Стратегии фирм в фрагментарных отраслях

Особенностью таких отраслей является то, что ни одна из фирм не играет существенной роли в объеме продаж, т. е. отсутствует явный лидер. Примером фрагментарных отраслей могут служить: хлебопекарное производство, гостиницы, рестораны, медицинские и аптечные учреждения, производство одежды и обуви и т.д. Основные признаки раздробленных отраслей:

- относительно низкие входные барьеры;

- отсутствие или слабая выраженность эффектов масштаба;

- незначительная величина спроса по масштабам крупных фирм;

- рассредоточение потребителей по регионам;

- высокая доля транспортных издержек в структуре затрат;

- географическая ограниченность рынка товара;

- высокая степень продуктовой дифференциации;

- значительные размеры и разнообразие спроса на товар.

Можно выделить стратегические следствия, определяемые особенностями раздробленной отрасли. Так, низкие входные барьеры, в основном связанные с относительно низкими первоначальными капиталовложениями и практическим отсутствием эффектов масштаба, делают отрасль легко доступной для проникновения потенциальных конкурентов, отсюда высокая интенсивность конкуренции и низкая норма прибыли.

Угроза со стороны товаров-заменителей варьируется в зависимости от специфики отрасли: от значительной (фармакол­гия) до менее заметной (производство хлеба, соли). Рыночная сила поставщиков и потребителей значительна из-за небольшого размера отраслевых фирм. Высокие транспортные издержки ограничивают до экономически разумных пределов радиус действия фирм. Региональные производители имеют преимущества.

При выборе общих стратегий фирм, действующих в раздробленных отраслях, следует учитывать особенности стратегий развития средних и малых фирм, которые были рассмотрены в соответствующей главе. Для достижения конкурентных преимуществ возможно применение таких стратегий, как:

- разработка и использование стандартных товаров и услуг;

- увеличение потребительской стоимости посредством дифференциации товаров и услуг;

- концентрация на виде товара и/или типе потребителя;

- фокусирование усилий в рамках ограниченной географической
территории.

Вышеперечисленные стратегии, которые можно рассматривать как производные от общих конкурентных стратегий, не являются взаимо­исключающими. Например, выход на узкий географический регион возможен с одновременной ориентацией на низкие издержки или дифференциацию, если товар не является исключительно стандартизированным.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: