Защита прав работников профессиональными союзами.
Профсоюз защищает права работников, прежде всего, путём осуществления контроля за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнением ими условий коллективных договоров, соглашений. Профсоюзный контроль является одним из видов общественного контроля.
Право на профсоюзный контроль закреплено в ст. 370 ТК РФ и Законе о профсоюзах. Пункт 1 ст. 19 данного Закона устанавливает, что профсоюзы имеют право на осуществление профсоюзного контроля за соблюдением работодателями, должностными лицами законодательства о труде, в том числе по вопросам трудового договора (контракта), рабочего времени и времени отдыха, оплаты труда, гарантий и компенсаций, льгот и преимуществ, а также по другим социально-трудовым вопросам в организациях, в которых работают члены данного профсоюза, и имеют право требовать устранения выявленных нарушений.
|
|
Работодатели обязаны в недельный срок с момента получения требования об устранении выявленных нарушений сообщить в соответствующий профсоюзный орган о результатах рассмотрения данного требования и принятых мерах.
Для осуществления контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнением условий коллективных договоров, соглашений общероссийские профессиональные союзы и их объединения могут создавать правовые и технические инспекции труда профсоюзов, которыенаделяются полномочиями, предусмотренными положениями, утверждаемыми общероссийскими профессиональными союзами и их объединениями.
Профсоюзные инспекторы труда в установленном порядке имеют право беспрепятственно посещать любых работодателей (организации, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также работодателей - физических лиц), у которых работают члены данного профессионального союза (или профсоюзов, входящих в объединение), для проведения проверок соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, законодательства о профессиональных союзах, выполнения условий коллективных договоров, соглашений.
Уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов имеют право беспрепятственно проверять в организациях соблюдение требований охраны труда и вносить обязательные для рассмотрения должностными лицами предложения об устранении выявленных нарушений требований охраны труда.
|
|
Статьей 370 ТК РФ профсоюзным инспекторам труда и уполномоченным (доверенным) лицам по охране труда профсоюзов предоставлены широкие права.
Принятие решений работодателем с учётом мнения профсоюзного органа. В целях выполнения своих функций до вступления в силу ТК РФ профсоюзы обладали значительными правами, позволяющими влиять на принимаемые работодателем решения. Так, работодатель обязан был совместно с соответствующим, выборным профсоюзным органом, например, принимать решение об установлении пятидневной или шестидневной рабочей недели и т. п. По сути, совместно или по согласованию с профсоюзом решались или должны были решаться практически все вопросы деятельности организации, так или иначе затрагивающие интересы персонала.
В настоящее время права профсоюзов несколько ограничены, однако при этом законодательно определён круг вопросов, для принятия решений по которым работодатель учитывает мнение профсоюзного органа.
Работодатель принимает решение с учетом мнения соответствующего профсоюзного органа в случаях, предусмотренных ст. 73, 82, 99, 113, 123, 135, 159, 180, 212, 299, 301 ТК РФ. Кроме того, ТК РФ предусматривается возможность принятия работодателем решения с учётом мнения соответствующего представительного органа работников (ст.103, 135, 136, 147, 154, 162, 190, 196).
При применении данных норм часто возникает вопрос о том, требуется ли учёт мнения соответствующего выборного органа первичной профсоюзной организации в том случае, если закон предусматривает принятие решения с учётом мнения представительного органа работников, и наоборот. Как показывает практика, этот вопрос должен быть решён следующим образом: в тех случаях, когда в соответствии с ТК РФ требуется учёт мнения представителей работников, соответствующие консультации должны быть проведены с любым представителем, уполномоченным работниками - профсоюзом или иным органом, избранным работниками.
Помимо случаев, определённых ТК РФ, коллективным договором или локальными нормативными актами, могут быть установлены и иные вопросы, при решении которых необходим учёт мнения соответствующего профсоюзного органа. Коллективным договором, соглашениями может быть предусмотрено принятие локальных нормативных актов по согласованию с представительным органом работников (ч. 3 ст. 8 ТК РФ). Это означает, что могут быть установлены случаи, когда требуется не учёт мнения, а согласие представительного органа на принятие того или иного локального нормативного акта, причем отсутствие такого согласования влечёт недействительность принятого акта.
Порядок (процедура) учёта мнения выборного органа первичной профсоюзной организации при принятии локальных нормативных актов определён ст. 372 ТК РФ. Перед принятием решения работодатель направляет проект локального нормативного акта и обоснование по нему в выборный орган первичной профсоюзной организации, представляющий интересы всех или большинства работников. Данный орган не позднее пяти рабочих дней с момента получения проекта указанного акта направляет работодателю мотивированное мнение по проекту в письменной форме. Отсутствие мотивировки может быть расценено работодателем как уклонение представительного органа от согласования позиций, и он вправе принять локальный акт в той редакции, которая предлагалась профсоюзному органу для согласования.
В случае, если мотивированное мнение органа первичной профсоюзной организации не содержит согласия с проектом локального нормативного акта, либо содержит предложения по его совершенствованию, работодатель может согласиться с ним, либо обязан в течение трёх дней после получения мотивированного мнения провести дополнительные консультации с профсоюзным органом в целях достижения взаимоприемлемого решения.
|
|
При недостижении согласия возникшие разногласия оформляются протоколом. После этого работодатель вправе принять локальный нормативный акт, который может быть обжалован в соответствующую государственную инспекцию труда или в суд, а выборный профсоюзный орган имеет право начать процедуру коллективного трудового спора в порядке, предусмотренном ТК РФ.
Государственная инспекция труда при получении жалобы (заявления) органа первичной профсоюзной организации обязана в течение одного месяца со дня получения жалобы (заявления) провести проверку и в случае выявления нарушения выдать работодателю предписание об отмене указанного локального нормативного акта, обязательное для исполнения.
Наряду с обязательностью учёта мнения профсоюза при принятии локальных нормативных актов ТК РФ (ст. 373) предусматривается, что в установленных законом случаях трудовой договор с работниками прекращается с учётом мотивированно мнения выборного органа первичной профсоюзной организации при расторжении договора по инициативе работодателя.
При принятии решения о возможном расторжении трудового договора с работником, являющимся членом профсоюза, работодатель обязан направить в соответствующий выборный орган соответствующей первичной профсоюзной организации проект приказа, а также копии документов, являющихся основанием для принятия названного решения.
Такая обязанность возникает у работодателя при расторжении трудового договора в соответствии с ТК РФ:
- в связи с сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя (п. 2 ч. 1 ст. 81);
- в связи с несоответствием работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации, подтверждённой результатами аттестации (п. 3 ч. 1 ст. 81);
- вследствие неоднократного неисполнения работником без уважительных причин трудовых обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание (п. 5 ч. 1 ст. 81).
|
|
Перед принятием решения работодатель обязан направить в соответствующий выборный профсоюзный орган проект приказа, а также копии документов, являющихся основанием для принятия указанного решения. Выборный профсоюзный орган в течение семи рабочих дней со дня получения проекта приказа и копий документов рассматривает этот вопрос и направляет работодателю свое мотивированное мнение в письменной форме. При этом мнение, не представленное в семидневный срок, работодателем не учитывается.
В случае, если орган первичной профсоюзной организации выразил несогласие с предполагаемым решением работодателя, он в течение трёх рабочих дней проводит с работодателем или его представителем дополнительные консультации, результаты которых оформляются протоколом.
При недостижении общего согласия по результатам консультаций работодатель по истечении 10 рабочих дней со дня направления в профсоюзный орган проекта приказа и копий документов имеет право принять окончательное решение, которое может быть обжаловано в соответствующую государственную инспекцию труда.
Государственная инспекция труда в течение 10 дней со дня получения жалобы (заявления) рассматривает вопрос об увольнении и в случае признания его незаконным выдает работодателю обязательное для исполнения предписание о восстановлении работника на работе с оплатой вынужденного прогула.
Соблюдение вышеуказанной процедуры не лишает работника или представляющий его интересы выборный орган первичной профсоюзной организации права обжаловать увольнение непосредственно в суд, а работодателя - обжаловать в суд предписание государственной инспекции труда.
Работодатель имеет право расторгнуть трудовой договор не позднее одного месяца со дня получения мотивированного мнения выборного органа первичной профсоюзной организации. В указанный период не засчитываются периоды временной нетрудоспособности работника, пребывания его в отпуске и другие периоды отсутствия работника, когда за ним сохраняется место работы (должность).
Кроме порядка учёта мнения профессиональных союзов в гл. 58 ТК РФ установлены также дополнительные гарантии для работников, входящих в состав выборных коллегиальных органов профсоюзных организаций, не освобождённых от основной работы, и освобождённых профсоюзных работников.
Обязанности работодателя по созданию условий для осуществления деятельности выборного органа первичной профсоюзной организации закреплены в ст. 377 ТК РФ и ст. 28 Закона о профсоюзах. В частности, работодатель обязан безвозмездно предоставить выборным органам первичных профсоюзных организаций, объединяющих его работников, помещение для проведения заседаний, хранения документации, а также предоставить возможность размещения информации в доступной для всех работников месте (местах).