double arrow

СССР В ГОДЫ ПОСЛЕВОЕННОГО РАЗВИТИЯ

ЛЕКЦИЯ 10.

Смерть И.В. Сталина (5 марта 1953 года) стала рубежом двух эпох в жизни нашего государства.К этому моменту в руководстве страны были представлены два направления: линию насохранение сталинского курса без принципиальных корректировокотстаивали В.М. Молотов, Л.Н. Каганович, Н. Булганин, К.Е. Ворошилов; линиюна реформирование тоталитарной системы, смягчение политического режимаподдерживали Л.П. Берия, Г.М. Маленков, Н.С. Хрущев.

Однако Л.П. Берия был настолько одиозной фигурой, что, с одной стороны, страх перед ним и, с другой , опасность установления новой диктатуры заставили Н.С. Хрущева, Г.М. Маленкова, Г.К. Жукова и др. принять радикальные меры по его устранению от власти: летом 1953 года он был арестован, снят со всех постов, осужден и вскоре вместе с несколькими "соратниками" расстрелян.

В сентябре 1953 года первым секретарем ЦК КПСС был избран .С. Хрущев. Главой правительства стал Г.М. Маленков. Первые практические шаги нового руководства были направлены на ликвидацию очевидных преступлений сталинского режима и определение мер по реформированию страны.

Реформирование экономики

Уже осенью 1953 г. была разработана программа реформирования народного хозяйства, ориентированная на подъем производства предметов потребления и изменение отношений с крестьянством. В связи с этим предполагалось увеличить финансирование сельского хозяйства, снизить налоги, значительно повысить оптовые заготовительные цены, снять ограничения с личных подсобных хозяйств. В 1954 г. началось освоение целинных и залежных земель: в оборот было введено 42 миллиона гектаров пашни, где уже к концу 50-х годов выращивалось до 40% всех зерновых, что позволило отсрочить зерновой кризис, однако привело к необратимым экологическим процессам и отставанию зернового производства в других земледельческих регионах страны.




В конце 50-х годов продолжались крупные экономические реформы. Так, в мае 1957 г. было ликвидировано отраслевое управление народным хозяйством (министерства), и организовано территориальное - через Советы народного хозяйства (совнархозы). Целями этой реформы были децентрализация управления, контроль за деятельностью хозяйственных органов снизу, повышение самостоятельности субъектов производства, которые и обеспечили обеспечившие ее успех на начальной стадии. Проводились также неотложные меры по подъему сельского хозяйства: во много раз были увеличены закупочные цены на колхозно-совхозную продукцию, усилено финансирование аграрного сектора, укреплены его материально-техническая база и кадровый потенциал.



Однако в целом преобразования в народном хозяйстве не дали того эффекта, на который рассчитывали реформаторы, так как не вводили действенные экономические рычаги: полную хозяйственную самостоятельность предприятий, заинтересованность производителей, совершенно не изменялись формы распоряжения собственностью. В свою очередь крупномасштабная перестройка управления народным хозяйством, предпринятая без предварительных проверок, экспериментов, со временем стала отрицательно сказываться на эффективности экономики.

В середине 50-х - начале 60-х гг. особенно динамичным были развитие машиностроения и химической промышленности, добыча нефти и газа, электроэнергетика. Именно к этому времени относится начало научно-технической революции в СССР. Освоение космоса, самолетостроение химизация народного хозяйства, развитие электроники, атомной энергетики, производство вычислительной техники, многие другие важные научно-технические направления подкреплялись крупными государственными программами, тем самым была заложена основа для достижения в будущем военно-стратегического паритета с США.

В то же время рост легкой и пищевой промышленности, сельского хозяйства был незначительным. Именно здесь особенно ярко проявились импульсивность, непродуманность и даже авантюрность инициатив Н.С. Хрущева. Позитивное содержание мер, направленных на подъем сельского хозяйства, подрывалось такими акциями, как ломка сложившейся структуры посевных площадей, ограничение приусадебных хозяйств колхозников, ликвидация МТС и передача техники в собственность колхозов и т.п., а также проведением административных кампаний, приносивших мало положительных результатов ("кукурузная лихорадка", "догнать и перегнать Америку" по производству мяса и молока и пр.) Стимулы для интенсивного труда у крестьян были уже подорваны и, хотя уровень жизни колхозников значительно вырос, они как не были так и не стали хозяевами земли и результатов своего труда. В сельском хозяйстве резко понизились темпы производства: в 1953 - 1958 гг. в среднем за год они составляли 7,6%, в 1959 - 1964 гг. - только 1,5%. Все это в совокупности привело к аграрному кризису конца 50-х - начала 60-х годов.

Преобразования в социальной сфере

Правительство Хрущева проводило активную социальную политику. Уже в первой половине 50-х годов были приняты многочисленные меры по улучшению условий жизни населения. В оплате труда городского населения была усилена роль денежной заработной платы в общем объеме реальных доходов, а в деревне были увеличены выплаты по трудодням и снижены налоги на приусадебное хозяйство. Заработная плата в госсекторе была повышена на 35%, удвоен размер пенсий и снижен пенсионный возраст, продолжительность рабочей недели сокращена с 48 до 36 часов. В 1964 г. право на пенсию впервые получили и колхозники, но они все еще не имели паспортов. Рост заработной платы привел к повышению жизненного уровня и потребления товаров. Особенно заметно возрос товарооборот на селе.

Были увеличены пособия и выплаты по социальному страхованию, продолжительность минимального отпуска стала составлять не менее двух недель, на два часа сокращен рабочий день в предвыходные и предпраздничные дни, увеличена продолжительность отпусков женщинам по беременности и родам, установлен шестичасовой рабочий день для подростков 15 - 16 лет, проведены другие аналогичные преобразования.

Большое внимание уделялось подготовке специалистов с высшим и средним специальным образованием. Так была отменена плата за обучение в них. В 1958 г. было введено обязательное восьмилетнее образование. Общее количество специалистов с высшим и средним специальным образованием, занятых в народном хозяйстве страны, уже к концу 1958 г. составило около 7,5 миллионов - в 39 раз больше, чем в 1913 г.

Широкое развитие получило жилищное строительство: в 1955 - 1964 гг. городской жилой фонд страны вырос на 80%, что позволило на некоторое время снизить остроту жилищной проблемы.

Негативные последствия непродуманного реформирования появились в социальной сфере в начале 1960-х годов. Так, в результате внезапного повышения цен на продукты животноводства в 1962 г. произошли волнения рабочих в ряде городов страны. Наиболее трагический характер они приняли в Новочеркасске, где при разгроме войсками семитысячной демонстрации рабочих погибли десятки человек.

Процесс десталинизации

Шагом к гражданскому миру в стране стала проведенная весной 1953 г. частичная реабилитация жертв сталинского террора: осужденных по так называемым "делам” (“врачей", "ленинградскому”, “мингрельскому”). В апреле 1954 г. была проведена крупная реорганизация в органах государственной безопасности. Были упразднены внесудебные органы, восстановлен в правах и усилен прокурорский надзор и т.д. В апреле 1956 г. были отменены антирабочие законы довоенного времени. В 1956 - 1957 гг. были сняты политические обвинения с репрессированных народов, восстановлена их государственность (кроме немцев Поволжья и крымских татар). К 1956 г. было освобождено из лагерей и реабилитировано посмертно около 16 тыс. человек

Задачу массовой политической реабилитации жертв сталинских репрессий взял на себя на XX съезде КПСС (февраль 1956 г.) Н.С. Хрущев. Роль ХХ съезда в демократизации жизни государства чрезвычайно важна, он стал во многом поворотным пунктом в истории нашей страны, хотя далеко не все связанные с ним надежды впоследствии претворились в конкретные дела.

Центральное место на съезде занял доклад Хрущева "О культе личности и его последствиях". Доклад , конечно, не выдерживает критики с точки зрения теоретической глубины в анализе такого явления как сталинизм, однако можно ли было в тех условиях сделать большее? В нем был подвергнут критике Сталин за "деформации социализма", осужден массовый террор, нарушения внутрипартийной демократии, объяснявшиеся особенностями послереволюционной ситуации и личными качествами И.В. Сталина. Тем самым не были выявлены социальные и политические корни культа личности, его органическая связь с самой системой, созданной в стране. При этом выдвигалась лишь задача “восстановления ленинских норм” в деятельности партии и государства.

Однако значение критики культа личности Сталина трудно переоценить. Прекратился массовый террор, началась массовая реабилитация жертв сталинских репрессий. В результате уже к концу лета 1956 г. из ссылки и лагерей были освобождены несколько миллионов человек. Был дан толчок процессу обновления общества, положено начало развенчанию социальных мифов сталинизма, освобождению общественного сознания от идеологических догм и стереотипов, ослаблению тотального контроля властей над духовной жизнью людей.

В то же время Хрущев оказался перед сложным противоречием. Нельзя было допустить, чтобы критика культа личности Сталина переросла в критическое переосмысление самой общественно-политической системы, на основе которой возникло это чудовищное явление. Именно поэтому разоблачения сталинизма носили ограниченный и даже конъюнктурный характер - они были призваны укрепить и обеспечить процветание существующей системы. В конечном счете это привело к тому, что подлинно научный анализ деформаций общества, порожденных сталинизмом, задержался на десятилетия.

Те силы, которые считали демократизацию и десталинизацию ошибочными шагами, усилили сопротивление Хрущеву. В июне 1957 г. на заседании президиума ЦК КПСС была предпринята попытка сместить его. Однако Хрущев пошел на беспрецедентный шаг, обратившись непосредственно к пленуму ЦК КПСС, основу которого составляло среднее звено партийной номенклатуры, не желавшее возвращаться в прошлое. Участники оппозиции потерпели поражение, ее лидеры - Маленков, Молотов, Каганович - были выведены из центральных органов партии, что определило конец их политической и государственной карьеры. Хрущев получил возможность продолжать реформаторскую деятельность. С другой стороны, в состав оппозиции входили опытные политики, видевшие ошибки и реальные промахи Хрущева. К тому же, Хрущев, получив поддержку со стороны маршала Г.К. Жукова, вскоре под надуманным предлогом снял его с поста министра обороны СССР, опасаясь, по-видимому, усиления его политической роли. Тем самым разгром группы Маленкова - Молотова и отстранение Жукова лишили Хрущева всякой реальной оппозиции, которая корректировала бы его политику и предупреждала от ошибок.

Результатом либерализации в сфере государственного строительства стал рост социальной активности: начался процесс возникновения различных общественных организаций, многообразных форм общественного контроля (деятельность которых, однако, находилась под государственным партийным контролем).

Время "оттепели" характеризовалось подъемом науки и культуры. Из года в год в стране увеличивалось количество научных сотрудников и число научных учреждений (в 1954 г. было создано Сибирское отделение Академии наук в Новосибирске, в 1956 г. - объединенный институт ядерных исследований в Дубне и пр.)

Сложными были отношения Хрущева с интеллигенцией. Понимая ее огромную роль в обществе, он, тем не менее, не смог полностью преодолеть традиции сталинизма, которому было присуще недоверчивое, утилитарно-прагматическое отношение к интеллигенции. По-прежнему осуществлялся партийный контроль над искусством, культурой, наукой. Свобода творчества распространялась главным образом на форму, но сохранялись все ограничения, вытекавшие из принципа "партийности". На встречах с интеллигенцией и в печати со стороны партийных руководителей нередко звучали резкие оценки и необоснованная критика писателей, художников, поэтов, скульпторов и т.д. Особенно тяжелое впечатление на мировое сообщество произвела травля лауреата Нобелевской премии Б. Пастернака (1958 г.)

Внешняя политика

Внешняя политика в хрущевское десятилетие отражала общую реформаторскую тенденцию, однако была не менее противоречивой, чем процессы внутри страны. Она во многом определялась изменениями, произошедшими в мире после второй мировой войны и балансе сил между Западом и Востоком.

Новая концепция внешней политики была сформулирована на ХХ съезде КПСС и включала три основных положения: о необходимости предотвращения третьей мировой войны как войны неизбежно ядерной, о мирном сосуществовании государств с различным общественным строем и о признании многовариантности путей построения социализма (в том числе мирного парламентского) с одновременным подтверждением принципа "пролетарского интернационализма" (т.е. помощи, практически безвозмездной, международному коммунистическому и национально-освободительному движениям, а также социалистическим странам - однако вплоть до права вмешательства в их внутренние дела).

Уже в 1956 году Хрущеву пришлось столкнуться с проблемами, возникшими в связи с событиями в странах Восточной Европы: в них начался отход от модели "сталинского социализма". Особенно острый характер приобрели эти процессы в Польше и Венгрии. Но, если в Польше избранный первым секретарем ЦК ПОРП В. Гомулка сумел предложить программу реформ и тем самым на несколько лет снял остроту кризиса, то в Венгрии осенью 1956 г. вспыхнуло восстание, сопровождавшееся кровавыми расправами над коммунистами. Советский Союз применил здесь вооруженную силу для подавления выступления. После событий в Венгрии и Польше серьезным кризисом стал Берлинский (1961 г.)Из-за резкого недовольства коммунистических правительств Китая и Албании критикой "культа личности Сталина" отношения СССР с этими странами значительно осложнились.

Работа по координации народохозяйственных планов социалистических государств велась в рамках Совета Экономической Взаимопомощи (1949 г.) Военно-политическое сотрудничество осуществлялось через созданную в 1955 г. Организацию Варшавского Договора.

Эти события развивались на фоне конфронтации между Востоком и Западом в результате "холодной войны". Однако СССР выступил с рядом масштабных инициатив по разоружению - осуществил в одностороннем порядке крупное сокращение вооруженных сил (треть от общей численности армии), ввел также односторонний мораторий на ядерные испытания (1958 г.), - не нашедших, впрочем, адекватного отклика у стран Запада.

Целью оказываемой СССР поддержки национально-освободительным движениям было распространение социализма, расширение сфер влияния в мире. Всемерная поддержка Советским Союзом коммунистического режима Кубы привела к острому Карибскому кризису ( 1962 г.). Поводом стал ввоз на остров советских ракет с ядерными боеголовками в ответ на эскалацию агрессивной политики США по отношению к Кубе. По сути же дела на грань ядерной войны мир был поставлен из-за желания как СССР, так и США утвердить свои позиции в качестве мировых держав. И хотя кризис удалось преодолеть, взаимное недоверие сохранилось, что подталкивало обе стороны к наращиванию оборонного потенциала.

Однако Карибский кризис способствовал активизации взаимодействия правительств двух крупнейших ядерных держав даже в условиях жесткого столкновения интересов, продемонстрировал возможность поиска и достижения компромиссов. После этой кульминации "холодной войны" к середине 60-х годов произошла определенная стабилизация послевоенного мира и снижение международной напряженности.

Кризис хрущевских реформ

Конец 50-х - начало 60-х гг. стал тем рубежом, когда в СССР была решена задача построения индустриального общества. Своеобразное отражение это нашло в документах той поры. Так, ХХI съезд КПСС(1959 г.)сделал вывод, что социализм в СССР "одержал полную и окончательную победу", а на XXII съезде(1961 г.) была принята программа построения коммунизма в обозримо короткие сроки (к началу 80-х годов).

Построение в СССР индустриального общества объективно потребовало замены как прежнего хозяйственного механизма, так и устаревшей политической системы, радикального обновления социальных отношений для нового витка общественного прогресса. Понимал ли это Хрущев, был ли готов осуществить реформы? В любом случае вероятность окончательного слома системы вызывала опасения у партийной номенклатуры. К тому же началось падение авторитета Хрущева в обществе, при этом именно в 1962-1963 гг. разворачивается идеологическая кампания по неумеренному его восхвалению. В апреле 1964 г. было пышно отмечено его 70-летие с присвоением очередного звания Героя Советского Союза, а уже в октябре этого же года Пленум ЦК КПСС освободил Хрущева от обязанностей Первого секретаря и члена Президиума. Первым секретарем был избран Л.И. Брежнев.

По форме подготовка Пленума носила характер политического заговора, отражая переходное состояние политического режима от авторитарности Сталина к авторитарности “нового типа”. Успеху противников Хрущева в немалой мере способствовала усталость общества от многочисленных новаций этого политического деятеля. Недостаточная глубина преобразований и слабость демократизации общества и экономики стали основой последовавшего вскоре свертывания реформ.






Сейчас читают про: