Цена: понятие, виды, этапы ценообразования. Диспаритет цен.
Вопрос 116
В экономической теории есть два подхода к цене и ценообразованию: во-первых, на основе общественно-необходимых затрат (стоимостной подход); во-вторых, на основе полезности, ценности товара для потребителя (ценностной или полезностный подход). Эти подходы взаимодополняемы и сочетаемы.
В первом случае цена определяется как денежное выражение стоимости товара. Стоимость представляет содержание, а цена — форму.
Во втором случае цена — это количество денег, получаемых и уплачиваемых за товар. Цена, таким образом, определяется спросом покупателей, которые приобретают товар прежде всего из-за его ценности или полезности.
Виды цен:
Закупочными ценами называют цены, по которым сельскохозяйственные товаропроизводители продают свою продукцию государству в соответствии с принятым ими в добровольной форме государственным заказом, а также при осуществлении закупок сельскохозяйственной продукции у населения.
|
|
Оптовые цены устанавливают на продукцию сельского хозяйства, натравляемую заготовительными предприятиями и организациями в торговую сеть и в промышленные предприятия.
Расчетные цены внутрихозяйственной торговли используют при реализации продукции внутри предприятий своим работникам.
Розничные цены — это цены, по которым продукция продается населению мелкими партиями за наличный расчет.
Тарифы на услуги - это своеобразная цена (или расценка) на товар сферы производственных и непроизводственных услуг.
Сметная стоимость - есть цена единицы строительных работ, которая возрастает для сельского хозяйства так же, как и тарифы на услуги.
Цена производства - часть цены товара, равная сумме издержек производства и прибыли производителя.
Цена контрактная - фиксируемая в контракте цена по купле - продаже товара.
Цена скользящая - устанавливается в зависимости от конкретных условий (информация, сезон, дата поставки пр.), применяется в контрактах с длительным сроком поставок, в течение которого цена может измениться.
Ценообразование - процесс установления цен с учетом конъюнктуры рынка, то есть движения цен, спроса и предложения, конкуренции, определения их уровня и соотношений.
Состав и структура цены:
Себестоимость продукции | Прибыль предприятия | Акциз (по подакцизным товарам) | НДС | Снабженческо-сбытовая надбавка | Торговая надбавка |
Оптовая цена предприятия без НДС | |||||
Отпускная цена предприятия без НДС | |||||
Отпускная цена предприятия с НДС (покупная цена оптового посредника) | |||||
Продажная цена оптового посредника (покупная цена предприятия торговли) | |||||
Розничная цена |
Диспаритет цен – это несоответствие цен на сельскохозяйственную и промышленную продукции. Так, в 1980 году продав 0,5 тонны зерна сельские товаропроизводители могли купить 1 тонну ГСМ (солярку) А сегодня, чтобы купить 1 тонну солярки они должны продать 3 тонны зерна.
|
|