Внешняя среда организаций включает в себя такие элементы, как потребители, конкуренты, правительственные учреждения, поставщики, финансовые организации и источники трудовых ресурсов.
Факторы внешней среды взаимосвязанны. Взаимосвязанность фактором характеризуется влиянием, изменением одного фактора, на другие.
Приведите пример.
Внешняя среда очень подвижна. Подвижность среды-это скорость, с которой происходит изменение в окружении организации.
Внешней среде присуща неопределенность. Неопределенность внешней среды зависит от количества информации, которой располагает организация по поводу конкретных факторов своей деятельности, а так де точности информации. Чем неопределеннее внешнее окружение, тем труднее принимать эффективные решения.
Один из способов облегчения учета влияния внешней среды на организацию, состоит из разделения внешних факторов на две основные группы:сферы прямого и сферы косвенного воздействия на организацию извне.
Среда прямого воздействия включает факторы, которые непосредственно влияют на деятельность организации и в свою очередь, испытывают на себе прямое влияние деятельности организации. К этим факторам следует отнести поставщиков, законы, потребителей и конкурентов.
1. Законы. Многие законы (о трудовых отношениях, о защите окружающей среды, о защите интересов покупателей и т.п) существенно влияют на организацию. Любой организации приходится придерживаться этих законов или пожинать плоды отказа законопослушания штрафов, или даже полного прекращения бизнеса. Организации обязаны соблюдать не только законы, но и требования органов государственного урегулирования. Эти органы обеспечивают принудительное выполнение законов в соответствующих сферах своей компетенции, а так де могут вводить собственные требования, обязательные для выполнения.
2. Поставщики. С точки зрения системного подхода, организация-это механизм преобразования входов и выходов. Разновидности входов-материалы, оборудование, энергия, капитал, рабочая сила. Исходя из этого, между поставщиками и организациями существует прямая связь.
3. Поставщики. Метод ограничения запасов, который создали японцы: фирмы, для которых материалы необходимы для следующего производственного этапа, должны доставляться по принципу "точно в срок". Это позволяет практически исключить необходимость создания и поддержания запасов сырья, материалов и комплектующих частей. Такая система снабжения требует тесного взаимодействия с поставщиками. Предприятия, особенно крупные, стараются иметь дело сразу с несколькими поставщиками, т.к при одном поставщике потребитель материалов явно будет зависеть от любых обстоятельств. Для роста и процветания фирмы, так же нужны поставщике капиталов. Банки-это те же поставщики. Чем лучше дела у фирмы, тем выше ее возможности договориться с любыми поставщиками, в том числе и с банками о получении на благоприятных условиях, ресурсов.
4. Потребители. Как отмечает американский специалист по управлению Питер Друкер, единственная подлинная цель бизнеса-создавать потребителя. Потребители решают, какие товары и услуги для них желательны и по какой цене определяют для организации почти все относящееся к результатам ее деятельности. Многие организации даже ориентируют свои структуры на крупные группы потребителей, от которых они в большей мере зависят.
5. Конкуренты. Во многих случаях, как раз конкуренты определяют, какого рода результаты деятельности можно продать и какую цену можно запросить. Все организации могут вести конкурентную борьбу за трудовые ресурсы, материалы, капитал, право использовать определенные технические нововведения, а так же потребителей. От реакции на конкуренцию зависят такие внутренние факторы, как условия работы, оплата труда и характер отношения руководителей с подчиненными.
Факторы среды косвенного воздействия обычно влияют на органищацию не так заметно, но их все равно необходимо учитывать, к основным факторам среды косвенного воздействия относятся: технология, состояние экономики, социокультурные факторы, политические факторы, отношения с местным населением.
1. Технология. Технология является одновременно внутренней переменной и внешним фактором. Технологические нововведения влияют не только на эффективность, с которой продукты можно изготавливать, но и на то, какого рода услуги и новые товары ожидают потребители от организации.
2. Состояние экономики. Руководство организации должно уметь оценивать, как скажется на ее деятельности общее изменение состояния экономики. Например, если прогнозируется рост цен, то руководство можно счесть целесообразным, увеличить запасы материалов сырья, чтобы сдержать рост на закупку в скором будущем. Оно так же может решить взять кредит, поскольку по наступлению сроков платежей, деньги будут стоить дешевле и тем самым будут частично скомпенсированы потери от выплаты процентов. Если же прогнозируется экономический спад, организация может предпочесть путь уменьшения запасов продукции, поскольку могут появиться трудности ее сбыта.
3. Социокультурный. Любая организация функционирует в той или иной культурной среде, поэтому, социокультурные факторы, в числе которых следует выделить установки, жизненные ценности и традиции, влияют на организацию.
4. Политические факторы. Некоторые аспекты политической обстановки представляют для руководителей особое значение,один из них, настроение администрации, законодательных органов и судов в отношении бизнеса. Тесно увязанные социокультурными тенденциями, эти настроения влияют на такие действия правительства, как налогообложение доходов предприятий, установление налоговых льгот, стандарты на чистоту окружающей среды, контроль цен. Для организаций, ведущих операции или имеющих рынки сбыта в других странах, большое значение имеет фактор политической стабильности. Так как для иностранного инвестора или для экспорта продукции политические изменения могут привести к ограничению прав собственности иностранцев, возможно даже к национализации иностранной собственности или установления специальных пошлин на импорт.
5. Среда организаций, действующих на мировом уровне, отличается повышенной сложностью. Это обусловлено уникальной совокупностью факторв, характеризующих каждую страну. Необходимо учитывать такие такие факторы, как экономика, культура, количество и качество трудовых и материальных ресурсов, законы, политическая стабильность, уровень технологического развития, которые разнятся от страны к стране.
6. Отношение с местным населением. Почти в каждой местности существуют конкретные установки по отношению к бизнесу, определяющие, где можно развернуть деятельность того или иного предприятия.