double arrow

Экономия «+», перерасход «—»

Издержек, руб.

  Изделие
Основные элементы цены А В С
  Стан-дарт Откло-нение* Стан-дарт Откло-нение* Стан-дарт Откло-нение*
Прямые издержки — всего +20 +5 -30
В том числе: сырье и материалы оплата труда основных производственных рабочих прочие прямые издержки     + 10 +5 +5   150 50   -15 +5 +15     -5 -10 15
Косвенные расходы + 10 -10 +20
Итого издержек +30 -5 -10
Прибыль +30 -5 -10
Выручка от реализации (цена изделия)      

Данный метод, в отличие от ранее описанного, дает возможность пофакторного анализа издержек. Отклонения от стандартов (норм) анализируются по причинам, их вызвавшим. Так, если цены на сырье и материалы, используемые при производстве изделия А, возросли на 5%, а расход относительно нормы снизился на 8,6%, отклонение + 10 руб. определяется следующим образом.

В результате повышения цен затраты на сырье и материалы составили:

(250 + 250*5 : 100) = 262,5 руб., т.е. по данному изделию получен перерасход относительно стандарта: (262,5 - 250) = 12,5 руб.

В результате экономии сырья и материалов затраты снизились:

(262,5 - 262,5*8,6 : 100) = 240 руб., т.е. получена экономия (262,5 -— 240) = +22,5 руб. Тогда отклонение +10 руб. можно представить как сумму отклонений: -12,5 руб., полученного в результате изменения цен, и +22,5 руб., полученного в результате изменения норм.

Достоинство метода стандартных (нормативных) издержек состоит в возможности управлять издержками по отклонениям от норм, а не по их общей величине. Отклонения по каждой статье периодически соотносятся с финансовыми результатами, что позволяет контролировать не только затраты, но и прибыль.

Ценовой метод прямых издержек — метод формирования цен на основе определения прямых издержек исходя из конъюнктуры рынка и ожидаемых цен продажи. Практически все условно-переменные издержки (зависящие от объема выпускаемой продукции) рассматриваются как прямые. Остальные издержки относятся на финансовые результаты. Поэтому данный метод называют также методом формирования цен по сокращенным затратам.

Таблица 4.5. Формирование цены по методу прямых издержек, руб.

Основные элементы цены Изделие
    А В С
Прямые издержки — всего
В том числе: сырье и материалы оплата труда основных производственных рабочих прочие прямые издержки      
Покрытие (валовая прибыль)
Рентабельность (валовая прибыль к прямым издержкам), %
Косвенные расходы
Выручка от реализации (цена изделия)

Таким образом, косвенные расходы не распределяются на конкретные изделия. Но это не означает, что данные издержки игнорируются. В целом по компании они должны быть покрыты за счет валовой прибыли. В нашем примере валовая прибыль по трем изделиям равна: (290 + 370 + 420) = 1080 руб. Косвенные затраты составляют (190 + 310 + 350) = 850 руб. Тогда чистая прибыль составит (1080 - 850) = 230 руб.

Основное достоинство данного метода заключается в возможности выявить наиболее выгодные виды продукции. Предполагается, что косвенные расходы практически не меняются ни при замене одного изделия другим, ни при изменении в определенных пределах масштабов производства. Поэтому чем больше разница между ценой изделия и суммой сокращенных издержек, тем больше валовая прибыль и соответственно рентабельность.

Использование ценового метода прямых издержек позволяет формировать цены с учетом оптимальной загрузки производственных мощностей и получения максимальной прибыли. Выявляются изделия, вносящие больший вклад в валовую прибыль компании. При наличии свободного рынка в стране компания может так построить программу производства, чтобы более рентабельные изделия заменили менее прибыльные и убыточные.

Параметрические методы ценообразования используются при расчете цены на аналогичную продукцию, т.е. продукцию, удовлетворяющую одинаковую потребность и идентичную по физико-химическому составу. Эти методы применяются, когда основные потребительные параметры аналогичной продукции поддаются четкому количественному определению. Такая продукция может быть описана параметрическим рядом (ряд станков разных марок в зависимости от показателя мощности, ряд полимерных материалов в зависимости от показателя основного вещества и т.п.). Применительно к продукции одного ряда основных параметров может быть несколько. Цена на каждый новый продукт ряда рассчитывается путем корректировки цены базового изделия этого ряда.

Если новая цена рассчитывается лишь с учетом изменения самих параметров, то данный метод называется параметрическим. В самом общем виде он может быть представлен формулой:

Цн = Ц6 * {КП}, (4.5)

где Цн — цена нового изделия ряда; Ц6 — цена базового изделия; КП — совокупность изменений параметров (П) нового изделия по сравнению с параметрами базового изделия; К — корректирующий коэффициент, значение которого связано с тем, показывает ли улучшение параметров количественное их снижение или увеличение по сравнению с базовыми.

Формула (4.5) может дополняться суммами скидок и надбавок за изменение вспомогательных параметров.

В качестве параметрических методов используются методы удельной цены, баллов, регрессии и метод с учетом потребительского эффекта.

Метод удельной цены основан на формировании цен по одному из главных параметров качества товара. Удельная цена получается как частное от деления цены на основной параметр качества товара.

Пример 4.7:

Компания планирует выпуск нового электродвигателя мощностью 50 кВт. Для определения его цены необходимо рассчитать удельную цену базового электродвигателя. При рыночной цене базового электродвигателя 100 долл США и мощности 10 кВт удельная цена составит 10 долл. США (100: 10). Тогда цена нового электродвигателя — 500 долл. США (10*50). В данном случае цена растет пропорционально росту качества (при прочих равных условиях) Рыночная экономика предъявляет к новым товарам более жесткие требования: рост цен на новые товары должен отставать от роста качества. Для этого цену уменьшают с помощью коэффициента торможения. Например, при использовании коэффициента 10% цена составит 450 долл. США вместо 500 долл. США

Во избежание грубых ошибок метод удельной цены используется лишь для ориентировочных оценок. Его недостаток в том, что цена определяется на основе только одного параметра, а воздействие на цену других параметров не учитывается.

Ценовой метод баллов заключается в использовании экспертных оценок значимости параметров товаров. При использовании данного метода для определения конкретных цен действует следующий алгоритм:


Сейчас читают про: