double arrow

Виды мышления.. Мышление – есть опосредствованное, обобщенное отражение действительности человеком в ее существенных связях и отношениях

Понятие мышления.

Мышление

Мышление – есть опосредствованное, обобщенное отражение действительности человеком в ее существенных связях и отношениях.

Мышление – это психический процесс целенаправленного, опосредованного и обобщенного познания существенных связей (эти связи неочевидны) предметов или явлений.

Мышление – это социокультурной процесс, осуществляемый только в обществе; оно теснейшим образом связано с процессом социализации (посредством мышления младенец познает социальное предназначение окружающих его предметов).

Чаще всего мышление подразделяют на теоретическое и практи­ческое. При этом в теоретическом мышлении выделяют понятийное мышление и образное мышление, а в практическом наглядно-образное мышление и наг­лядно-действенное.

Понятийное мышление – это такое мышление, в котором используют­ся определенные понятия. При этом, решая те или иные умственные задачи, мы не обраща­емся к поиску с помощью специальных методов какой-либо новой ин­формации, а пользуемся готовыми знаниями, полученными другими людьми и выраженными в форме понятий, суждений умозаключений.

Образное мышление – это вид мыслительного процесса, в котором используются образы. Эти образы извлекаются непосредственно из памяти или воссоздаются воображением. В ходе решения мыслитель­ных задач соответствующие образы мысленно преооразуются так, что в результате манипулирования ими мы можем найти решение интере­сующей нас задачи. Чаще всего такой вид мышления преобладает у людей, деятельность которых связана с каким-либо видом творчест­ва.

Наглядно-образное мышление – это мышление при непосредствен­ной опорой на окружающую действительность и без этого осущест­вляться не может. Мысля наглядно-образно, мы привязаны к дейс­твительности, а необходимые образы представлены в кратковремен­ной и оперативной памяти. Данная форма мышления является доми­нирующей у детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Наглядно-действенное мышление – это мышление, суть которого заключается в практической преобразовательной деятельности, осу­ществляемой с реальными предметами. Этот вид мышления широко представлен у людей, занятых производственным трудом, результа­том которого является, создание какого-либо материального продук­та.

Следует отметить, что все эти виды мышления могут рассматри­ваться и как уровни его развития. Теоретическое мышление счита­ется более совершенным, чем практическое, а понятийное представ­ляет собой более высокий уровень развития, чем образное.

Стадии развития мышления. В становлении мышления выделяются две стадии:

1) допонятийное мышление;

2) понятийное мышление.

Разница между теоретическим и практическим видами мышления, по мнению Б. М. Теплова, состоит лишь в том, что «они по разному связаны с практикой… Работа практического мышления в основном направлена на разрешение частных конкретных задач…, тогда как работа теоретического мышления направлена в основном на нахождение общих закономерностей» [1].

Творческое мышление. По мнению Дж.Гилфорда, творческое мышление характеризуется четырьмя особенностями:

1. Оригинальность, нетривиальность, необычность высказываемых идей, ярко выраженное стремление к интеллектуальной новизне.

2. Семантическая гибкость, то есть способность видеть объект под новым углом зрения, обнаруживать его новое использование, расширять функциональное применение на практике.

3. Образная адаптивная гибкость, то есть способность изменить восприятие объекта таким образом, чтобы видеть его новые, скрытые от наблюдения стороны.

4. Семантическая спонтанная гибкость, то есть способность продуцировать разнообразные идеи в неопределенной ситуации, в частности, в такой, которая не содержит ориентиров для этих идей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями: