Любое государство может столкнуться с чрезвычайными ситуациями, когда для обеспечения правопорядка на всей территории страны или её части требуется применение особых организационно-правовых мер для защиты прав и свобод граждан, государственного суверенитета и основ конституционного строя. К таким мерам относится, в частности, установление особых правовых режимов, выражающихся в расширении полномочий органов государственной власти и ограничении личных, политических, социально-экономических и иных прав граждан и возложении на них дополнительных обязанностей. Конкретные виды таких режимов и пределы их реализации устанавливаются применительно к их назначению, состоянию обстановки в стране и её отдельных районах. При этом комплексные режимы, преследующие цели поддержания обороноспособности страны, общественной безопасности и безопасности граждан в условиях наступления чрезвычайных ситуаций, называют чрезвычайными режимами. В настоящее время Конституция РФ допускает установление двух таких режимов: чрезвычайное положение и военное положение.
Действие режима чрезвычайного положения (ЧП) регулируется Федеральным конституционным законом «О чрезвычайном положении».
Для регулирования трудовых отношений в условиях ЧП большое значение имеет то, что при введении ЧП могут применяться такие меры и ограничения, как:
- установление ограничений на осуществление отдельных видов финансово-экономической деятельности, включая перемещение товаров, услуг и финансовых средств;
- запрещение забастовок и иных способов приостановления или прекращения деятельности организаций;
- приостановление деятельности опасных производств и организаций, в которых используются взрывчатые, радиоактивные, а также химически и биологически опасные вещества.
При введении ЧП, вызванного чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, чрезвычайными экологическими ситуациями, также могут применяться следующие меры и ограничения:
- мобилизация ресурсов организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, изменение режима их работы, переориентация указанных организаций на производство необходимой в условиях ЧП продукции и иные;
- необходимые изменения производственно-хозяйственной деятельности;
- отстранение от работы на период действия ЧП руководителей государственных организаций в связи с ненадлежащим исполнением руководителями своих обязанностей и назначение других лиц временно исполняющими обязанности указанных руководителей;
- отстранение от работы на период действия ЧП руководителей негосударственных организаций в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением ими мер, предусмотренных законом, и назначение других лиц временно исполняющими обязанности указанных руководителей;
- в исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения и обеспечения аварийно-спасательных и других неотложных работ, мобилизация трудоспособного населения и привлечение транспортных средств граждан для проведения указанных работ при обязательном соблюдении требований охраны труда.
Таким образом, меры и ограничения, вводимые в условиях ЧП, могут серьезно повлиять на условия труда граждан. Вместе с тем законом предусмотрена единственная гарантия их трудовых прав: лицам, мобилизованным для проведения и обеспечения аварийно-спасательных и других неотложных работ, гарантируется оплата труда в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде.
В связи с этим весьма актуальной является разработка и принятие на уровне Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти пакета нормативных актов, регламентирующих трудовые отношения в условиях ЧП, а именно:
- гарантии работникам при приостановлении деятельности опасных производств и организаций;
- условия и порядок изменения режима работы организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности;
- порядок отстранения от работы руководителей государственных организаций;
- причины и порядок отстранения от работы руководителей негосударственных организаций и назначения других лиц временно исполняющими обязанности указанных руководителей;
- порядок мобилизации трудоспособного населения в целях проведения и обеспечения аварийно-спасательных и других неотложных работ.
Под военным положением (ВП) понимается особый правовой режим, вводимый на территории Российской Федерации или в отдельных её местностях в соответствии с Конституцией РФ Президентом России в случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии. Правовые основы режима ВП установлены Федеральным конституционным законом от 30 января 2002 г. № 1-ФКЗ «О военном положении». Данный режим включает в себя комплекс экономических, политических, административных, военных и иных мер, направленных на создание условий для отражения или предотвращения агрессии против РФ.
Для регулирования трудовых отношений на территории, на которой введено ВП, существенное значение имеют следующие меры, которые могут применяться на указанной территории:
- введение особого режима работы объектов, обеспечивающих функционирование транспорта, коммуникаций и связи, объектов энергетики, а также объектов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей и для окружающей природной среды;
- эвакуация объектов хозяйственного, социального и культурного назначения;
- привлечение граждан в порядке, установленном Правительством РФ, к выполнению работ для нужд обороны, ликвидации последствий применения противником оружия, восстановлению повреждённых (разрушенных) объектов экономики, систем жизнеобеспечения и военных объектов, а также к участию в борьбе с пожарами, эпидемиями и эпизоотиями;
- запрещение забастовок и иных способов приостановления или прекращения деятельности организаций.
В период действия ВП федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в целях производства продукции (выполнения работ, оказания услуг) для государственных нужд, обеспечения Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов и для нужд населения могут быть предусмотрены меры, связанные с введением временных ограничений на осуществление экономической и финансовой деятельности, оборот имущества, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств. Также могут быть временно изменены форма собственности организаций, порядок и условия процедур банкротства, режим трудовой деятельности и установлены особенности финансово-налогового регулирования как на территории, на которой введено ВП, так и на территориях, на которых ВП не введено.