Доходы бюджетов муниципальных образований. Механизм передачи доходов местным бюджетам из бюджета Республики Татарстан
Роль прямых и косвенных налогов в формировании налоговых доходов бюджета РТ в 2010-2011гг.
Структура налоговых доходов бюджета РТ в 2010-2011гг.
Структура доходов бюджета РТ в 2010-2011гг. (фактические данные)
Наименование доходов бюджета РТ | 2010г. | 2011г. | ||
млн. руб. | уд. вес, % | млн. руб. | уд. вес, % | |
Доходы, всего: | 150 878,64 | 100,00 | 163 185,23 | 100,00 |
1) налоговые доходы | 81 981,50 | 54,34 | 97 631,61 | 59,83 |
2) неналоговые доходы | 4 017,03 | 2,66 | 5 242,06 | 3,21 |
3) безвозмездные поступления | 64 880,12 | 43,00 | 60 311,56 | 36,96 |
Из данных таблицы 5 видно, что основу доходов бюджета РТ составляю налоговые доходы, за счет которых сформировано почти 60% доходов бюджета в 2011г.
Структура налоговых доходов бюджета РТ отражена в таблице 6.
Таблица 6
Наименование доходов бюджета РТ | 2010г. | 2011г. | ||
млн. руб. | уд. вес, % | млн. руб. | уд. вес, % | |
Налоговые доходы | 81 981,50 | 100,00 | 97 631,61 | 100,00 |
1) Федеральные налоги | 69 451,96 | 84,72 | 83 717,41 | 85,75 |
2) Региональные налоги | 11 017,03 | 13,44 | 12 007,71 | 12,30 |
3) Налоги на совокупный доход | 1 492,30 | 1,82 | 1 894,87 | 1,94 |
Основу налоговых доходов бюджета РТ составляют федеральные налоги. Это обусловлено тем, что в бюджет РТ зачисляются такие значимые налоги, как налог на прибыль организаций, налог на доходы физических лиц и др. Региональные налоги не столь значительны. К тому же с середины 2009г. в РТ игорный бизнес в соответствии с федеральным законодательством не осуществляется. Налоги на совокупный доход в бюджете РТ представлены только единым налогом, взимаемым при применении упрощенной системы налогообложения.
|
|
Роль прямых и косвенных налогов в налоговых доходах бюджета РТ отражена в таблице 7.
Таблица 7
Наименование доходов бюджета РТ | 2010г. | 2011г. | ||
млн. руб. | уд. вес, % | млн. руб. | уд. вес, % | |
Налоговые доходы, всего: | 81 981,50 | 100,00 | 97 631,61 | 100,00 |
1) прямые налоги | 71 643,75 | 87,39 | 86 376,49 | 88,47 |
2) косвенные налоги | 10 337,75 | 12,61 | 11 255,12 | 11,53 |
- Акцизы | 10 337,75 | 12,61 | 11 255,12 | 11,53 |
Незначительная роль косвенных налогов обусловлена тем, что в региональный бюджет зачисляются только акцизы. НДС в бюджет РТ не поступает.
Наиболее значимыми в 2011г. являются налоги:
1. налог на прибыль организаций (29,9% доходов);
2. налог на доходы физических лиц (14,33% доходов);
3. акцизы (6,9% доходов);
4. налог на имущество организаций (5,97% доходов).
Формирование налоговых доходов местных бюджетов регулируется Бюджетным кодексом РФ в зависимости от типа муниципального образования.
В связи с этим, в бюджеты поселений зачисляются налоговые доходы от местных налогов (земельного налога и налога на имущество физических лиц) по нормативу 100%.
|
|
В бюджеты поселений также зачисляются налоговые доходы от следующих федеральных налогов и сборов, в том числе налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами:
– налога на доходы физических лиц - по нормативу 10%;
– единого сельскохозяйственного налога - по нормативу 30%;
– государственной пошлины за совершение нотариальных действий должностными лицами органов местного самоуправления поселения, уполномоченными в соответствии с законодательными актами Российской Федерации на совершение нотариальных действий, за выдачу органом местного самоуправления поселения специального разрешения на движение по автомобильной дороге транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных или крупногабаритных грузов, - по нормативу 100%.
В бюджеты поселений также зачисляются налоговые доходы от федеральных налогов и сборов, в том числе налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, региональных налогов или местных налогов по нормативам отчислений, установленным органами государственной власти субъектов РФ или представительными органами муниципальных районов.
В бюджеты муниципальных районов также подлежат зачислению налоговые доходы от местных налогов в размере 100%.
Кроме того, в бюджеты муниципальных районов подлежат зачислению налоговые доходы от следующих федеральных налогов и сборов, в том числе налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами:
– налога на доходы физических лиц - по нормативу 20% (в 2012г. Ранее – 30%);
– налога на доходы физических лиц, взимаемого на межселенных территориях, - по нормативу 30%;
– единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности - по нормативу 90%;
– единого сельскохозяйственного налога - по нормативу 30%;
– единого сельскохозяйственного налога, взимаемого на межселенных территориях, - по нормативу 60%;
– государственной пошлины (подлежащей зачислению по месту государственной регистрации, совершения юридически значимых действий или выдачи документов) - по нормативу 100%.
В бюджеты муниципальных районов подлежат зачислению налоговые доходы от федеральных налогов и сборов, в том числе налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, или региональных налогов по нормативам отчислений, установленным органами государственной власти субъектов Российской.
В бюджеты городских округов зачисляются налоговые доходы от местных налогов в размере 100%.
В бюджеты городских округов также зачисляются налоговые доходы от следующих федеральных налогов и сборов, в том числе налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами:
– налога на доходы физических лиц - по нормативу 30%;
– единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности - по нормативу 90%;
– единого сельскохозяйственного налога - по нормативу 60%;
– государственной пошлины - подлежащей зачислению по месту государственной регистрации, совершения юридически значимых действий или выдачи документов) - по нормативу 100%.
Кроме этого, в бюджеты городских округов зачисляются налоговые доходы от федеральных налогов и сборов, в том числе налога на доходы физических лиц, а также налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, или региональных налогов по единым нормативам отчислений, установленным законами субъектов Российской Федерации для зачисления соответствующих налоговых доходов в бюджеты городских округов.
Неналоговые доходы местных бюджетов формируются за счет:
– доходов от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности, за исключением имущества муниципальных автономных учреждений, а также имущества муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных, - по нормативу 100%;
|
|
– доходов от продажи имущества (кроме акций и иных форм участия в капитале), находящегося в муниципальной собственности, за исключением имущества муниципальных автономных учреждений, а также имущества муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных, - по нормативу 100%;
– доходов от платных услуг, оказываемых муниципальными бюджетными учреждениями;
– части прибыли муниципальных унитарных предприятий, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, в размерах, определяемых в порядке, установленном муниципальными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.
В бюджеты муниципальных районов и бюджеты городских округов подлежит зачислению плата за негативное воздействие на окружающую среду по нормативу 40%.
Формирование налоговых доходов местных бюджетов в РТ в части зачисления налогов на совокупный доход имеет определенные особенности (таблица 8).
Таблица 8
2009-2010гг. | 2011-2012гг. | ||||||||
№ п/п | Наименование налога | Бюджетный кодекс РФ | Бюджетный кодекс РТ | Бюджетный кодекс РФ | Бюджетный кодекс РТ | ||||
1. | Упрощенная система налогообложения в РТ | 90% | - | 60% | 30% | 100% | - | 70% | 30% |
* Применение упрощенной системы на основе патента | 90% | - | 90% | 100% | - | - | 100% | ||
2. | Единый налог на вмененный доход | - | 90% | - | 90% | - | 100% | - | 100% |
3. | Единый сельскохозяйственный налог | 30% | 60% | - | 90% | 30% | 70% | - | 100% |
Из таблицы 8 видно, что в Республике Татарстан увеличены нормативы зачисления налогов на совокупный доход в местные бюджеты. Кроме того, c 2010г. предусматриваются дополнительные нормативы отчислений в местные бюджеты от налога на доходы физических лиц.
Так, например, в 2010-2013гг. были установлены следующие н6ормативы по НДФЛ, подлежащие зачислению в доходы бюджета муниципального образования г. Набережные Челны: в 2010г. – 11%, в 2011г. – 8,9%, в 2012г. – 12,4%, а также в 2013г. – 11,3%, в 2014г. – 9,6%, а в 2015г. – 8,6%.
Структура доходов бюджета г. Набережные Челны отражена в таблице 9.
Таблица 9