Острая пневмония. Бронхиальная астма

Заболевания органов дыхания.

План изложения материала:

1. Острая пневмония: определение, причины и факторы риска развития заболевания. Уровень заболеваемости. Типы пневмоний. Клинические симптомы, осложнения, принципы лечения и организации этапов сестринского процесса при уходе за пациентами. Особенности пневмонии у новорожденных детей. Профилактика.

2. Сестринский процесс при острой пневмонии.

3. Бронхиальная астма: определение, причины и факторы риска развития заболевания. Уровень заболеваемости. Клинические симптомы, периоды заболевания, осложнения, принципы лечения и организации этапов сестринского процесса при уходе за пациентами. Оказание неотложной доврачебной помощи при приступе бронхиальной астмы. Клинические симптомы, осложнения, принципы лечения и организации этапов сестринского процесса при уходе за пациентами.

4. Сестринский процесс при бронхиальной астме.

Цель занятия: Сформировать у студентов знания по причинам, предрасполагающим факторам, клиническим проявлениям изучаемых заболеваний, принципам лечения и организации этапов сестринского процесса при уходе за пациентами.

Содержание учебного материала:

Уровень заболеваемости. Причины и факторы риска, клинические проявления. Современные методы диагностики. Осложнения, принципы лечения и организации этапов сестринского процесса при уходе за пациентами. Профилактика заболеваний.

После изучения темы студент должен:

Представлять и понимать:

1. Механизмы развития патологического процесса при изучаемых заболеваниях.

2. Роль медицинской сестры в диагностике заболеваний, в подготовке ребенка к лабораторно-инструментальным методам исследования.

3. Роль медицинской сестры в оказании неотложной помощи при бронхоспазме.

4. Роль медицинской сестры в организации этапов сестринского процесса при уходе за пациентами.

5. Роль медицинской сестры в профилактике заболеваний.

Знать:

1. Анатомию и физиологию органов дыхания и АФО у детей раннего возраста.

2. Основные причины и факторы риска развития заболеваний.

3. Ранние признаки и клинические проявления острой пневмонии у детей разного возраста, проблемы пациентов, осложнения, методы диагностики.

4. Клинические проявления и алгоритм оказания неотложной доврачебной помощи при приступе бронхиальной астмы.

5. Принципы лечения и организации этапов сестринского процесса при уходе за пациентами.

6. Профилактику заболеваний.

Острая пневмония – это острое воспаление респираторных альвеол, участвующих в газообмене. Заболеваемость пневмониями составляет от 15 до 20 на 1000 детей первого года жизни и 5-6 случаев на 1000 детей старше года. После 5-ти летнего возраста заболеваемость у детей снижается в 5-6 раз.

Пик заболеваемости острыми пневмониями приходится на зимнее время года и период эпидемических вспышек гриппа. Несмотря на успехи в лечении, острые пневмонии до сих пор занимают ведущее место в структуре детской смертности.

Этиология:

Ведущим в возникновении пневмонии является инфекционный фактор. В зависимости от возраста ребенка изменяются виды патогенных возбудителей, вызывающих развитие пневмонии.

Возраст Вид возбудителя
1-5 день жизни Стрептококки, цитомегаловирусы, герпес, микоплазма.
5 дней-1 месяц Золотистый стафилококк, кишечная палочка, цитомегаловирус, герпес, хламидии.
1-6 месяцев Пневмококк, золотистый стафилококк, гемофильная палочка, РС-вирус, парагрипп, цитомегаловирус, хламидии.
6 месяцев – 5 лет Пневмококк, гемофильная палочка, РС-вирус, аденовирус, вирус гриппа.
Старше 5 лет Пневмококк, гемофильная палочка, вирус гриппа, пикорнавирусы, хламидии, микоплазмы.

При неблагоприятных фоновых состояниях и снижении иммунитета к основным возбудителям пневмонии может присоединиться суперинфекция, представленная грибами рода Candida, системными микозами, анаэробами, энтеробактером и микробными ассоциациями. Тяжелые пневмонии, как правило, обусловлены смешанной микрофлорой.

Факторы риска развития заболевания:

· Недоношенность, незрелость.

· Аспирационный синдром.

· АФО строения органов дыхания у детей раннего возраста.

· Гиповитаминозы.

· Фоновые заболевания (рахит, гипотрофия, анемия, диатезы).

· Врожденные пороки развития дыхательной и сердечно-сосудистой системы.

· Хронические очаги инфекции.

· Наследственные и приобретенные иммунодефициты.

· Неблагоприятные факторы окружающей среды (физические, экологические, химические).

· Переохлаждение.

Пути распространения инфекции:

· Бронхогенный.

· Гематогенный.

· Лимфогенный.

Механизм патологического процесса:

Возбудители, проникая в нижние отделы дыхательных путей, задерживаются в респираторных альвеолах, накапливаются и вызывают местное воспаление. При распространении возбудителей и отечной жидкости за пределы альвеол и вовлечении в процесс паренхимы легких, развивается очаговая пневмония. Если закупоривается слизью сегментарный бронх или воспаление происходит в пределах одного сегмента, то формируется сегментарная пневмония. При дальнейшем распространении воспалительного процесса в пределах доли легкого возникает долевая (крупозная) пневмония. Вследствие быстрого распространения патологического процесса в легочной ткани может развиться дыхательная недостаточность. Неспособность легких обеспечивать нормальный газовый состав крови (гипоксия), оказывает негативное влияние на функции всех внутренних органов и, прежде всего, на ЦНС.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: