Профсоюзный контроль

Защита прав работников профессиональными союзами.

Профсоюз защищает права работни­ков, прежде всего, путём осуществления контроля за соблюде­нием работодателями трудового законодательства и иных пра­вовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнени­ем ими условий коллективных договоров, соглашений. Профсоюзный контроль является одним из видов обществен­ного контроля.

Право на профсоюзный контроль закреплено в ст. 370 ТК РФ и Законе о профсоюзах. Пункт 1 ст. 19 данного Закона устанав­ливает, что профсоюзы имеют право на осуществление профсо­юзного контроля за соблюдением работодателями, должност­ными лицами законодательства о труде, в том числе по вопросам трудового договора (контракта), рабочего времени и времени отдыха, оплаты труда, гарантий и компенсаций, льгот и преимуществ, а также по другим социально-трудовым вопро­сам в организациях, в которых работают члены данного проф­союза, и имеют право требовать устранения выявленных нару­шений.

Работодатели обязаны в недельный срок с момента получе­ния требования об устранении выявленных нарушений сооб­щить в соответствующий профсоюзный орган о результатах рассмотрения данного требования и принятых мерах.

Для осуществления контроля за соблюдением трудового зако­нодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнением условий коллективных до­говоров, соглашений общероссийские профессиональные союзы и их объединения могут создавать правовые и технические инспек­ции труда профсоюзов, которыенаделяются полномочиями, пре­дусмотренными положениями, утверждаемыми общероссийски­ми профессиональными союзами и их объединениями.

Профсоюзные инспекторы труда в установленном порядке имеют право беспрепятственно посещать любых работодателей (организации, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также работодателей - физиче­ских лиц), у которых работают члены данного профессиональ­ного союза (или профсоюзов, входящих в объединение), для проведения проверок соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудо­вого права, законодательства о профессиональных союзах, вы­полнения условий коллективных договоров, соглашений.

Уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профес­сиональных союзов имеют право беспрепятственно проверять в организациях соблюдение требований охраны труда и вносить обязательные для рассмотрения должностными лицами предложения об устранении выявленных нарушений требований охраны труда.

Статьей 370 ТК РФ профсоюзным инспекторам труда и уполномоченным (доверенным) лицам по охране труда профсоюзов предоставлены широкие права.

Принятие решений работодателем с учётом мнения профсоюз­ного органа. В целях выполнения своих функций до вступления в силу ТК РФ профсоюзы обладали значительными правами, позволяющими влиять на принимаемые работодателем решения. Так, работодатель обязан был совместно с соответствую­щим, выборным профсоюзным органом, например, принимать решение об установлении пятидневной или шестидневной ра­бочей недели и т. п. По сути, совместно или по согласованию с профсоюзом решались или должны были решаться практиче­ски все вопросы деятельности организации, так или иначе за­трагивающие интересы персонала.

В настоящее время права профсоюзов несколько ограниче­ны, однако при этом законодательно определён круг вопросов, для принятия решений по которым работодатель учитывает мнение профсоюзного органа.

Работодатель принимает решение с учетом мнения соответст­вующего профсоюзного органа в случаях, предусмотренных ст. 73, 82, 99, 113, 123, 135, 159, 180, 212, 299, 301 ТК РФ. Кро­ме того, ТК РФ предусматривается возможность принятия ра­ботодателем решения с учётом мнения соответствующего пред­ставительного органа работников (ст.103, 135, 136, 147, 154, 162, 190, 196).

При применении данных норм часто возникает вопрос о том, требуется ли учёт мнения соответствующего выборного органа первичной профсоюзной организации в том случае, ес­ли закон предусматривает принятие решения с учётом мнения представительного органа работников, и наоборот. Как показы­вает практика, этот вопрос должен быть решён следующим об­разом: в тех случаях, когда в соответствии с ТК РФ требуется учёт мнения представителей работников, соответствующие консультации должны быть проведены с любым представите­лем, уполномоченным работниками - профсоюзом или иным органом, избранным работниками.

Помимо случаев, определённых ТК РФ, коллективным до­говором или локальными нормативными актами, могут быть установлены и иные вопросы, при решении которых необхо­дим учёт мнения соответствующего профсоюзного органа. Кол­лективным договором, соглашениями может быть предусмотре­но принятие локальных нормативных актов по согласованию с представительным органом работников (ч. 3 ст. 8 ТК РФ). Это означает, что могут быть установлены случаи, когда требуется не учёт мнения, а согласие представительного органа на приня­тие того или иного локального нормативного акта, причем от­сутствие такого согласования влечёт недействительность при­нятого акта.

Порядок (процедура) учёта мнения выборного органа первич­ной профсоюзной организации при принятии локальных норма­тивных актов определён ст. 372 ТК РФ. Перед принятием ре­шения работодатель направляет проект локального норматив­ного акта и обоснование по нему в выборный орган первичной профсоюзной организации, представляющий интересы всех или большинства работников. Данный орган не позднее пяти рабочих дней с момента получения проекта указанного акта на­правляет работодателю мотивированное мнение по проекту в письменной форме. Отсутствие мотивировки может быть рас­ценено работодателем как уклонение представительного органа от согласования позиций, и он вправе принять локальный акт в той редакции, которая предлагалась профсоюзному органу для согласования.

В случае, если мотивированное мнение органа первичной профсоюзной организации не содержит согласия с проектом локального нормативного акта, либо содержит предложения по его совершенствованию, работодатель может согласиться с ним, либо обязан в течение трёх дней после получения мотивированного мнения провести дополнительные консультации с проф­союзным органом в целях достижения взаимоприемлемого ре­шения.

При недостижении согласия возникшие разногласия оформляются протоколом. После этого работодатель вправе принять локальный нормативный акт, который может быть об­жалован в соответствующую государственную инспекцию труда или в суд, а выборный профсоюзный орган имеет право начать процедуру коллективного трудового спора в порядке, предусмотренном ТК РФ.

Государственная инспекция труда при получении жалобы (заявления) органа первичной профсоюзной организации обязана в течение одного месяца со дня получения жалобы (заявления) провести проверку и в случае выявления нарушения выдать работодателю предписание об отмене указанного локального нормативного акта, обязательное для исполнения.

Наряду с обязательностью учёта мнения профсоюза при принятии локальных нормативных актов ТК РФ (ст. 373) предусматривается, что в установленных законом случаях трудовой договор с работниками прекращается с учётом мотивированно мнения выборного органа первичной профсоюзной организации при расторжении договора по инициативе работодателя.

При принятии решения о возможном расторжении трудово­го договора с работником, являющимся членом профсоюза, ра­ботодатель обязан направить в соответствующий выборный ор­ган соответствующей первичной профсоюзной организации проект приказа, а также копии документов, являющихся осно­ванием для принятия названного решения.

Такая обязанность возникает у работодателя при расторжении трудового договора в соответствии с ТК РФ:

- в связи с сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя (п. 2 ч. 1 ст. 81);

- в связи с несоответствием работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалифика­ции, подтверждённой результатами аттестации (п. 3 ч. 1 ст. 81);

- вследствие неоднократного неисполнения работником без уважительных причин трудовых обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание (п. 5 ч. 1 ст. 81).

Перед принятием решения работодатель обязан направить в соответствующий выборный профсоюзный орган проект при­каза, а также копии документов, являющихся основанием для принятия указанного решения. Выборный профсоюзный орган в течение семи рабочих дней со дня получения проекта приказа и копий документов рассматривает этот вопрос и направляет работодателю свое мотивированное мнение в письменной фор­ме. При этом мнение, не представленное в семидневный срок, работодателем не учитывается.

В случае, если орган первичной профсоюзной организации выразил несогласие с предполагае­мым решением работодателя, он в течение трёх рабочих дней проводит с работодателем или его представителем дополни­тельные консультации, результаты которых оформляются про­токолом.

При недостижении общего согласия по результатам кон­сультаций работодатель по истечении 10 рабочих дней со дня направления в профсоюзный орган проекта приказа и копий документов имеет право принять окончательное решение, ко­торое может быть обжаловано в соответствующую государст­венную инспекцию труда.

Государственная инспекция труда в течение 10 дней со дня получения жалобы (заявления) рассмат­ривает вопрос об увольнении и в случае признания его неза­конным выдает работодателю обязательное для исполнения предписание о восстановлении работника на работе с оплатой вынужденного прогула.

Соблюдение вышеуказанной процедуры не лишает работни­ка или представляющий его интересы выборный орган первич­ной профсоюзной организации права обжаловать увольнение непосредственно в суд, а работодателя - обжаловать в суд предписание государственной инспекции труда.

Работодатель имеет право расторгнуть трудовой договор не позднее одного месяца со дня получения мотивированного мнения выборного органа первичной профсоюзной организа­ции. В указанный период не засчитываются периоды времен­ной нетрудоспособности работника, пребывания его в отпуске и другие периоды отсутствия работника, когда за ним сохраня­ется место работы (должность).

Кроме порядка учёта мнения профессиональных союзов в гл. 58 ТК РФ установлены также дополнительные гарантии для работников, входящих в состав выборных коллегиальных органов профсоюзных организаций, не освобождённых от основной ра­боты, и освобождённых профсоюзных работников.

Обязанности работодателя по созданию условий для осуще­ствления деятельности выборного органа первичной профсоюзной организации закреплены в ст. 377 ТК РФ и ст. 28 Закона о профсоюзах. В частности, работодатель обязан безвозмездно предоставить выборным органам первичных профсоюзных организаций, объединяющих его работников, помещение для проведения заседаний, хранения документации, а также предоставить возможность размещения информации в доступной для всех работников месте (местах).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: