Заболевания органов дыхания.
План изложения материала:
1. Острая пневмония: определение, причины и факторы риска развития заболевания. Уровень заболеваемости. Типы пневмоний. Клинические симптомы, осложнения, принципы лечения и организации этапов сестринского процесса при уходе за пациентами. Особенности пневмонии у новорожденных детей. Профилактика.
2. Сестринский процесс при острой пневмонии.
3. Бронхиальная астма: определение, причины и факторы риска развития заболевания. Уровень заболеваемости. Клинические симптомы, периоды заболевания, осложнения, принципы лечения и организации этапов сестринского процесса при уходе за пациентами. Оказание неотложной доврачебной помощи при приступе бронхиальной астмы. Клинические симптомы, осложнения, принципы лечения и организации этапов сестринского процесса при уходе за пациентами.
4. Сестринский процесс при бронхиальной астме.
Цель занятия: Сформировать у студентов знания по причинам, предрасполагающим факторам, клиническим проявлениям изучаемых заболеваний, принципам лечения и организации этапов сестринского процесса при уходе за пациентами.
|
|
Содержание учебного материала:
Уровень заболеваемости. Причины и факторы риска, клинические проявления. Современные методы диагностики. Осложнения, принципы лечения и организации этапов сестринского процесса при уходе за пациентами. Профилактика заболеваний.
После изучения темы студент должен:
Представлять и понимать:
1. Механизмы развития патологического процесса при изучаемых заболеваниях.
2. Роль медицинской сестры в диагностике заболеваний, в подготовке ребенка к лабораторно-инструментальным методам исследования.
3. Роль медицинской сестры в оказании неотложной помощи при бронхоспазме.
4. Роль медицинской сестры в организации этапов сестринского процесса при уходе за пациентами.
5. Роль медицинской сестры в профилактике заболеваний.
Знать:
1. Анатомию и физиологию органов дыхания и АФО у детей раннего возраста.
2. Основные причины и факторы риска развития заболеваний.
3. Ранние признаки и клинические проявления острой пневмонии у детей разного возраста, проблемы пациентов, осложнения, методы диагностики.
4. Клинические проявления и алгоритм оказания неотложной доврачебной помощи при приступе бронхиальной астмы.
5. Принципы лечения и организации этапов сестринского процесса при уходе за пациентами.
6. Профилактику заболеваний.
Острая пневмония – это острое воспаление респираторных альвеол, участвующих в газообмене. Заболеваемость пневмониями составляет от 15 до 20 на 1000 детей первого года жизни и 5-6 случаев на 1000 детей старше года. После 5-ти летнего возраста заболеваемость у детей снижается в 5-6 раз.
|
|
Пик заболеваемости острыми пневмониями приходится на зимнее время года и период эпидемических вспышек гриппа. Несмотря на успехи в лечении, острые пневмонии до сих пор занимают ведущее место в структуре детской смертности.
Этиология:
Ведущим в возникновении пневмонии является инфекционный фактор. В зависимости от возраста ребенка изменяются виды патогенных возбудителей, вызывающих развитие пневмонии.
Возраст | Вид возбудителя |
1-5 день жизни | Стрептококки, цитомегаловирусы, герпес, микоплазма. |
5 дней-1 месяц | Золотистый стафилококк, кишечная палочка, цитомегаловирус, герпес, хламидии. |
1-6 месяцев | Пневмококк, золотистый стафилококк, гемофильная палочка, РС-вирус, парагрипп, цитомегаловирус, хламидии. |
6 месяцев – 5 лет | Пневмококк, гемофильная палочка, РС-вирус, аденовирус, вирус гриппа. |
Старше 5 лет | Пневмококк, гемофильная палочка, вирус гриппа, пикорнавирусы, хламидии, микоплазмы. |
При неблагоприятных фоновых состояниях и снижении иммунитета к основным возбудителям пневмонии может присоединиться суперинфекция, представленная грибами рода Candida, системными микозами, анаэробами, энтеробактером и микробными ассоциациями. Тяжелые пневмонии, как правило, обусловлены смешанной микрофлорой.
Факторы риска развития заболевания:
· Недоношенность, незрелость.
· Аспирационный синдром.
· АФО строения органов дыхания у детей раннего возраста.
· Гиповитаминозы.
· Фоновые заболевания (рахит, гипотрофия, анемия, диатезы).
· Врожденные пороки развития дыхательной и сердечно-сосудистой системы.
· Хронические очаги инфекции.
· Наследственные и приобретенные иммунодефициты.
· Неблагоприятные факторы окружающей среды (физические, экологические, химические).
· Переохлаждение.
Пути распространения инфекции:
· Бронхогенный.
· Гематогенный.
· Лимфогенный.
Механизм патологического процесса:
Возбудители, проникая в нижние отделы дыхательных путей, задерживаются в респираторных альвеолах, накапливаются и вызывают местное воспаление. При распространении возбудителей и отечной жидкости за пределы альвеол и вовлечении в процесс паренхимы легких, развивается очаговая пневмония. Если закупоривается слизью сегментарный бронх или воспаление происходит в пределах одного сегмента, то формируется сегментарная пневмония. При дальнейшем распространении воспалительного процесса в пределах доли легкого возникает долевая (крупозная) пневмония. Вследствие быстрого распространения патологического процесса в легочной ткани может развиться дыхательная недостаточность. Неспособность легких обеспечивать нормальный газовый состав крови (гипоксия), оказывает негативное влияние на функции всех внутренних органов и, прежде всего, на ЦНС.