Физиологические основы речи. Язык - объективное явление жизни общества, он, един для всего народа и охватывает все многообразие явлений

Язык - объективное явление жизни общества, он, един для всего народа и охватывает все многообразие явлений, познанных людьми.

Речь и язык. Этапы развития и физиологические основы речи.

Речь и язык

Язык – наиболее способ существования мышления; ребенок, осваивая предметную деятельность, осваивает языковые примеры. Язык выполняет важную функцию по отношению к мышлению: сформировавшаяся мысль расчленяется благодаря языку и может быть выражена словами.

Язык – это система знаков, функционирующих в качестве средс­тва общения и орудия мысли.

Речь – процесс общения посредством языка. Предметом психо­логического изучения является речь.

Существуют нормативные правила произношения и грамматики, сти­листики данного языка. (Кстати, в общении человек использует незначительную часть язы­кового богатства. Даже в языке великих писателей насчитывают от 10000 до 20000 слов, в то время как язык заключает несколько сот тысяч слов. Речь отдельного человека обладает особенностями про­изношения, лексики, структуры предложений. По этим признакам ре­чи можно идентифицировать личность).

Развитие речи шло по следующей линии:

– комплексная кинетическая речь (около 0,5 млн. лет тому на­зад) – передача информации с использованием движения тела; при этом движения общения и движения, связанные с трудом не диффе­ренцируются друг от друга;

– ручная кинетическая речь (язык жестов) – более дифферен­цирован (и сечас им активно пользуются глухонемые);

– звуковая речь (более 100 000 л. назад) – в виде отдельных слов;

– создание письменности.

В свою очередь, этапы развития письменности следующие:

– рисуночное пиктографическое письмо (ок. 4000 лет до н.э.)

– рассказ в картинках;

– идеаграфическое письмо (посредством иероглифов) (так, ки­тайский иероглиф, означающий "кризис", состоит из двух символов: один означает"опасность", другой – "удобный случай";

– собственно буквенное письмо (Оно было изобретено древними финикийцами и получило название алфабетического письма и тесно связано с устной речью: графемой (буквой) обозначается фонема (звук речи).

Небольшим количеством графем можно выразить письменно любую мысль.

Системы обеспечения речи подразделяются на периферические и центральные.

К центральным относятся структуры г.м., а к периферическим

– голосовой аппарат (органы дыхания, гортань, полости рта и но­са) и органы слуха.

Раздражителем этой сигнальной системы выступают не предметы и их свойства, а слова. Как раздражитель слово существует в трех формах: слышимое, видимое и произносимое слово.

Вторая сигнальная система работает в единстве с первой. На­рушение взаимодействия ведет к тому, что речь превращается в бессодержательный поток слов.

В коре головного мозга выделяют слуховой центр речи (центр Вернике) (левое полушарие, височная доля). При его поражении больной слышит слова, но не понимает их смысла (сенсорная афа­зия).

Существует и двигательный центр (центр Брока) (левое полу­шарие, лобная доля). При его поражении больной понимает речь, но не может говорить при полной сохранности периферического аппара­та производства речи (моторная афазия). Понимание смысла речи связано с функционированием ассоциативных зон коры, поражение которых приводит к непониманию смысла речи при понимании ее от­дельных слов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: