Студопедия
МОТОСАФАРИ и МОТОТУРЫ АФРИКА !!!


Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации ВКонтакте Одноклассники Мой Мир Фейсбук LiveJournal Instagram

СССР В ГОДЫ ПОСЛЕВОЕННОГО РАЗВИТИЯ




ЛЕКЦИЯ 10.

Смерть И.В. Сталина (5 марта 1953 года) стала рубежом двух эпох в жизни нашего государства.К этому моменту в руководстве страны были представлены два направления: линию насохранение сталинского курса без принципиальных корректировокотстаивали В.М. Молотов, Л.Н. Каганович, Н. Булганин, К.Е. Ворошилов; линиюна реформирование тоталитарной системы, смягчение политического режимаподдерживали Л.П. Берия, Г.М. Маленков, Н.С. Хрущев.

Однако Л.П. Берия был настолько одиозной фигурой, что, с одной стороны, страх перед ним и, с другой , опасность установления новой диктатуры заставили Н.С. Хрущева, Г.М. Маленкова, Г.К. Жукова и др. принять радикальные меры по его устранению от власти: летом 1953 года он был арестован, снят со всех постов, осужден и вскоре вместе с несколькими "соратниками" расстрелян.

В сентябре 1953 года первым секретарем ЦК КПСС был избран .С. Хрущев. Главой правительства стал Г.М. Маленков. Первые практические шаги нового руководства были направлены на ликвидацию очевидных преступлений сталинского режима и определение мер по реформированию страны.

Реформирование экономики

Уже осенью 1953 г. была разработана программа реформирования народного хозяйства, ориентированная на подъем производства предметов потребления и изменение отношений с крестьянством. В связи с этим предполагалось увеличить финансирование сельского хозяйства, снизить налоги, значительно повысить оптовые заготовительные цены, снять ограничения с личных подсобных хозяйств. В 1954 г. началось освоение целинных и залежных земель: в оборот было введено 42 миллиона гектаров пашни, где уже к концу 50-х годов выращивалось до 40% всех зерновых, что позволило отсрочить зерновой кризис, однако привело к необратимым экологическим процессам и отставанию зернового производства в других земледельческих регионах страны.

В конце 50-х годов продолжались крупные экономические реформы. Так, в мае 1957 г. было ликвидировано отраслевое управление народным хозяйством (министерства), и организовано территориальное - через Советы народного хозяйства (совнархозы). Целями этой реформы были децентрализация управления, контроль за деятельностью хозяйственных органов снизу, повышение самостоятельности субъектов производства, которые и обеспечили обеспечившие ее успех на начальной стадии. Проводились также неотложные меры по подъему сельского хозяйства: во много раз были увеличены закупочные цены на колхозно-совхозную продукцию, усилено финансирование аграрного сектора, укреплены его материально-техническая база и кадровый потенциал.

Однако в целом преобразования в народном хозяйстве не дали того эффекта, на который рассчитывали реформаторы, так как не вводили действенные экономические рычаги: полную хозяйственную самостоятельность предприятий, заинтересованность производителей, совершенно не изменялись формы распоряжения собственностью. В свою очередь крупномасштабная перестройка управления народным хозяйством, предпринятая без предварительных проверок, экспериментов, со временем стала отрицательно сказываться на эффективности экономики.




В середине 50-х - начале 60-х гг. особенно динамичным были развитие машиностроения и химической промышленности, добыча нефти и газа, электроэнергетика. Именно к этому времени относится начало научно-технической революции в СССР. Освоение космоса, самолетостроение химизация народного хозяйства, развитие электроники, атомной энергетики, производство вычислительной техники, многие другие важные научно-технические направления подкреплялись крупными государственными программами, тем самым была заложена основа для достижения в будущем военно-стратегического паритета с США.

В то же время рост легкой и пищевой промышленности, сельского хозяйства был незначительным. Именно здесь особенно ярко проявились импульсивность, непродуманность и даже авантюрность инициатив Н.С. Хрущева. Позитивное содержание мер, направленных на подъем сельского хозяйства, подрывалось такими акциями, как ломка сложившейся структуры посевных площадей, ограничение приусадебных хозяйств колхозников, ликвидация МТС и передача техники в собственность колхозов и т.п., а также проведением административных кампаний, приносивших мало положительных результатов ("кукурузная лихорадка", "догнать и перегнать Америку" по производству мяса и молока и пр.) Стимулы для интенсивного труда у крестьян были уже подорваны и, хотя уровень жизни колхозников значительно вырос, они как не были так и не стали хозяевами земли и результатов своего труда. В сельском хозяйстве резко понизились темпы производства: в 1953 - 1958 гг. в среднем за год они составляли 7,6%, в 1959 - 1964 гг. - только 1,5%. Все это в совокупности привело к аграрному кризису конца 50-х - начала 60-х годов.



Преобразования в социальной сфере

Правительство Хрущева проводило активную социальную политику. Уже в первой половине 50-х годов были приняты многочисленные меры по улучшению условий жизни населения. В оплате труда городского населения была усилена роль денежной заработной платы в общем объеме реальных доходов, а в деревне были увеличены выплаты по трудодням и снижены налоги на приусадебное хозяйство. Заработная плата в госсекторе была повышена на 35%, удвоен размер пенсий и снижен пенсионный возраст, продолжительность рабочей недели сокращена с 48 до 36 часов. В 1964 г. право на пенсию впервые получили и колхозники, но они все еще не имели паспортов. Рост заработной платы привел к повышению жизненного уровня и потребления товаров. Особенно заметно возрос товарооборот на селе.

Были увеличены пособия и выплаты по социальному страхованию, продолжительность минимального отпуска стала составлять не менее двух недель, на два часа сокращен рабочий день в предвыходные и предпраздничные дни, увеличена продолжительность отпусков женщинам по беременности и родам, установлен шестичасовой рабочий день для подростков 15 - 16 лет, проведены другие аналогичные преобразования.

Большое внимание уделялось подготовке специалистов с высшим и средним специальным образованием. Так была отменена плата за обучение в них. В 1958 г. было введено обязательное восьмилетнее образование. Общее количество специалистов с высшим и средним специальным образованием, занятых в народном хозяйстве страны, уже к концу 1958 г. составило около 7,5 миллионов - в 39 раз больше, чем в 1913 г.

Широкое развитие получило жилищное строительство: в 1955 - 1964 гг. городской жилой фонд страны вырос на 80%, что позволило на некоторое время снизить остроту жилищной проблемы.

Негативные последствия непродуманного реформирования появились в социальной сфере в начале 1960-х годов. Так, в результате внезапного повышения цен на продукты животноводства в 1962 г. произошли волнения рабочих в ряде городов страны. Наиболее трагический характер они приняли в Новочеркасске, где при разгроме войсками семитысячной демонстрации рабочих погибли десятки человек.

Процесс десталинизации

Шагом к гражданскому миру в стране стала проведенная весной 1953 г. частичная реабилитация жертв сталинского террора: осужденных по так называемым "делам” (“врачей", "ленинградскому”, “мингрельскому”). В апреле 1954 г. была проведена крупная реорганизация в органах государственной безопасности. Были упразднены внесудебные органы, восстановлен в правах и усилен прокурорский надзор и т.д. В апреле 1956 г. были отменены антирабочие законы довоенного времени. В 1956 - 1957 гг. были сняты политические обвинения с репрессированных народов, восстановлена их государственность (кроме немцев Поволжья и крымских татар). К 1956 г. было освобождено из лагерей и реабилитировано посмертно около 16 тыс. человек

Задачу массовой политической реабилитации жертв сталинских репрессий взял на себя на XX съезде КПСС (февраль 1956 г.) Н.С. Хрущев. Роль ХХ съезда в демократизации жизни государства чрезвычайно важна, он стал во многом поворотным пунктом в истории нашей страны, хотя далеко не все связанные с ним надежды впоследствии претворились в конкретные дела.

Центральное место на съезде занял доклад Хрущева "О культе личности и его последствиях". Доклад , конечно, не выдерживает критики с точки зрения теоретической глубины в анализе такого явления как сталинизм, однако можно ли было в тех условиях сделать большее? В нем был подвергнут критике Сталин за "деформации социализма", осужден массовый террор, нарушения внутрипартийной демократии, объяснявшиеся особенностями послереволюционной ситуации и личными качествами И.В. Сталина. Тем самым не были выявлены социальные и политические корни культа личности, его органическая связь с самой системой, созданной в стране. При этом выдвигалась лишь задача “восстановления ленинских норм” в деятельности партии и государства.

Однако значение критики культа личности Сталина трудно переоценить. Прекратился массовый террор, началась массовая реабилитация жертв сталинских репрессий. В результате уже к концу лета 1956 г. из ссылки и лагерей были освобождены несколько миллионов человек. Был дан толчок процессу обновления общества, положено начало развенчанию социальных мифов сталинизма, освобождению общественного сознания от идеологических догм и стереотипов, ослаблению тотального контроля властей над духовной жизнью людей.

В то же время Хрущев оказался перед сложным противоречием. Нельзя было допустить, чтобы критика культа личности Сталина переросла в критическое переосмысление самой общественно-политической системы, на основе которой возникло это чудовищное явление. Именно поэтому разоблачения сталинизма носили ограниченный и даже конъюнктурный характер - они были призваны укрепить и обеспечить процветание существующей системы. В конечном счете это привело к тому, что подлинно научный анализ деформаций общества, порожденных сталинизмом, задержался на десятилетия.

Те силы, которые считали демократизацию и десталинизацию ошибочными шагами, усилили сопротивление Хрущеву. В июне 1957 г. на заседании президиума ЦК КПСС была предпринята попытка сместить его. Однако Хрущев пошел на беспрецедентный шаг, обратившись непосредственно к пленуму ЦК КПСС, основу которого составляло среднее звено партийной номенклатуры, не желавшее возвращаться в прошлое. Участники оппозиции потерпели поражение, ее лидеры - Маленков, Молотов, Каганович - были выведены из центральных органов партии, что определило конец их политической и государственной карьеры. Хрущев получил возможность продолжать реформаторскую деятельность. С другой стороны, в состав оппозиции входили опытные политики, видевшие ошибки и реальные промахи Хрущева. К тому же, Хрущев, получив поддержку со стороны маршала Г.К. Жукова, вскоре под надуманным предлогом снял его с поста министра обороны СССР, опасаясь, по-видимому, усиления его политической роли. Тем самым разгром группы Маленкова - Молотова и отстранение Жукова лишили Хрущева всякой реальной оппозиции, которая корректировала бы его политику и предупреждала от ошибок.

Результатом либерализации в сфере государственного строительства стал рост социальной активности: начался процесс возникновения различных общественных организаций, многообразных форм общественного контроля (деятельность которых, однако, находилась под государственным партийным контролем).

Время "оттепели" характеризовалось подъемом науки и культуры. Из года в год в стране увеличивалось количество научных сотрудников и число научных учреждений (в 1954 г. было создано Сибирское отделение Академии наук в Новосибирске, в 1956 г. - объединенный институт ядерных исследований в Дубне и пр.)

Сложными были отношения Хрущева с интеллигенцией. Понимая ее огромную роль в обществе, он, тем не менее, не смог полностью преодолеть традиции сталинизма, которому было присуще недоверчивое, утилитарно-прагматическое отношение к интеллигенции. По-прежнему осуществлялся партийный контроль над искусством, культурой, наукой. Свобода творчества распространялась главным образом на форму, но сохранялись все ограничения, вытекавшие из принципа "партийности". На встречах с интеллигенцией и в печати со стороны партийных руководителей нередко звучали резкие оценки и необоснованная критика писателей, художников, поэтов, скульпторов и т.д. Особенно тяжелое впечатление на мировое сообщество произвела травля лауреата Нобелевской премии Б. Пастернака (1958 г.)

Внешняя политика

Внешняя политика в хрущевское десятилетие отражала общую реформаторскую тенденцию, однако была не менее противоречивой, чем процессы внутри страны. Она во многом определялась изменениями, произошедшими в мире после второй мировой войны и балансе сил между Западом и Востоком.

Новая концепция внешней политики была сформулирована на ХХ съезде КПСС и включала три основных положения: о необходимости предотвращения третьей мировой войны как войны неизбежно ядерной, о мирном сосуществовании государств с различным общественным строем и о признании многовариантности путей построения социализма (в том числе мирного парламентского) с одновременным подтверждением принципа "пролетарского интернационализма" (т.е. помощи, практически безвозмездной, международному коммунистическому и национально-освободительному движениям, а также социалистическим странам - однако вплоть до права вмешательства в их внутренние дела).

Уже в 1956 году Хрущеву пришлось столкнуться с проблемами, возникшими в связи с событиями в странах Восточной Европы: в них начался отход от модели "сталинского социализма". Особенно острый характер приобрели эти процессы в Польше и Венгрии. Но, если в Польше избранный первым секретарем ЦК ПОРП В. Гомулка сумел предложить программу реформ и тем самым на несколько лет снял остроту кризиса, то в Венгрии осенью 1956 г. вспыхнуло восстание, сопровождавшееся кровавыми расправами над коммунистами. Советский Союз применил здесь вооруженную силу для подавления выступления. После событий в Венгрии и Польше серьезным кризисом стал Берлинский (1961 г.)Из-за резкого недовольства коммунистических правительств Китая и Албании критикой "культа личности Сталина" отношения СССР с этими странами значительно осложнились.

Работа по координации народохозяйственных планов социалистических государств велась в рамках Совета Экономической Взаимопомощи (1949 г.) Военно-политическое сотрудничество осуществлялось через созданную в 1955 г. Организацию Варшавского Договора.

Эти события развивались на фоне конфронтации между Востоком и Западом в результате "холодной войны". Однако СССР выступил с рядом масштабных инициатив по разоружению - осуществил в одностороннем порядке крупное сокращение вооруженных сил (треть от общей численности армии), ввел также односторонний мораторий на ядерные испытания (1958 г.), - не нашедших, впрочем, адекватного отклика у стран Запада.

Целью оказываемой СССР поддержки национально-освободительным движениям было распространение социализма, расширение сфер влияния в мире. Всемерная поддержка Советским Союзом коммунистического режима Кубы привела к острому Карибскому кризису ( 1962 г.). Поводом стал ввоз на остров советских ракет с ядерными боеголовками в ответ на эскалацию агрессивной политики США по отношению к Кубе. По сути же дела на грань ядерной войны мир был поставлен из-за желания как СССР, так и США утвердить свои позиции в качестве мировых держав. И хотя кризис удалось преодолеть, взаимное недоверие сохранилось, что подталкивало обе стороны к наращиванию оборонного потенциала.

Однако Карибский кризис способствовал активизации взаимодействия правительств двух крупнейших ядерных держав даже в условиях жесткого столкновения интересов, продемонстрировал возможность поиска и достижения компромиссов. После этой кульминации "холодной войны" к середине 60-х годов произошла определенная стабилизация послевоенного мира и снижение международной напряженности.

Кризис хрущевских реформ

Конец 50-х - начало 60-х гг. стал тем рубежом, когда в СССР была решена задача построения индустриального общества. Своеобразное отражение это нашло в документах той поры. Так, ХХI съезд КПСС(1959 г.)сделал вывод, что социализм в СССР "одержал полную и окончательную победу", а на XXII съезде(1961 г.) была принята программа построения коммунизма в обозримо короткие сроки (к началу 80-х годов).

Построение в СССР индустриального общества объективно потребовало замены как прежнего хозяйственного механизма, так и устаревшей политической системы, радикального обновления социальных отношений для нового витка общественного прогресса. Понимал ли это Хрущев, был ли готов осуществить реформы? В любом случае вероятность окончательного слома системы вызывала опасения у партийной номенклатуры. К тому же началось падение авторитета Хрущева в обществе, при этом именно в 1962-1963 гг. разворачивается идеологическая кампания по неумеренному его восхвалению. В апреле 1964 г. было пышно отмечено его 70-летие с присвоением очередного звания Героя Советского Союза, а уже в октябре этого же года Пленум ЦК КПСС освободил Хрущева от обязанностей Первого секретаря и члена Президиума. Первым секретарем был избран Л.И. Брежнев.

По форме подготовка Пленума носила характер политического заговора, отражая переходное состояние политического режима от авторитарности Сталина к авторитарности “нового типа”. Успеху противников Хрущева в немалой мере способствовала усталость общества от многочисленных новаций этого политического деятеля. Недостаточная глубина преобразований и слабость демократизации общества и экономики стали основой последовавшего вскоре свертывания реформ.





Дата добавления: 2014-02-02; просмотров: 387; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Студент - человек, постоянно откладывающий неизбежность... 10912 - | 7416 - или читать все...

Читайте также:

 

35.168.111.191 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.


Генерация страницы за: 0.004 сек.