Люди, достигшие высот в искусстве чаще страдают маниакаль­но-депрессивным психозом. Среди представителей творческих про­фессий им чаще страдают поэты, затем музыканты, художники, скульпторы и архитекторы.

Однако о связи гения с безумностью следует говорить с осто­рожностью. Гениальность может быть связана с помешательством, хотя отнюдь не всегда.

Человек, находящийся на первом уровне развития способностей, обнаруживает высокое умение усваивать знания, овладевать дея­тельностью и осуществлять ее по предложенному образцу. На втором уровне развития способностей человек создает новое, оригиналь­ное.

Самый высокий уровень развития и проявления способностей обоз­начают терминами талант и гений. Талантливые и гениальные люди достигают в практике, искусстве, науке новых результатов, имею­щих большое общественное значение. Гениальный человек создает нечто оригинальное, открывающее новые пути в области научных исследований, производства, искусства, литературы. Талантливый человек также творит, вносит свое, но в пределах уже определив­шихся идей, направлений, способов исследования.

2. Природа способностей и их развитие

Три точки зрения:

- С — врожденные, биологически обусловленны (френология);

- С — приобретенные (соц. обусловленные — путем обучения, воспитания — Гельвеций);

- С — биосоциальны (на уровень их развития влияет и то и другое — Б.М.Теплов, В.Д.Небылицын, А.Н.Леонтьев и др.).

(КОНЦЕПЦИИ СПОСОБНОСТЕЙ Теория наследственности способнос­тей. В психологии сложились три концепции способностей. Одна из

них утверждает, что способности — биологически детерминированные

свойства личности, их проявление и развитие всецело зависят от

наследованного фонда.

Так, например, Гальтон в XIX веке пытался обосновать нас­ледственность таланта, анализируя биографические данные выдаю­щихся деятелей. Продолжая линию Гальтона в XX веке Коте опреде­лял степень одаренности по количеству места, отведенного в эн­циклопедических словарях известным людям. Гальтон и Коте пришли к выводу, что талант наследуется.

Жизнь опровергает взгляды о наследственной предопределен­ности способностей. Кроме того, объективный анализ биографий вы­дающихся людей говорит о другом: в подавляющем большинстве слу­чаев выдающиеся люди вышли из семей, не проявлявших особых даро­ваний, с другой стороны, дети, внуки и правнуки знаменитых людей выдающихся дарований не проявляли. Исключение составляют нес­колько семей музыкантов и ученых,

Теория приобретенных способностей.

В противоположность первой концепции способностей вторая на­ходит, что способности всецело определяются средой и воспитани­ем. Так, в XVIII веке Гельвеций провозгласил, что посредством воспитания можно сформировать гениальность.

В новейшее время видный американский ученый У. Эшби утвержда­ет, что способности и даже гениальность определяются приобретен­ными свойствами и, в частности, тем, какая программа интеллекту­альной деятельности была сформирована у человека стихийно и соз­нательно в процессе обучения в детстве и в последующей жизни. У одного программа позволяет решать творческие задачи, а у другого

- только репродуктивные. Вторым фактором способностей Эшби счи­тает работоспособность. Способный тот, кто после тысячи неудач­ных попыток делает тысяча первую и приходит к открытию; неспо­собный тот, кто после второй попытки оставляет задачу нерешен­ной.

Диалектика приобретенного и природного в способностях.

Более правильную позицию занимают представители третьей кон­цепции способностей.

Эта концепция способностей устанавливает, что человек име­ет от природы присущие всем людям возможности человеческого раз­вития. Вместе с тем признается наличие индивидуальных природных задатков, благоприятствующих становлению и развитию тех или иных способностей. Способности формируются в деятельности при благоп­риятных социальных условиях жизни).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: