Социальное право – отрасль права, регламентирующая социальные отношения. Однако социальные отношения есть общественные отношения, а потому определение «пустое».
Социальное право также может быть определено через определение того, «кто делает социальное право» (А. В. Поляков, Фуллер). Соответственно, источником может быть либо воля государства, либо иной действующий в обществе источник (совокупность действующих в обществе источников). С этой точки зрения право можно разделить на государственное право (в широком смысле слова: право как результат деятельности государства) и социальное право (право, независимое от воли государства). В связи с этим встает вопрос, должно ли социальное право быть легитимировано государством, и может ли государство вторгаться в область социального права. Однако данный подход также не позволяет решить поставленную проблему.
Социальное право может быть определено через определение его «реципиентов», то есть лиц, кому адресовано социальное право. Такой взгляд имеет давнюю историю. Так, Отто фон Гирке написал целый ряд фундаментальных работ, в том числе «Немецкое частное право», где он исходил из того, что право объективно делится на публичное право и частное право, но этого недостаточно, ибо понятие «социального права» не исчерпывается правами «государственными» (государство есть союз, но не всякий союз есть государство). Соответственно, социальное право связано с деятельностью общественных, негосударственных союзов. Таким образом, право делится на публичное, частное и социальное (общественное) право. Одновременно с Гирке к этому выводу пришел проф. В. Н. Лешков («Русский народ и государство: история русского общественного права до 18 века»).
Социальное право может быть также определено с точки зрения метода правового регулирования. При этом и само понятие метода правового регулирования является спорным, ибо порой метод правового регулирования подменяется публичным методом публичной власти при регулировании тех или иных общественных отношений.
Понятия социального и общественного при определении социального права не должны отождествляться. Социальное – это более узкая категория (например, социальная функция государства). Социальная сфера жизни общества есть первое приближение к понятию социального права. Социальная сфера – такой вид общественных отношений, который связан с непосредственной реализацией материальных и нематериальных интересов людей (образование, труд, медицина, экология, культура, безопасность и прочее); в центре социальной сферы находится человек, его потребности, его положение и жизнь в обществе.
Область, где удовлетворяются социокультурные потребности человека, называется областью социальных отношений. Дополнительным же критерием для определения социальной сферы может стать понятие «социальной политики», то есть социальное право опосредует систему целенаправленных действий наделенных властью субъектов.
Социальная политика – это целенаправленное воздействие на развитие социальной сферы жизни общества, то есть действия, обеспечивающие условия реализации социокультурных потребностей. То есть необходимо различать социальную сферу, в рамках которой удовлетворяются социокультурные потребности, и деятельность внешних по отношению к этой сфере субъектов по регулированию этой сферы с целью ее развития.
Социальное право оформляет культуртрегерскую деятельность властных субъектов. Главным актором этой деятельности является публичная власть, в частности, государство, реализующее свою социальную функцию.
Таким образом, социальное право охватывает деятельность государства, связанную с реализацией им своей функции социального государства. Однако и ограничиваться этим нельзя, ибо есть социальная политика местных сообществ (МСУ), социальная политика иных социальных образований, который принимают участие в выработке и реализации, в том числе, государственной социальной политики (общественные организации и прочее).
В той мере, в какой такие субъекты (даже коммерческие организации) участвуют в социальной политике, они должны обладать специальным статусом. Прежде всего, такой статус подразумевает допуск к реализации социальной политики. Далее, такой специальный статус подразумевает наличие определенного в установленном порядке круга специальных полномочий.
Государство, выполняя социальную функцию, конечно, сохраняет статус «администратора» различных процессов, но, что имеет огромное значение, приобретает полномочия по оказанию социальных услуг (образование и прочее).
Признаки социального права:
· предметный признак – социальное право имеет своим предметом отношения, складывающиеся в связи с осуществлением социальной политики, то есть деятельности в социальной сфере, осуществляемой в целях социального развития;
· субъектный признак – субъектами социального права являются публичные агенты, то есть, даже будучи по своей структуре негосударственным образованием и преследуя частные интересы, публичный агент реализует публичную функцию, реализует публичный интерес («концессия публичной власти» - публичная власть делегирует (условно) частной структуре часть своих полномочий), что строго контролируется публичной властью;
· функциональный признак – функцией деятельности публичных агентов является оказание социальных услуг.