Лекция 5.
Выводы
МНК должна удовлетворять следующим требованиям:
· обеспечивать удобство и простоту графических построений;
· обладать геометрической точностью, соответствующей ее назначению;
· наиболее полно отображать элементы морской обстановки и побережья;
· иметь достоверные элементы морской и общегеографической обстановки;
· быть удобной для использования в стесненных судовых условиях;
· чтобы линии курса и пеленга изображались прямой линией;
· ее картографическая проекция должна быть равноугольной.
МНК проекции Меркатора относится к разряду нормальных цилиндрических проекций класса равноугольных. Все параллели и меридианы «растянуты» пропорционально sec φ.
Локсодромия – кривая, пересекающая все меридианы под одним и тем же углом – на МНК проекции Меркатора прямая линия; на глобусе – логарифмическая спираль, обращенная выпуклостью к экватору и стремящаяся к полюсу, но никогда его не достигающая.
Сущность построения меркаторской карты состоит в том, что меридианы проводятся на расстояниях, пропорциональных РД (Δ λ), с учетом масштаба, а параллели – на расстояниях, пропорциональных РМЧ, с учетом того же масштаба. Как РД, так и РМЧ выражены при этом в одних и тех же постоянных единицах – экваториальных милях.
Для обеспечения безопасности плавания на каждом морском судне должны быть постоянно в наличии карты, руководства и пособия для плавания, перечень которых определяется службой мореплавания судовладельца.
Тема: Навигационная прокладка
План:
Введение.
1. Решение задач на морской навигационной карте
2. Счисление пути судна: определение, назначение, сущность и классификация
3. Учет дрейфа при графическом счислении
4. Графическое счисление с учетом течения
5. Сущность и основные формулы аналитического (письменного) счисления
6. Определение места судна
Важнейшим условием обеспечения навигационной безопасности плавания судна и решения задач, связанных с использованием его технических средств, является точное знание его текущих (счислимых) координат на любой момент времени.
В современном судовождении одним из основных способов, позволяющих получать текущие координаты относительно поверхности Земли (т.е. относительно дна морей и океанов) является учет перемещения судна.
Перемещение судна относительно морского дна происходит (в основном) под непосредственным воздействием собственных движителей.
Кроме этого на перемещение судна оказывают влияние внешние факторы - ветер и течение.
Для получения текущих (счислимых) координат судна необходимо знать и учитывать следующие элементы счисления:
- исходные (начальные) координаты судна (место судна на якоре, бочке, у причала и др.) - широту (φ1) и долготу (λ1);
- истинный курс судна (ИК), т.е. исправленный поправкой выработанный курсоуказателем (гирокомпасом, гироазимутом, магнитным компасом и др.) компасный курс (КК);
- пройденное судном расстояние от исходной точки до заданного времени по показаниям лага (SЛ) или рассчитанного по оборотам движителей (VОБ) и продолжительности плавания (t) - SОБ;
- дрейф судна, вызываемый ветром (направление и скорость ветра, угол дрейфа);
- снос судна течением (направление и скорость течения);
- время плавания от исходной точки до заданного времени t = T2 − T1, называемого интервалом счисления.