Развитие способностей человека в процессе индивидуального развития (в онтогенезе). - развитие общих и специальных способностей в процессе вос­питания, обучения, влияния микро и макроокружения

- созревание ЦНС;

- развитие общих и специальных способностей в процессе вос­питания, обучения, влияния микро и макроокружения;

- профориентационные мероприятия.

ЗАДАТКИ И СКЛОННОСТИ

Понятие о задатках.

Под задатками следует усматривать не столько анатомо-физио­логические, сколько психофизиологические свойства, в первую оче­редь те, которые обнаруживает ребенок в самой ранней фазе овла­дения деятельностью, а иногда и взрослый, еще не занимающийся систематически определенной деятельностью.

Под задатками понимают первичную природную основу способнос­ти, еще не развитую, но дающую себя знать при первых пробах дея­тельности.

Задатки несут в себе возможности для развития способностей в процессе обучения, воспитания и трудовой деятельности. Вот поче­му так важно как можно раньше выявить задатки детей, с тем чтобы целенаправленно формировать их способности.

Склонности.

Задатки проявляются в склонностях к определенному виду дея­тельности (специальные способности) или в повышенной любозна­тельности ко всему (общая способность).

Склонности — это первый и наиболее ранний признак зарождающей­ся способности. Склонность проявляется в стремлении, тяготении ребенка (или взрослого) к определенной деятельности (рисованию, занятию музыкой). Нередко это стремление замечается довольно ра­но, увлечение деятельностью происходит даже в неблагоприятных условиях жизни. Очевидно, склонность свидетельствует о наличии определенных природных предпосылок к развитию способностей.

Наряду с истинной склонностью имеется и ложная, или мнимая.

При истинной склонности можно наблюдать не только неодолимое тя­готение к деятельности, но и быстрое продвижение к мастерству, достижение значительных результатов. При ложной, или мнимой, склонности этого не отмечается.

Задатки проявляются в легкой восприимчивости и запечатлевае­мости того материала, который привлекает, и, главное, в умении конструировать новое, что особенно характерно для большого даро­вания.

На развитие способностей влияют условия жизни и деятельнос­ти, психические особенности человека.

Так, значимые социальные побуждения активизируют личность. На проявление и развитие способностей влияют

- Любовь к делу, страстная увлеченность им;

- Положительное отношение к избранной деятельности Способствуют развитию способностей такие качества личности,

как трудолюбие, воля, решительность, целеустремленность, высокая

работоспособность.

Так Вовенарг говорил "Усердие и посредственность достигают большего, чем талант без усердия".

Даже при отсутствии ярко выраженных природных данных всесто­роннее развитие личности приводит к более высокому уровню спо­собностей человека в одной избранной им деятельности и позволяет достигнуть в ней довольно высоких результатов.

На развитие способностей существенное влияние оказывают обу­чение и воспитание.

Способности могут развиваться стихийно в процессе деятельнос­ти, но для этого требуется и больше времени и больше сил. Обуче­ние и воспитание ускоряют этот процесс, так как устраняют обра­зование ненужных звеньев в механизме деятельности.

Способности развиваются неравномерно: одни — раньше, дру­гие-позже, по мере накопления знаний и опыта. Раньше всех начи­нают развиваться музыкальные (так, у Моцарта, одаренность начала проявляться в 3 года, у Гайдна — в 4), затем изобразительные способности (Рафаэль — в 8 лет, Ван-Дейк — в 10 лет). Поэтичес­кое дарование бурно развивается в подростковом возрасте, из спо­собностей к наукам наиболее рано развиваются математические спо­собности. У великих математиков математическая зрелость наступа­ет в 20 лет.

Неблагоприятно сказывается на развитии способностей чрез­мерная умственная или физическая перегрузка, приводящая к переу­томлению и к снижению уровня трудоспособности.

3. Личность и ее социальные роли

Теория трансакционного (трансактного) анализа была разрабо­тана американским психотерапевтом Эриком Берном в 60-х годах XX века. Основные положения этой теории изложены им в книге "Люди и игры".

Основные положения теории трансактного анализа

Трансакция — это единица взаимодействия партнеров по общению, сопровождающаяся заданием их позиции.

Э. Берн заметил, что мы в различных ситуациях занимаем раз­личные позиции по отношению друг к другу. Основными позициями при этом являются три, которые условно были названы Э. Берном: Родитель, Взрослый и Ребенок (Дитя).

В дальнейшем сокращенно мы их будем обозначать соответствен­но буквами: Р, В и Д.

Поведенческие характеристики основных трансакций Родитель (Р)

утешает, исправляет, помогает;

грозит, критикует, приказывает;

здесь же находят кров принятые личностью социальные нормы, законы, принципы и т.п.

Взрослый (В)

логически осмысливает поступающую информацию, принимает об­думанные решения, сдерживает эмоции, проверяет полученные знания на реалистичность.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: