В деловой, психологической литературе основная часть рекомендаций по технике чтения лекций посвящена разработке способов нейтрализации волнения и страха лектора. Начнем с самого главного.
2.1.Как преодолеть волнение и страх?
Попробуйте определить основную причину своего сверх-волнения:
*недостаток опыта чтения публичных лекций;
*ваши индивидуальные особенности – застенчивость, робость, повышенная тревожность, неуверенность в себе;
*неверие в то, что слушателям будет интересно;
*личный опыт провала лекции;
*чрезмерное погружение в свои переживания.
Упражнение»Как понять самого себя?»
Упражнение направлено на активизацию самопознания того, каким образом у вас возникает состояние напряженности в аудитории, когда вы читаете лекции.
Представьте как можно отчетливей одну из таких ситуаций. Закройте глаза. И пусть перед вашим внутренним взором всплывут детали этой ситуации – обстановка классной комнаты или актового зала и лица слушателей.
Представьте, что вы направляетесь к месту выступления. По мере того, как вы идете, что вы начинаете ощущать? Какие образы у вас возникают? С кем из присутствующих связано ваше волнение?
|
|
Со слушателями? (Они смотрят на меня, Они будут меня критиковать, Они не будут слушать).
С самим собой? (Я боюсь сказать что-то не так. Боюсь быть непринятым слушателями. Боюсь критики и несогласия с моей точкой зрения).
Общие советы
Примерно за день до лекции в аудитории, где вы будете читать лекцию, устройте себе генеральную репетицию без свидетелей: пройдите к тому месту, на котором вы будете находиться, читая лекцию, посмотрите в пустой зал, отработайте свою позу, голос и т.п.
За несколько часов до лекции дома проиграйте свое выступление. Вы должны почувствовать, что лекция будет успешной!
Конкретные советы
Если ваше волнение связано преимущественно со слушателями:
*при чтении лекции выберите доброжелательного слушателя и говорите как бы только для него;
*старайтесь научиться смотреть на слушателей открыто и дружелюбно, видеть их глаза;
*научитесь открыто улыбаться аудитории и получать ответные улыбки из зала.
Если ваше волнение связано с самим собой:
*перед чтением лекции поговорите с кем-либо;
*нарабатывайте опыт чтения лекций- больше и чаще выступайте, задавайте вопросы;
путем проб и ошибок найдите свой оптимум: ваше внутреннее состояние, при котором вы достигаете успеха (полет, волнение, концентрация).
2.2.Как подать «образ-себя» на психологической лекции
Перед лекцией следует продумать, какой «образ-себя» вы можете предложить аудитории.
«Образ-себя» складывается из следующих деталей поведения.
|
|
1.Внешний вид
Как вы одеты и причесаны, какие у вас лицо и голос, есть ли на вас украшения, использована ли косметика.(Пример, с.24)
Если вы выступаете перед учителями или родителями
Ваш внешний облик должен быть скромным, но в меру респектабельным. Вы должны продемонстрировать слушателям уверенность спокойного и знающего человека.
Вы выступаете перед младшими школьниками
Традиционная прическа, немного косметики. Эмоционально принимайте всех. Ваше лицо должно излучать доброту, заботу, тепло. Голос должен звучать мягко и задушевно.
Вы выступаете перед подростками
Модная косметика, смелая прическа, современные украшения. Держитесь очень уверенно, немного директивно (вы знаете все ответы на все вопросы). Используйте юмор.
Вы выступаете перед старшеклассниками
Обязательна косметика. Украшения – к месту. Демонстрируйте профессионализм, а также апеллируйте к своему личному опыту. Говорите открыто, доверительно, свободно, уверенно. Показывайте свое принятие и понимание молодежных проблем.
2.Психологические роли лектора
Ваша лекция – это прежде всего праздник, интеллектуальное развлечение, удовольствие. Вы играете роль оптимистического человека, такая роль эффективна перед младшими дошкольниками и подростками.
Вы нейтральный «информатор», предлагаете психологические знания, а слушатели сами решают, что и как им делать. Роль приемлема при выступлениях перед родителями.
Вы «жизненный философ», спокойно и рассудительно размышляете о проблемах человека, его жизни, образования и воспитания. Можно играть эту роль в родительской интеллигентной аудитории и среди старшеклассников.
Ваше выступление и поведение пронизаны любовью к детям, рассказываете о необходимости психологической поддержки. Ваши слушатели – учителя и родители.
Вы демонстрируете проблемность, сложность, озабоченность. Психолога-лектора с такой манерой хорошо воспринимают и понимают прежде всего учителя и некоторые родители, серьезно и ответственно относящиеся к воспитанию своих детей.