Негосударственный пенсионный фонд — особая организационно-равовая форма некоммерческой организа Ции социального обеспечения.
Исключительные виды деятельности этой организации:
– деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению участников фонда в соответствии с договорами негосударственного пенсионного обеспечения;
– деятельность в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» и договорами об обязательном пенсионном страховании;
– деятельность в качестве страховщика по профессиональному пенсионному страхованию в соответствии с федеральным законом и договорами о создании профессиональных пенсионных систем.
Фонды обязаны ежегодно по итогам финансового года проводить независимую аудиторскую проверку. Подобному аудиту в соответствии с законодательством РФ об аудиторской деятельности подлежат ведение бухгалтерского учета, пенсионных счетов негосударственного пенсионного обеспечения и пенсионных счетов накопительной части трудовой пенсии, ведение бухгалтерской отчетности фондов, осуществление выплат негосударственных пенсий, выкупных сумм, накопительной части трудовых пенсий, выплат правопреемникам, профессиональных пенсий, а также ведение бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности управляющих компаний и специализированных депозитариев по формированию и размещению средств пенсионных резервов и формированию, передаче и инвестированию средств пенсионных накоплений.
Аудитор, осуществляющий проверку деятельности фонда, не может являться аффилированным лицом фонда, его управляющей компании (управляющих компаний) и специализированного депозитария.
Аудиторское заключение представляется фондом в уполномоченный федеральный орган не позднее 30 июня.
Фонд обязан при осуществлении бухгалтерского учета не допускать смешения трех видов имущества:
1) предназначенного для обеспечения уставной деятельности фонда;
2) составляющего пенсионные резервы;
3) составляющего средства пенсионных накоплений.
Фонд ведет учет средств пенсионных резервов, накоплений и соответствующих выплат отдельно по негосударственному пенсионному обеспечению, обязательному пенсионному страхованию и профессиональному пенсионному страхованию.
Фонд обязан обеспечивать сохранность документов по пенсионным счетам негосударственного пенсионного обеспечения в течение трех лет начиная со дня исполнения своих обязательств по пенсионному договору, по пенсионным счетам накопительной части трудовой пенсии — в течение всей жизни застрахованного лица, а после его смерти — в течение срока, предусмотренного порядком хранения пенсион-ых дел в соответствии с законодательством РФ.
Формирование пенсионных резервов за счет поступивших пенсионных взносов отражается по кредиту счета 96 «Резервы предстоящих расходов» соответствующего субсчета в корреспонденции с дебетом счета 72 «Страховые взносы», субсчету «Расчеты по пенсионным взносам».
Формирование пенсионных резервов за счет дохода Фонда от их размещения отражается по кредиту счета 96 соответствующего субсчета в корреспонденции с дебетом счета 84.
Аналитический учет по субсчету «Резервы покрытия пенсионных обязательств» счета 96 ведется в разрезе каждого вида пенсионных резервов.
Учет резервов покрытия пенсионных обязательств ведет-:я на субсчете «Резерв покрытия пенсионных обязательств» счета 96.
Учет страховых резервов ведется на субсчете «Страховой резерв» счета 96.
Вопрос 3: Аудит федерального фонда обязательного медицинского страхования
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (далее — Федеральный фонд ОМС) реализует государственную политику в области обязательного медицинского страхования граждан как составной части государственного социального страхования*
Основные задачи Федерального фонда ОМС:
– финансовое обеспечение установленных законодательством РФ прав граждан на медицинскую помощь за счет средств обязательного медицинского страхования в целях, предусмотренных Законом РФ от 28 июня 1991 г. № 1499-1 «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации»;
– обеспечение финансовой устойчивости системы обязательного медицинского страхования и создание условий для выравнивания объема и качества медицин-, ской помощи, предоставляемой гражданам на всей территории Российской Федерации в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования;
– аккумулирование финансовых средств Федерального фонда для обеспечения финансовой стабильности системы обязательного медицинского страхования.
Согласно Закону об аудите обязательный аудит осуществляется, в случаях если организация — государственный внебюджетный фонд, источник образования средств которого — предусмотренные законодательством РФ обязательные отчисления, производимые физическими и юридическими лицами, фондом, источниками образования средств которого являются добровольные отчисления физических и юридических лиц.
Правление Федерального фонда ОМС по мере необходимости (но не реже одного раза в год) назначает аудиторскую проверку деятельности Федерального фонда ОМС, осуществляемую специализированной организацией, имеющей соответствующую лицензию. Отчет о результатах этой проверки представляется в Правительство РФ.
Заключение договоров на проведение ежегодных аудиторских проверок Федерального фонда ОМС осуществляется Федеральным фондом ОМС по итогам проведения открытых конкурсов среди аудиторских организаций, изъявивших желание принять участие в таком конкурсе на условиях и в порядке, предусмотренных ГК РФ.
Контроль за организацией и проведением указанных конкурсов, осуществляется Министерством финансов РФ и Министерством здравоохранения и социального развития РФ.
Финансирование расходов, связанных с проведением аудиторских проверок Федерального фонда ОМС, осуществляется в порядке, установленном законодательством РФ.
При проверке аудиторам следует обратить внимание на то, что приказом Федерального фонда ОМС от 30 декабря 2004 г. № 92 «Об утверждении форм бухгалтерской отчетности об использовании средств федерального бюджета и средств ОМС» утверждены две формы бухгалтерской отчетности:
1) «Отчет территориального фонда обязательного медицинского страхования об использовании денежных средств федерального бюджета на реализацию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан и на обязательное медицинское страхование неработающего населения (детей)»;
2) «Отчет территориального фонда обязательного медицинского страхования об использовании денежных средств Федерального фонда Обязательного медицинского страхования на выполнение территориальной программы Обязательного медицинского страхования в рамках Базовой программы Обязательного медицинского страхования».