Студопедия


Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации ВКонтакте Одноклассники Мой Мир Фейсбук LiveJournal Instagram

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ В РОССИИ




Правовые основы медицинского страхования в России заложены в следую­щих основных нормативно-правовых документах:

- Конституция РФ, 1993 г. Ст. 41, 42 впервые в нашей стране конститу­ционно провозглашают правовую основу медицинского страхования;

- Закон РСФСР от 28.06.91 «О медицинском страховании граждан в РСФСР».

- Закон Российской Федерации от 02.04.93. «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О медицинском страховании граждан в РСФСР».

- Типовые правила ОМС (1993 г.);

- "Временный порядок финансового взаимодействия и расходования средств в системе обязательного медицинского страхования граждан" (Утвержден Федеральным фондом ОМС № 03 — 01 от 19.08.93 г.;

- "Положение о порядке уплаты страховых взносов в Федеральный и территориальный фонды обязательного медицинского страхования" (Утверждено Постановлением Верховного Совета РФ п. 4543—1 от 24.02.93 г.) и др.

Извлечения из законов «О медицинском страховании граждан в РСФСР» (1991г.) и «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О меди­цинском страховании граждан в РСФСР» (1993 г.)

Закон «О медицинском страховании граждан в РСФСР» (1991г.) содержит 5 разделов и 27 статей:

- Раздел 1. Общие положения;

- Раздел 2. Система медицинского страхования;

- Раздел 3. Деятельность страховых медицинских организаций;

- Раздел 4. Деятельность медицинских учреждений в системе медицин­ского страхования;

- Раздел 5. Регулирование отношений сторон в системе медицинского страхования.

Законом «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О медицин­ском страховании граждан в РСФСР» (1993г.) внесены поправки в законодательст­во о медицинском страховании. Далее приведены извлечения из закона 1991 г. в редакции закона 1993 г.

Медицинское страхование является формой социальной защиты интересов населения в охране здоровья.

Цель медицинского страхования - гарантировать гражданам при возникно­вении страхового случая получение медицинской помощи за счет накопленных средств и финансировать профилактические мероприятия.

Медицинское страхование осуществляется в двух видах: обязательном и добровольном. Обязательное медицинское страхование (ОМС) является состав­ной частью Государственного социального страхования и обеспечивает всем граж­данам Российской Федерации равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи, предоставляемой за счет средств обязательного медицинско­го страхования.

Добровольное медицинское страхование (ДМС) осуществляется на основе программ добровольного медицинского страхования и обеспечивает гражданам получение дополнительных медицинских и иных услуг сверх установленных про­граммами обязательного медицинского страхования.




В качестве субъектов медицинского страхования выступают: гражданин, страхователь, страховая медицинская организация, медицинское учреждение. Страхователями при обязательном медицинском страховании являются: для не­работающего населения - Советы Министров республик в составе РФ, органы го­сударственного управления автономной области, автономных округов, краев, об­ластей, местная администрация; для работающего населения - предприятия, уч­реждения, организации, лица, занимающиеся индивидуальной трудовой деятельно­стью (далее - предприятия).

Страхователями при добровольном медицинском страховании выступают отдельные граждане, обладающие гражданской дееспо­собностью, или (и) предприятия, представляющие интересы граждан. Страховыми медицинскими организациями выступают юридические лица, осуществляющие медицинское страхование и имеющие государственное разрешение (лицензию) на право заниматься медицинским страхованием. Медицинскими учреждениями в системе медицинского страхования являются имеющие лицензии лечебно-профилактические учреждения, научно-исследовательские и медицинские инсти­туты, другие учреждения, оказывающие медицинскую помощь, а также лица, осу­ществляющие медицинскую деятельность как индивидуально, так и коллективно.

Каждый гражданин, в отношении которого заключен договор медицинского страхования или который заключил такой договор самостоятельно, получает стра­ховой медицинский полис. Страховой медицинский полис находится на руках у за­страхованного. Страховой медицинский полис имеет силу на всей территории РФ, а также на территориях других союзных государств, с которыми РФ имеет со­глашения о медицинском страховании граждан.



Граждане РФ имеют право на:

- обязательное и добровольное медицинское страхование;

- выбор медицинской страховой организации;

- выбор медицинского учреждения и врача в соответствии с договорами обя­зательного и добровольного медицинского страхования;

- получение медицинской помощи на всей территории РСФСР, в том числе за пределами постоянного места жительства;

- получение медицинских услуг, соответствующих по объему и качеству усло­виям договора независимо от размера фактически выплаченного страхового взноса;

- предъявление иска страхователю, страховой медицинской организации, ме­дицинскому учреждению, в том числе на материальное возмещение причиненного по их вине ущерба независимо от того, предусмотрено это или нет в договоре меди­цинского страхования;

- возвратность части страховых взносов при добровольном медицинском стра­ховании, если это определено условиями договора.

Источниками финансовых ресурсов системы здравоохраненияв РФ яв­ляются:

- средства республиканского бюджета, бюджетов республик в составе РФ и бюджетов местных органов управления;

- средства государственных и общественных организаций (объединений), предприятий и других хозяйствующих субъектов;

- личные средства граждан;

- безвозмездные и (или);благотворительные взносы и пожертвования;

- доходы от ценных бумаг;

- кредиты банков и других кредиторов;

- иные источники, не запрещенные законодательством РФ и республик в составе РФ.

Из этих источников формируются финансовые средства государственной, му­ниципальной систем здравоохранения и финансовые средства государственной сис­темы ОМС.

Для реализации государственной политики в области обязательного медицин­ского страхования создаются федеральный и территориальный фонды ОМС как самостоятельные некоммерческие учреждения. Фонды ОМС предназначены для ак­кумулирования финансовых средств на ОМС, обеспечениефинансовой стабильно­сти государственной системы ОМС и выравнивания финансовых ресурсов на его проведение. Финансовые средства фондов ОМС находятся в государственной собст­венности РФ, не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат.

Страховыми медицинскими организациями выступают юридические лица, являющиеся самостоятельными хозяйствующими субъектами, с любыми, преду­смотренными законодательством РФ формами собственности, обладающие необхо­димым для осуществления медицинского страхования уставным фондом и органи­зующие свою деятельность в соответствии с законодательством, действующим на территории РФ.

Страховые медицинские организации не входят в систему здравоохранения. Органы управления здравоохранением и медицинские учреждения не имеют права быть учредителями страховых медицинских организаций.

Страховая медицинская организация имеет право:

- свободно выбирать медицинские учреждения для оказания медицинской по­мощи и услуг по договорам медицинского страхования;

- участвовать в аккредитации медицинских учреждений;

- устанавливать размер страховых взносов по добровольному медицинскому страхованию;

- принимать участие в определении тарифов на медицинские услуги;

- предъявлять в судебном порядке иск медицинскому учреждению или (и) ме­дицинскому работнику на материальное возмещение физического или (и) морально­го ущерба, причиненного застрахованному по их вине;

- осуществлять деятельность по ОМС на некоммерческой основе.

Страховая медицинская организация обязана:

- заключать договоры с медицинскими учреждениями на оказание медицин­ской помощи застрахованным по обязательному медицинскому страхованию;

- заключать договоры на оказание медицинских, оздоровительных и социаль­ных услуг гражданам по добровольному медицинскому страхованию с любыми ме­дицинскими и иными учреждениями;

- с момента заключения договора медицинского страхования выдавать стра­хователю или застрахованному страховые медицинские полисы;

- осуществлять возвратность части страховых взносов страхователю или за­страхованному, если это предусмотрено договором медицинского страхования;

- контролировать объем, сроки и качество медицинской помощи в соответст­вии с условиями договора;

- защищать интересы застрахованных.

Страховая медицинская организация не имеет права отказать страхователю в заключении договора обязательного медицинского страхования, который соответст­вует действующим условиям страхования.

Страховые взносы устанавливаются как ставки платежей по обязательному медицинскому страхованию в размерах, обеспечивающих выполнение программ ме­дицинского страхования и деятельность страховой медицинской организации. Стра­ховые взносы на обязательное медицинское страхование неработающего населения осуществляют Советы Министров республик в составе РФ, органы государственно­го управления автономной области, автономных округов, краев, областей, местная администрация управления краев, областей, автономных округов и автономных об­ластей, местная администрация за счет средств, предусматриваемых в соответст­вующих бюджетах при их формировании на соответствующие годы с учетом индек­сации цен. При недостатке средств местного бюджета страховые взносы дотируются за счет соответствующих бюджетов.

Страховой тариф взносов на ОМС для предприятий, организаций, учреж­дений и иных хозяйствующих субъектов, независимо от форм собственности уста­навливается в процентах по отношению к начисленной оплате труда по всем ос­нованиям и утверждается Верховным Советом РФ.

Права и обязанности медицинских учреждений Медицинскую помощь в системе медицинского страхования оказывают меди­цинские учреждения с любой формой собственности, аккредитованные в установ­ленном порядке. Они являются самостоятельно хозяйствующими субъектами и строят свою деятельность на основе договоров со страховыми медицинскими орга­низациями.

По лицензиям медицинские учреждения реализуют программы добровольного медицинского страхования без ущерба для программ обязательного медицинского страхования. Медицинские учреждения, выполняющие программы медицинского страхования, имеют право оказывать медицинскую помощь и вне системы медицин­ского страхования.

Медицинские учреждения в системе медицинского страхования имеют право на выдачу документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность застрахо­ванных.

Базовую программу обязательного медицинского страхования разрабатывает Министерство здравоохранения РФ и утверждает Совет Министров РФ. На основе базовой программы органы государственного управления краев, областей, автоном­ных округов и автономных областей, местная администрация утверждают террито­риальные программы обязательного медицинского страхования.

Объем и условия оказания медицинской помощи, предусматриваемые территориальными программа­ми, не могут быть ниже установленных в базовой программе.

4) консультативную помощь в обучении, профессиональной ориентации и трудо­устройстве инвалидов;

5) обеспечение координации деятельности государственных учреждений и общест­венных объединений для решения проблем граждан пожилого возраста и инвалидов;

6) правовую помощь в пределах компетенции органов социального обслуживания;

7) иные меры по формированию здоровых взаимоотношений и созданию благопри­ятной социальной среды для граждан пожилого возраста и инвалидов.

Статья 24. Оплата надомного, полустационарного и стационарного социального обслуживания в государственных учреждениях социального обслуживания

Порядок и условия предоставления бесплатного надомного, полустационарного и стационарного социального обслуживания, а также на условиях полной или частичной оплаты устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федера­ции.





Дата добавления: 2013-12-31; просмотров: 8835; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Учись учиться, не учась! 10064 - | 7730 - или читать все...

Читайте также:

 

18.206.241.26 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.


Генерация страницы за: 0.004 сек.