double arrow

ПЕРЕСТРОЙКА» В СССР

ЛЕКЦИЯ 12.

Многие тенденции и процессы в развитии СССР конца 80-х годов и современной России еще недостаточно изучены (не хватает исторической дистанции, политической беспристрастности, полноты источников), но и сегодня возможны определенные обобщения и заключения относительно характера и направленности новейшей переломной эпохи российской истории.

В начале - середине 80-х годов радикальное реформирование советского общества стало необходимым, однако глубина, пути и формы этого процесса были осознаны не сразу. Избрание в марте 1985 г. Генеральным секретарем ЦК КПСС М.С. Горбачева свидетельствовало о желании части партийного аппарата обновить находившуюся в кризисе тоталитарную систему.

“Перестройка” в СССР (1985 - 1991 гг.)

Замысел реформ был изложен Горбачевым на пленуме ЦК КПСС в апреле 1985 г. и на XXVII съезде партии (1986 г.). Новое руководство не шло в своих планах дальше "совершенствования" социализма и "выправления" отдельных деформаций системы.Главной же целью развития по-прежнему оставался "постепенный переход к коммунизму". Ключевое понятие первого этапа - "ускорение", главная цель которого заключалась в том, чтобы вывести советскую экономику на мировой уровень на основе достижений научно-технического прогресса, руководствуясь традиционными административными методами. Упор делался на укрепление производственной и исполнительской дисциплины, совершенствование управления экономикой, активизацию "человеческого фактора" и т.д.




Отсутствие концепции и программы преобразований, волюнтаризм и утопизм руководства (достаточно вспомнить закон о трудовых коллективах, антиалкогольном законе и др.) принесли результаты, противоположные ожидаемым, усугубили экономические проблемы в стране.

Новая идеология и стратегия реформ были изложены М.С. Горбачевым в январе 1987 г. на пленуме ЦК КПСС, а затем на XIX конференции КПСС в июле 1988 г. Новые реформаторские лозунги - "перестройка", "гласность", "демократизация" ("больше демократии, больше социализма"), трактовались все более широко, означая демократизацию отношений собственности, государственной власти и политической системы. И, хотя сам Горбачев и его окружение отвергали наличие в реформаторском курсе "буржуазных ценностей", в действительности происходило внедрение в процесс обновления общества моделей и механизмов, получивших классическое воплощение в западноевропейских странах: гражданское общество, права человека, парламентаризм, разделение властей. Но механизм реформ явно не соответствовал этим целям. Он не допускал плюрализма собственности, формирования рыночных отношений, не затрагивал других основ административно-командной системы.



К собственно экономическим реформамвласти обратились с лета 1987 г. Были расширены права предприятий на основе хозрасчета, признано равенство различных форм хозяйствования на селе. В середине 1988 г. принимаются законы, предусматривающие демонополизацию, децентрализацию и приватизацию (разгосударствление предприятий и передачу их в частную собственность), развитие частного предпринимательства и т.д. Но реализация этих законов откладывалась из-за стремления сохранить контроль КПСС над всеми сферами жизни в обществе, нерешительности, непоследовательности руководства, сопротивления бюрократического аппарата и других причин. С 1988 г. началось общее сокращение производства в сельском хозяйстве, с 1990 г. - в промышленности. Прошли первые массовые забастовки рабочих.

Летом 1988 г. впервые за годы Советской власти под давлением общественного мнения руководство страны поставило вопрос о необходимости глубокой реформы политической системы. Но к этому времени КПСС уже теряет инициативу в политике, она отстает от процессов демократизации общества. Все более возрастает авторитет и влияние Советов, а также зарождающихся партий и политических движений самого широкого спектра: от монархических до анархистских с преобладанием центристских, либерально-демократических. В республиках появляются партии и движения национальной, нередко националистической ориентации. Новые политические образования, занимавшие, как правило, антисоциалистические позиции, активизировали свою деятельность во время первых в истории страны альтернативных выборов народных депутатов (1989 г.) в Советы всех уровней. Председателем Верховного Совета СССР был избран М.С. Горбачев, председателем Верховного совета РСФСР после нескольких туров голосования стал Б.Н. Ельцин. Первый съезд народных депутатов СССР стал действительно историческим событием, свидетельствующим онарастающей демократии.

Радикальные сдвиги происходили в массовом сознании. Политика "гласности", снятие информационной блокады, публикация запрещенных ранее произведений А. Солженицына, Е. Замятина, А. Платонова, Б. Пастернака и др., идейное и политическое разоблачение сталинизма, переоценка исторического наследия России и СССР привели к пробуждению общественного сознания значительной части общества, раскрепощению духовной и культурной жизни, острому противостоянию различных идейных, политических, национальных, религиозных течений.

Кризис охватывает и КПСС, в которой складывается несколько течений. Консервативное направление, представленное, в частности, главным идеологом партии Е.К. Лигачевым, настаивало на свертывании реформ; центристы, к которым относился М.С. Горбачев, выступали за продолжение "перестройки", "гласности", "демократизации", но в рамках социалистического выбора; радикально-реформаторское крыло (Б.Н. Ельцин, Г.Х. Попов, А.А. Собчак) резко критиковало руководство за непоследовательность и нерешительность в проведении реформ, выступало за радикальные преобразования. Разрыв радикалов коммунистов с КПСС произошел после XXVIII, последнего, съезда КПСС (1990 г.), когда начался массовый выход из ее рядов. В марте 1990 г. состоялся внеочередной съезд народных депутатов, который отменил шестую статью Конституции СССР законодательно закреплявшую монополию КПСС на власть в стране.

К этому времени политика "перестройки" явно была исчерпана. Страна оказалась в глубоком экономическом кризисе, нарастали политическая нестабильность и социальная напряженность, обозначились симптомы распада СССР. В 1990 г. Латвия, Литва, Эстония, Российская Федерация (12 июня 1990 г.) и другие союзные республики приняли Декларации о государственном суверенитете. Объявление суверенитета России было продиктовано и экономическими причинами, неспособностью центра вывести страну из кризиса, затягивания им проведения радикальных экономических реформ. Россия решила первой начать движение к рыночным отношениям. В связи с тем, что меры силового предотвращения распада СССР не дали результатов (Тбилиси и Баку - 1990 г., Вильнюс и Рига - 1991 г.), в апреле 1991 г. под руководством М.С. Горбачева, ставшего весной 1990 г. Президентом СССР, началась разработка нового союзного договора. В подготовленном проекте утверждались федеративные принципы государственного устройства, республики получали значительно больше прав, центр должен был координировать лишь вопросы обороны, финансов, внутренних дел. По существу, это была последняя попытка предотвращения распада СССР. На 20 августа 1991 г. было назначено подписание договора.

Однако19 августа 1991 г.произошло выступление консервативных сил в высшем руководстве страны. Ими был учрежден Государственный комитет по чрезвычайному положению (ГКЧП), который объявил о введении чрезвычайного положения в отдельных районах СССР; расформировании структур власти, действовавших вопреки Конституции 1977 г.; приостановлении деятельности оппозиционных сил; запрете митингов и демонстраций; контроле над средствами массовой информации. Отстранен от власти Президент СССР (находился на отдыхе в Крыму), в Москву были введены войска. Президенту РСФСР Б.Н. Ельцину (избран 12 июня 1991 г.) и его сторонникам удалось организовать сопротивление ГКЧП. Члены ГКЧП 21 августа были арестованы как государственные преступники (процесс по их делу, длившийся более двух лет, был прекращен в связи с политической амнистией). Следствием этих событий стали кардинальные перемены в СССР и, особенно, Российской Федерации. Решениями руководства России была приостановлена, а затем запрещена деятельность КПСС на территории России, объявлено о начале реформы КГБ и радикальной военной реформе. Большинство республик отказались подписывать новый союзный договор, прибалтийские республики заявили о своем выходе из СССР.

8 декабря 1991 г. руководители России (Б.Н. Ельцин), Белоруссии (С.С. Шушкевич) и Украины (Л.М. Кравчук), объявив о прекращении договора об образовании СССР 1922 года, подписали соглашение о созданииСодружества Независимых Государств (СНГ). Позже к СНГ присоединились все бывшие советские республики за исключением прибалтийских. СССР прекратил свое существование, а его Президент М.С. Горбачев ушел в отставку. Таким образом, на основе бывших союзных республик были образованы самостоятельные независимые государства. Международное сообщество признало независимость всех бывших союзных республик.

Внутренняя политика России: трудности и противоречия

Власть в России сосредоточилась в руках Президента и Верховного Совета Российской Федерации. Статус России как независимого, самостоятельного государства не привел к подлинной независимости и самостоятельности. Страна не имела ни границ, ни армии, ни таможни, ни системы внешнеэкономического регулирования, были исчерпаны золотые и валютные запасы. В этих условиях Б.Н. Ельцин сам возглавил правительство, став одновременно Президентом и премьер-министром.

В области внутренней политики руководство России определило несколько приоритетных задач, одна из них - глубокая реформа экономики, переход к рыночным методам хозяйствования. Программа радикальных, либеральных по характеру реформ была одобрена российскими властями осенью 1991 г. Ее разработку и реализацию связывают с именем Е.Т. Гайдара, занявшего в новом правительстве пост вице-премьера по экономике Экономические реформы ("шоковая терапия") включали три основных направления: либерализация большинства цен, свобода торговли и проведение приватизации жилья и предприятий. В течение 1992 г. было передано в частную собственность 24 тыс. предприятий, 15% торговой сети, создано 160 тыс. фермерских хозяйств. Проведение реформ шло болезненно, с большими издержками. Цены к концу 1992 г. выросли в 100-150 раз, инфляция составила 3000%, на 20% сократился национальный доход и промышленное производство, выросла безработица.

В 1993 - 1996 гг. социально-экономическия ситуация в России оставалась сложной и напряженной. Влияние ряда негативных факторов нашло отражение в снижении важнейших экономических, демографических и социальных показателей в стране. За период 1992 - 1995 гг. объем промышленного производства сократился на 8%; сельскохозяйственной продукции - на 53%; национального дохода - на 63%. Реальные доходы населения составили 40% в 1995 г. к уровню 1991 г. Росла преступность, произошло резкое расслоение общества по уровню дохода. Эти и другие негативные последствия перехода к рыночной экономике стали прочной тенденцией современного этапа модернизации.

Второйприоритетной задачей являлось оформление суверенной российской государственности. В России складывается политический кризис - противостояние законодательной (представительной) и исполнительной властей. Оплотом оппозиции правительственному курсу стал Съезд народных депутатов России и его Верховный Совет (председатель - Р.И. Хасбулатов). В декабре 1992 г. Съезд народных депутатов признал работу правительства неудовлетворительной, отправил Е.Т. Гайдара в отставку, утвердил новым премьер-министром В.С. Черномырдина. С его приходом началась корректировка правительственного курса в сторону более умеренного реформирования, что, однако, не привело к улучшению социально-экономической ситуации.

Референдум 25 апреля 1993 г., с одной стороны, подтверждал доверие большинства, принявшего участие в нем, Президенту, с другой стороны - не поддержал переизбрание Съезда народных депутатов.

21 сентября 1993 г. Б.Н. Ельцин подписал указ о прекращении полномочий и роспуске Съезда народных депутатов и Верховного Совета, о проведении в декабре выборов в новые органы власти - Совет Федерации и Государственную Думу. Руководство Верховного Совета России во главе с Р.И. Хасбулатовым и А.В. Руцким отказалось подчиниться Президенту, признав его действия неконституционными. Противостояние властей закончилось кровавыми событиями в Москве 3 - 4 октября.

После ликвидации Верховного Совета России, а затем и всей системы Советов президентская сторона предложила проект новой Конституции, в котором Президент сосредотачивал в своих руках всю полноту исполнительной власти и был наделен существенными законодательными полномочиями. 12 декабря 1993 г. состоялись выборы в Федеральное собрание (Государственную Думу и Совет Федерации), одновременно, по итогам референдума, была принята новая Конституция России. Это способствовало относительной стабилизации ситуации политической обстановки в стране. Однако результаты выборов свидетельствовали о значительном расколе в обществе, в политической жизни: КПРФ (коммунистическая партия России, Г. Зюганов), ЛДПР (либерально-демократическая партия России, В. Жириновский), Яблоко (Г. Явлинский) и др.

Третьей задачей руководства России стадо сохранение целостности России, предотвращение территориального распада России. Обострились межнациональные отношения в Российской Федерации. В 1991 г. автономные республики заявили о своем суверенитете и отказе от статуса автономии. В конце 1994 г. российские войска вступили на территорию Чечни. Началась затяжная кровопролитная война (1994 - 1996 гг.). Серьезным шагом на пути сохранения единства России стал подписанный в марте 1992 г. Федеративный договор, где уточнялись взаимоотношения между субъектами Российской Федерации.

17 декабря 1995 г. состоялись выборы в новую Государственную Думу. Только четырем из 43 политических партий и объединений удалось преодолеть пятипроцентный барьер, чтобы быть представленным в Думе: КПРФ, ЛДПР, “Наш дом - Россия”, “Яблоко”. 3 июля 1996 г. на второй срок президентства в острой борьбе был избран Б.Н. Ельцин.

Внешняя политика (сер. 50-х - к. 90-х гг.)

В рассматриваемые годы произошли кардинальные изменения во внешней политике и международном положении страны. Вначале горбачевская администрация подтвердила традиционные приоритеты СССР в сфере международных отношений, на рубеже 1987 - 1988 гг. в них вносятся коррективы в духе провозглашенного в эти годы Горбачевым "нового политического мышления". Его основными принципами были: признание современного мира единым и взаимозависимым; признание приоритета общечеловеческих ценностей над любыми другими (национальными, классовыми, идеологическими); признание в качестве универсального инструмента международных вопросов не баланса сил государства, а баланса их интересов.

Среди наиболее важных событий международной жизни можно выделить следующие: договоры СССР и США о сокращении ядерного оружия (1987, 1991 гг.), вывод советских войск из Афганистана (1988 - 1989 гг.); распад социалистической системы в результате целого ряда революций в восточно-европейских странах (1989 - 1990 гг.); объединение Германии (1990 г.). В 1991 г. был распущен СЭВ и ликвидирована организация Варшавского Договора. В конце 1990 - начале 1991 гг. СССР заключил соглашение со всеми восточно-европейскими странами о выводе из них советских войск. В Европе остался один военный блок - НАТО. Главным результатом этого периода был конец "холодной войны". Распад СССР привел к радикальным изменениям геополитической ситуации в мире. Новое российское руководство отдало приоритет укреплению отношений со странами Запада, прежде всего с США. Ожидалось, что поддержавшие Ельцина в августе 1991 г. лидеры "семерки" предоставят России значительную экономическую поддержку, необходимую для успешного проведения реформ, но серьезной финансовой помощи не последовало.

Российское руководство предприняло новые инициативы в области ограничения и сокращения вооружений. В феврале 1992 г. на встрече российского и американского президентов в декларации определялись основы взаимоотношений между странами, в 1993 г - подписан договор о сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ-2). В начале 1996 г. Россия вступила в Совет Европы. Укреплению и расширению международных связей России способствовали визиты президента России во многие страны мира, его регулярные встречи с руководителями ведущих держав. С 1996 г. для российской внешней политики сложной проблемой стало расширение НАТО на Восток, т.е вступление в него восточноевропейских государств.

Особое место во внешнеполитической деятельности российского руководства занимают проблемы ближнего зарубежья, наиболее болезненные и трудные. В рамках СНГ Россия подписала ряд документов, регулирующих взаимоотношения с государствами Содружества, особенно в экономической области. Однако это не привело к оформлению СНГ как прочной и действенной организации, хотя объективная необходимость этого процесса все более осознается руководителями и народами этих стран.






Сейчас читают про: