Регулирование трудовых отношений в условиях действия чрезвычайных правовых режимов

Любое государство может столкнуться с чрезвычайными си­туациями, когда для обеспечения правопорядка на всей территории страны или её части требуется применение особых орга­низационно-правовых мер для защиты прав и свобод граждан, государственного суверенитета и основ конституционного строя. К таким мерам относится, в частности, установление особых правовых режимов, выражающихся в расширении полно­мочий органов государственной власти и ограничении личных, политических, социально-экономических и иных прав граждан и возложении на них дополнительных обязанностей. Конкрет­ные виды таких режимов и пределы их реализации устанавли­ваются применительно к их назначению, состоянию обстанов­ки в стране и её отдельных районах. При этом комплексные ре­жимы, преследующие цели поддержания обороноспособности страны, общественной безопасности и безопасности граждан в условиях наступления чрезвычайных ситуаций, называют чрез­вычайными режимами. В настоящее время Конституция РФ допускает установление двух таких режимов: чрезвычайное положение и военное положение.

Действие режима чрезвычайного положения (ЧП) регулируется Федеральным конституционным законом «О чрезвычайном положении».

Для регулирования трудовых отношений в условиях ЧП большое значение имеет то, что при введении ЧП мо­гут применяться такие меры и ограничения, как:

- установление ограничений на осуществление отдельных видов финансово-экономической деятельности, включая переме­щение товаров, услуг и финансовых средств;

- запрещение забастовок и иных способов приостановления или прекращения деятельности организаций;

- приостановление деятельности опасных производств и орга­низаций, в которых используются взрывчатые, радиоактивные, а также химически и биологически опасные вещества.

При введении ЧП, вызванного чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, чрезвычайными экологическими ситуациями, также могут применяться следующие меры и ограничения:

- мобилизация ресурсов организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, изменение режима их работы, переориентация указанных организаций на производство необходимой в условиях ЧП продукции и иные;

- необходимые изменения производственно-хозяйственной деятельности;

- отстранение от работы на период действия ЧП руководителей государственных организаций в связи с ненадлежащим исполнением руководителями своих обязанностей и назначение других лиц временно исполняющими обязанности указанных руководителей;

- отстранение от работы на период действия ЧП руководителей негосударственных организаций в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением ими мер, предусмотренных законом, и назначение других лиц временно исполняющими обязанности указанных руководителей;

- в исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения и обеспечения аварийно-спасательных и других неотложных работ, мобилизация трудоспособного населения и привлечение транспортных средств граждан для проведения указанных работ при обязательном соблюдении требований охраны труда.

Таким образом, меры и ограничения, вводимые в условиях ЧП, могут серьезно повлиять на условия труда граждан. Вместе с тем законом предусмотрена единственная гарантия их трудо­вых прав: лицам, мобилизованным для проведения и обеспече­ния аварийно-спасательных и других неотложных работ, гаран­тируется оплата труда в соответствии с законодательством Рос­сийской Федерации о труде.

В связи с этим весьма актуальной является разработка и при­нятие на уровне Правительства РФ и федеральных органов ис­полнительной власти пакета нормативных актов, регламентирую­щих трудовые отношения в условиях ЧП, а именно:

- гарантии работникам при приостановлении деятельности опасных производств и организаций;

- условия и порядок изменения режима работы организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собст­венности;

- порядок отстранения от работы руководителей государст­венных организаций;

- причины и порядок отстранения от работы руководителей негосударственных организаций и назначения других лиц временно исполняющими обязанности указанных руководи­телей;

- порядок мобилизации трудоспособного населения в целях проведения и обеспечения аварийно-спасательных и других не­отложных работ.

Под военным положением (ВП) понимается особый правовой режим, вводимый на территории Российской Федерации или в отдельных её местностях в соответствии с Конституцией РФ Президентом России в случае агрессии против Российской Фе­дерации или непосредственной угрозы агрессии. Правовые ос­новы режима ВП установлены Федеральным конституционным законом от 30 января 2002 г. № 1-ФКЗ «О военном положе­нии». Данный режим включает в себя комплекс экономиче­ских, политических, административных, военных и иных мер, направленных на создание условий для отражения или предот­вращения агрессии против РФ.

Для регулирования трудовых отношений на территории, на которой введено ВП, существенное значение имеют следующие меры, которые могут применяться на указанной территории:

- введение особого режима работы объектов, обеспечивающих функционирование транспорта, коммуникаций и связи, объектов энергетики, а также объектов, представляющих повышен­ную опасность для жизни и здоровья людей и для окружающей природной среды;

- эвакуация объектов хозяйственного, социального и культур­ного назначения;

- привлечение граждан в порядке, установленном Правитель­ством РФ, к выполнению работ для нужд обороны, ликвидации последствий применения противником оружия, восстановле­нию повреждённых (разрушенных) объектов экономики, сис­тем жизнеобеспечения и военных объектов, а также к участию в борьбе с пожарами, эпидемиями и эпизоотиями;

- запрещение забастовок и иных способов приостановления или прекращения деятельности организаций.

В период действия ВП федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в целях производства продукции (выполнения работ, оказания услуг) для государственных нужд, обеспечения Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов и для нужд населения могут быть предусмотрены меры, связан­ные с введением временных ограничений на осуществление экономической и финансовой деятельности, оборот имущест­ва, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств. Также могут быть временно изменены форма собст­венности организаций, порядок и условия процедур банкротства, режим трудовой деятельности и установлены особенности финансово-налогового регулирования как на территории, на которой введено ВП, так и на территориях, на которых ВП не введено.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: