Понятия и основные характеристики организации

Некая группа людей должна соответствовать трем обязательным требованиям, чтобы называться организацией:

1. Наличие, по крайней мере, двух людей, которые считают себя частью этой группы.

2. Наличие, по крайней мере, одной цели (т.е желаемого конечного желания или результата), которую принимают как общую все члены данной группы.

3. Наличие членов группы, которые намеренно работают вместе, чтобы достичь значимые для всех цели.

Организация-это группа людей, деятельность которых координируется для достижения общей цели или целей. Приведенное выше определение справедливо не просто для организаций, а для формальных организаций. Существуют так же неформальные организации (группы), которые возникают спонтанно,но вступают во взаимодействие друг с другом достаточно регулярно. Неформальные организации существуют во всех формальных организациях, и хотя у нет них руководителей, неформальные организации играют значимую роль. Формальное управление редко имеет дело с организациями, имеющими только одну цель. Сложные организации имеют набор взаимосвязанных целей. Все сложные организации являются не только группами, целенаправленными в своей деятельности и имеющими набор взаимосвязанных целей, они так же имеют общие для всех сложных организаций характеристики.

1) ресурсы-цели всякой организации включают преобразование ресурсов для достижения результата. Основные ресурсы, используемые организацией, это:

-люди (трудовые ресурсы);

-капитал;

-материал;

-информация и технологии.

2) зависимость организации от внешней среды-важной характеристикой организации является ее взаимосвязи со внешней средой. Не одна организация не может быть "изолированным островом", организации полностью зависимы от внешнего мира как в отношении своих ресурсов, так и в отношении потребителей, пользователей их результатами, организации которых пытаются достичь. Термин "внешняя среда" включает экономические условия, потребителей, профсоюзы, правительственные акты, законодательство, конкурирующие организации, общественные взгляды, технику, технологию и т.д. Эти факторы оказывают влияние на все, что происходит внутри организации. Например: введение новой технологии может обеспечить организации преимущество в конкуренции, но чтобы пользовать эту новую технологию, организации придется найти людей с определенными навыками. Если экономическая конъюнктура повышается и если существует конкуренция на рынке таких специалистов, организации, может быть, придется повысить заработная плату, чтобы привлечь данных специалистов. Большое значение имеет тот факт, что хотя и организация зависит полностью от внешней среды, среда, эта, как правило, находится вне влияния менеджеров. В организации существуют две внутренние формы разделения труда.

1. Разделение труда на компоненты, составляющие части общей деятельности, т.е горизонтальное разделение труда-разделение работы на составляющие компоненты, называется горизонтальным раз делением труда. Разделение большого объема работы на небольшие специализированные задания, позволяют организации производить гораздо больше продукции, чем если бы тоже самое количество людей работало самостоятельно. Классическим образцом горизонтального разделения труда являются производство, финансы, сбыт, снабжение и т.п. Они представляют собой основные виды деятельности, которые должны быть успешно выполнены, чтобы организация добилась поставленных целей. Сложные организации осуществляют горизонтальное разделение труда за счет образования, подразделений, выполняющих специфические конкретные задания и добивающихся конкретных специфических целей. Такие подразделения называют отделами, службами и т.п.

2. Второе, называемое вертикальным, отделяет работу по координированию действий от самих действий. Деятельность по координированию работы других людей и составляет сущность управления. Вертикальное разделение труда может иметь несколько кровей управления. Обычно описание уровней управления состоит в выделении руководителей низового звена (операционных управляющих), руководителей (просто управляющих среднего звена) и руководителей высшего звена.

Организации существуют доя реализации определенных целей, поэтому размер и прибыльность организации не всегда могут считаться критериями успеха, т.к перед организацией могут стоять другие цели. Следовательно, организация считается дыбившейся успеха, если она достигла своей цели. Чтобы быть успешным в течение долгого времени, чтобы выжить и достичь своих целей, организация должна быть эффективной и результативной.

По словам американского специалиста по управлению Питера Другера, результативность является следствием того, что делаются нужные правильные вещи, а эффективность-правильно создаются эти самые вещи. Результативность определить очень сложно, эффективность-можно измерить и выразить количественно, потому что можно определить денежную оценку "входов и выходов" организации. Относительная эффективность организации называется производительностью. Она выражается в количественных показателях.

Производительность это отношение объема результата на выходе к объему ресурсов на входе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: