Лекция №7 12 страница

Для чего нужны государственные образовательные стандарты? Их функции четко определены законодательством. Во-первых, они призваны обеспечить качество образования: это, таким образом, орудие государственного контроля за эффективностью деятельности образовательных учреждений. Во-вторых, они обеспечивают единство образовательного пространства РФ: именно они гарантируют, например, что школьник, переехав с Камчатки в Калининградскую область, сможет спокойно продолжать образование. В-третьих, они обеспечивают совместимость российской системы образования с системами образования других государств. В-четвертых, они являются основой для объективной оценки уровня образования выпускников и деятельности образовательных учреждений. В-пятых, они являются основой для разработки примерных образовательных программ. В-шестых, они определяют, в каких границах государство может и должно обеспечивать общедоступность и бесплатность образования. Есть и некоторые другие функции государственных образовательных стандартов, на которых мы здесь не останавливаемся.

В педагогике есть тенденция вообще отказаться от образовательных стандартов: сторонники этой точки зрения считают, что стандарт сам по себе уже стесняет самодеятельность ученика и школы и ведет к унификации образования. Даже из приведенного выше перечисления функций государственного стандарта видно, что эта позиция слишком радикальна: полный отказ от стандартов образования привел бы к нежелательным результатам.

Гораздо более опасна для российского образования противоположная тенденция - к абсолютизации государственного стандарта и таким путем - к унификации содержания общего среднего образования из единого центра. Иначе говоря, сторонники этой тенденции стремятся законодательно определить не только необходимый минимум содержания образования, но и вообще объем, характер и последовательность вводимого материала, вернувшись к положению, существовавшему в школе до 1989 года. Ю.Г. Татур с полным основанием утверждает, однако, что главный компонент стандарта - это требования к уровню подготовки выпускников. Иначе говоря, стандарты должны быть содержательно-целевыми:они не должны регулировать содержание программы и учебника, а тем более распределение материала во времени; их главная задача - фиксировать, чего должен достичь школьник на каждом этапе обучения. А как, в какой последовательности, по какой конкретной программе и учебнику он этого будет добиваться - не может быть объектом стандартизации. (Хотя программа и учебник не могут не учитывать требований государственного стандарта.)

В этой связи упомянем об охарактеризованном в упомянутой книге Ю.Г. Татура принципе минимакса. Стандарт должен быть в принципе "двухслойным". Верхняя граница, или верхний уровень стандарта, - это то содержание образования, которое школа обязана предложить учащемуся. Нижняя граница, или нижний уровень, - то, что учащийся, как минимум, обязан усвоить. Это единственное разумное решение проблемы стандартов: если мы зададим только верхний уровень, значительная часть учащихся не сможет его достичь. Если же, как сейчас делается, мы зададим только нижний уровень, это повлечет за собой резкое снижение образовательной планки. Принцип минимакса - условие стандартизации развивающего и вариативного образования.

10. Базисный учебный план.

В функции органов управления образованием, и в особенности Министерства образования РФ, входит, в частности, стандартизация учебных планов. Но если раньше, до 1989 года, такой учебный план был унифицирован и жестко задавался сверху, то теперь появилось понятие базисного учебного плана. Описанный далее его вариант был принят в 1998 году.

Базисный учебный план включает три компонента: федеральный, национально-региональный и школьный. Содержание образования структурировано не по отдельным предметам, а по образовательным областям. Их 7: филология, математика, естествознание, обществознание, искусство, физическая культура и технология. На основе базисного учебного плана конструируется примерный учебный план для школ с разным профилем обучения и разным родным языком. Он построен уже по принципу предметов и, как и базисный план, включает часы на обязательные занятия по выбору, факультативные, индивидуальные и групповые занятия. Фиксируется максимально допустимое количество учебных часов в неделю (от 22 часов в 1 -м классе до 36 в 11 -м). Если базисный учебный план входит в государственный образовательный стандарт, т.е. является общеобязательным, то примерный учебный план носит только рекомендательный характер. Вообще базисный учебный план ориентирован на разумный баланс стандартизации и вариативности.

11. Инновационные направления в российском образовании.

Современное российское образовательное законодательство не только допускает, но и прямо предполагает различные направления в педагогике и педагогической психологии и соответственно их реализацию в образовательных учреждениях. Инновации могут быть частичными и в этом случае регулируются администрацией школы (в рамках государственного стандарта). Особенно важно понятие авторских школ, работающих (опять-таки в рамках стандарта) по особым программам, пользующихся не общераспространенными дидактическими и методическими подходами и т.д. Примерами таких авторских школ могут служить в Москве школы Е.А. Ямбурга и В.А. Караковского.

Наконец, существуют образовательные (педагого-психологические) концепции, по которым работают многие школы, которые обеспечены собственными программами и типовыми учебными планами, а значит, и собственными учебниками. Например, в начальном образовании решением Коллегии Министерства образования РФ базисными считаются, кроме традиционного обучения, обучение по системе Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова и по системе Л.В.Занкова. Наряду с ними используются программы и учебники направления, возглавляемого Н.Ф.Виноградовой, и программы и учебники общественной организации "Школа 2100" (они разработаны и для основной, а отчасти для полной средней школы). Чтобы представить себе масштаб такого инновационного обучения, достаточно назвать только одну цифру - по учебникам "Школы 2100" (в комплекте или частично) в конце 1999 года работало примерно 4 тыс. школ России.

12. Учебная литература.

Важным компонентом вариативности образования является возможность свободного выбора учебников. Если в 1990 году было выпущено около 200 названий учебников, то к 1998 году их было примерно 750. В принципе каждая школа и каждый учитель может выбрать любой из нескольких параллельно существующих учебников по данному предмету для данного класса или, введя нестандартный предмет, использовать любой существующий учебник по нему. Но государство в лице Министерства образования РФ каждый год распространяет список учебников так называемого федерального комплекта, имеющих гриф министерства, рекомендующий данный учебник для использования в школах России. В этот список входят как традиционные, так и инновационные учебники. Теоретически все учебники, включенные в этот комплект, могут финансироваться за счет федерального или регионального бюджета, т.е. быть для учеников бесплатными. Но на практике эти учебники, как правило, закупаются за счет родителей.

13. Непрерывность и преемственность образования.

Они заложены у уже в формулировках Закона "Об образовании", где говорится, в частности, о преемственных образовательных программах. Между тем на "стыках" образовательных программ (или этапов обучения) эта преемственность оставляет желать лучшего. Особенно плохо согласованы "выходные" требования полной средней школы и "входные" требования вуза, что заставило Министерство образования разработать специальную комплексную программу по их согласованию.

Одним из путей преодоления указанной несогласованности является интеграция различных учебных заведений и создание так называемых образовательных комплексов типа "школа - детский сад" или "школа - вуз". Интересно, что 28% опрошенных ректоров российских вузов считают необходимым обеспечить непрерывность среднего и высшего образования и выступают за интеграцию школ и вузов в единые образовательные комплексы.

14. Этническая дифференциация образования.

Как уже отмечалось в первом разделе статьи, за последние 10 лет значительно увеличилось число школ, перешедших на родной язык обучения или включивших родной язык и словесность в состав учебных предметов. В настоящее время в России школьное образование ведется на 80 языках, в школах с преподаванием на родном (кроме русского) языке или с преподаванием его как предмета учатся более 2 миллионов учащихся. Появились школы, ориентированные на многокультурность, где одновременно преподается несколько языков и национальных культур.

15. Перспективы дальнейшего развития российской системы образования.

Мы охарактеризуем их на основе следующих основных документов: "Национальная доктрина образования в Российской федерации";уже цитированная выше глава "Образование и развитие человеческого потенциала в России" в опубликованной в декабре 1999 г. книге "Доклад о развитии человеческого потенциала в Российской федерации за 1999 г."; проект общественной Образовательной программы "Школа 2100", опубликованный в марте 1999 года и тогда же принятый; и, наконец, внесенный в Государственную думу РФ законопроект "О соблюдении конституционного права граждан России на образование".

Начнем с того, что к 2025 году предполагается охватить все население обязательным и бесплатным средним (полным) общим образованием, а бесплатным высшим профессиональным образованием - каждого второго выпускника со средним образованием (включая профессиональное). Дополнительное образование для детей планируется как бесплатное. При этом вводится государственное финансовое именное обязательство, обеспечивающее право на образование детям-сиротам, детям-инвалидам, детям из семей с низкими доходами, а также система социального кредитования для студентов.

Минимальная ставка педагогических работников будет установлена в размере не ниже средней заработной платы в Российской Федерации, а средний должностной оклад работников образовательных учреждений (кроме вузов) - в размере, превышающем среднюю заработную плату не менее чем в 1,5 раза. Профессорам и преподавателям вузов гарантируется средняя ставка в размере трех средних заработных плат. Пенсии для профессорско-преподавательского и научного персонала вузов устанавливаются в размере не ниже 80% среднего размера оплаты труда по основному месту работы. Предусматриваются и увеличенные стипендии.

В 2000-2003 гг. объем бюджетного финансирования системы образования устанавливается не менее 6% от расходной части федерального бюджета, а всего - не ниже 7% от ВВП. На следующих этапах объем финансирования будет поэтапно увеличиваться.

В названном выше законопроекте отмечается, что реально на год обучения ребенка в школе сейчас тратится 1800 рублей при минимальном нормативе 3500 рублей. Значит, необходимо двойное увеличение бюджетных расходов на образование. Бюджет 2000 года дает по сравнению с 1999 годом увеличение в полтора раза. Этого недостаточно. Что делать при тотальном отсутствии средств у государства? Здесь предлагаются различные выходы, не противоречащие друг другу. Так, бюджетные средства на школьное образование предлагается направлять из специального бюджетного фонда через казначейство (а не через банки, часто задерживающие эти средства) непосредственно на счет школы. Правда, сейчас школ, перешедших на экономическую самостоятельность, менее 10%; вариант - создание централизованных бухгалтерий при местных органах образования. Ряд механизмов совершенствования управления образованием был в 1998 году предложен коллективом, возглавлявшимся тогдашним министром общего и профессионального образования РФ А.Н. Тихоновым,куда входили в том числе видные экономисты. В частности, предлагалось четко определить соотношение федеральных и региональных расходов на образование, ввести систему образовательных кредитов и образовательного страхования, намечались пути привлечения внебюджетных средств и т.п. К сожалению, с уходом из министерства А.И.Тихонова и его первого заместителя А.Г. Асмолова эти предложения остались в значительной части нереализованными.

В России в ближайшие годы ожидается резкий демографический спад - вместо 21 миллиона сегодняшних школьников в 2009 году их будет всего 14. (Сразу же подчеркнем, что это не злонамеренный "геноцид русского народа", как по недомыслию часто утверждают, а объективные колебания численности населения, коренящиеся прежде всего в гигантских (несколько десятков миллионов!) людских потерях нашей страны в Великой Отечественной войне.) Это и плохо (например, может возникнуть проблема безработицы среди учителей), но в то же время и хорошо: уменьшение числа школьников приведет к уменьшению наполняемости классов и позволит сосредоточить большее внимание на повышении качества образования. К тому же численность мест на первых курсах вузов и в учреждениях среднего профессионального образования будет превышать число выпускников школ не менее чем на 300 тыс. Это позволит отказаться от заведомо неэффективной действующей сейчас системы приемных экзаменов в вуз и либо заменить ее системой тестирования, как в США, либо пойти по пути ряда европейских стран (свободный прием на первый курс, жесткие требования к учебному процессу и значительный отсев неуспевающих).

В настоящее время обсуждается вопрос о переходе российской школы с 11 -летнего (формально; на практике это десятилетнее обучение) на 12-летнее обучение. Министерство образования РФ поддерживает эту идею, авторы законопроекта, напротив, предлагают одиннадцатилетку. Как ни странно, проблема здесь не в количестве лет, а в том, что мы будем делать в старших классах (одиннадцатом или одиннадцатом-двенадцатом). А здесь все едины. Совершенно ясно, что старшая школа должна быть профильной, что она должна отказаться от "школьничества" и хотя бы частично перейти на вузовские формы обучения и контроля (любой преподаватель вуза знает, что студент теряет не менее года просто на адаптацию к непривычной для него вузовской системе обучения). Очевидна и необходимость качественного изменения содержания образования. Нужны (особенно в условиях профильности) интегрированные курсы, нужно принципиальное изменение стандартов (они должны быть последовательно содержательно-целевыми; как говорил в одном из интервью Э.Д.Днепров, "стандарт -это образовательное поле, которое находится в распоряжении ученика, а вовсе не панцирь, который на него давит"). Очевидно и то, что даже при 11 -летнем сроке обучения последний школьный год должен быть итоговым, обобщающим, а не просто еще одним классом в ряду других. Да и переход на двенадцатилетку, как недавно заявил министр образования РФ В.М. Филиппов, не может сводиться к тому, чтобы "размазать прежние программы на большее число лет".

Но главные изменения в школе должны иметь содержательный характер и отражать в максимальной степени те прогрессивные педагогические идеи, которые были охарактеризованы в предшествующем разделе. В этом едины все, кто задумывается о тенденциях развития российского образования. Э.Д. Днепров прямо говорит: "У нас сегодня предельно устаревшее содержание образования... Сегодняшний школьный стандарт консервирует школьное образование 60-х годов". А.Г. Асмолов намечает несколько направлений перехода к новому содержанию образования: "от установки на выживание личности и социальной системы к установке на развитие личности и социальной системы; от информационной когнитивной педагогики ("дрессуры" знаний, умений и навыков) к ценностной и культурно-исторической педагогике; от адаптивно-дисциплинарной модели усвоения суммы знаний, умений и навыков к формированию в процессе совместной со взрослыми и сверстниками деятельности целостного образа мира..." и т.д. (Образование и развитие человеческого потенциала в России,с.86).

Подробный анализ важнейших тенденций развития вариативного, личностно ориентированного, развивающего непрерывного образования в России, в главном совпадающий со сказанным выше, дан в Образовательной программе "Школа 2100". Ее отличие в том, что эти тенденции уже воплощены в изданном "Школой 2100" пакете школьных программ и в большом количестве учебников и методических рекомендаций нового поколения.

Летом 1999 года "Учительская газета" обратилась к нескольким специалистам, в том числе к автору данной статьи, с просьбой сказать, какое содержание они вкладывают в прогнозирование развития российского образования. Мы дали следующий ответ: развитие образования в целом нельзя и не нужно прогнозировать, как мы прогнозируем погоду на завтра или возможность землетрясения. Образование будет развиваться так, как мы с вами будем его развивать. Нужно понимать, какие возможные тенденции такого развития социально необходимы и прогрессивны с точки зрения развития личности, общества и государства. Нельзя допускать, чтобы на пути такого развития встали "ностальгические установки и взгляды, трактующие сокращение государственного контроля над образованием как развал и деградацию последнего, настаивающие на жестких образовательных моделях, призванных индоктринировать учащихся, но не помогать им адаптироваться к усложняющемуся и меняющемуся миру" (Образование и развитие человеческого потенциала в России, с.86). Необходимо преодолевать "неготовность значительной части общества к позитивному восприятию любых реформ... образования, а также инерционность системы образования и управленческих элит" (Там же, с.89). Но главное в развитии образования зависит именно от нас, педагогов, родителей, детей, общества в целом. (Существенно, что, поданным 1998 года, 90% учителей считают необходимой реформу образования, а 65% - поддерживают идеи вариативного образования.)

Когда летом П.П. Блонский издал уже упомянутую выше замечательную книгу "Задачи и методы новой народной школы", он поставил в качестве эпиграфа к ней слова Льва Николаевича Толстого: "Будущего нет:оно делается нами".

Российское образование будет таким, каким его сделаем мы!

ЛИТЕРАТУРА

Бардин С. М. Учитесь властвовать собой. М-, 1976.

Гришин Д.М., Колдуное Л.И. Руководство самовоспитанием школьников. М., 1975.

Ковалев А.Г. Личность воспитывает себя. М., 1983.

Коломинский Я.Л. Воспитай себя. М-, 1981.

Кочетов Л.И. Педагогические основы самовоспитания. М, 1974.

Рувинский Л.И. Самовоспитание личности. М., 1984.

Буланова М.В.- Топоркова Педагогические технологии- Москва - Ростов- на- Дону, 2004.

Гребенюк О.С., Гребенюк Т.Б. Теория обучения - М., 2003.

Кукушин В.С. Дидактика (теория обучения) - Москва - Ростов- на- Дону, 2003.

Кукушин В.С. Теория и методика воспитательной работы - Ростов- на- Дону, 2002.

Методика воспитательной работы. Под редакцией В. А. Сластенина - М., 2002.

Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Под редакцией Е.С. Полат - М., 2003.

Подласый И.П. Педагогика - М., 1999.

Рогов Е.И. Личность учителя: Теория и практика - Ростов- на- Дону, 1996.

Сластенин В.А. Педагогика - М., 2002.

Харламов И.Ф. Педагогика - М., 2004.

ДИДАКТИКА

ЛЕКЦИЯ № 1. Педагогический процесс как система

Понятие о системе и педагогическом процессе

Структурные элементы целостного педагогического процесса и их характеристика

Закономерности и этапы педагогического процесса

> тестирование >>>

ЛЕКЦИЯ № 2. Сущность процесса обучения, его задачи и внутренняя структура

Сущность обучения как педагогического процесса и его задачи. Понятия:"знание", "умение", "навык", -"способности".

Внутренняя структура процесса обучения и отражение в ней характера учебно-познавательной деятельности учащихся.

Определение целевого компонента обучения.

Формирование у учащихся потребности в овладении знаниями и мотивов учения. Понятие о движущих силах учения.

Определение содержания учебных занятий.

Организация учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению изучаемым материалом (операционно-деятельностный компонент обучения).

Придание процессу обучения эмоционально-волевого характера.

Регулирование и контроль за ходом учебно-познавательной деятельности.

Оценка и самооценка качества овладения изучаемым материалом.

Развитие учащихся в процессе обучения.

Воспитание в процессе, обучения.

> тестирование >>>

ЛЕКЦИЯ № 3. Современные теории и концепции обучения

Ассоциативно - рефлекторная теория обучения.

Теория поэтапного формирования умственных действий и понятий.

Теория проблемно- деятельностного обучения.

Концепция программированного обучения.

ЛЕКЦИЯ № 4. Принципы обучения. Методы и средства обучения

Соотношение принципов и правил.

Система дидактических принципов.

Классификация методов обучения.

> тестирование >>>

ЛЕКЦИЯ № 5. Виды современных организационных форм обучения

Формы обучения.

Урок как основная форма обучения.

Дополнительные формы организации обучения.

> тестирование >>>

ЛЕКЦИЯ № 6. Современные теории воспитания. Технология воспитания. Воспитательный процесс как система.

ЛЕКЦИЯ № 7. Специфика принципов воспитания

Гуманизация воспитания.

Личностный подход.

Единство воспитательных воздействий.

Методы стимулирования.

> тестирование >>>

ЛЕКЦИЯ № 8. Личность и коллектив

Учение А.С. Макаренко о коллективе.

Коллектив и личность.

Педагогическое руководство коллективом.

ЛЕКЦИЯ № 9. Самовоспитание и самосовершенствование личности

Стимулирование учащихся к активной работе над собственным развитием и самосовершенствованием - важнейшая задача воспитания. Понятие о самовоспитании и его социальная детерминация.

Основные факторы, побуждающие личность к самовоспитанию, и их использование в процессе стимулирования учащихся к работе над собой.

Организация процесса самовоспитания учащихся и его важнейшие методы.

Педагогическое руководство самовоспитанием учащихся.

> тестирование >>>

ЛЕКЦИЯ № 10. Совместная воспитательная работа школы, семьи и общественности

Сочетание общественного и семейного воспитания как важнейшая предпосылка повышения его эффективности.

Социально-экономические факторы повышения роли школы в организации воспитательной работы семьи и общественности.

Основные вопросы совместной работы, семьи и школы по воспитанию учащихся.

Организационно-педагогическая работа школы с родителями. Органы родительской общественности в школе.

Педагогическое просвещение родителей.

Индивидуальная работа школы с родителями учащихся.

Привлечение родителей к оказанию помощи школе в проведении внеклассной учебно-воспитательной работы.

> тестирование >>>

ЛЕКЦИЯ № 11. Современные педагогические технологии как объективная потребность

Суть технологий

Актуальность выбора педагогических технологий в современной России

Классификация педагогических технологий

Обзор педагогических технологий

Традиционная педагогическая технология

Технологии личностно-ориентированного образования

Технология поддержки ребенка

Педагогика сотрудничества

Гуманно-личностная технология Ш. А. Амонашвили

Игровые технологии

Технологии развивающего обучения

Образование и современные задачи

Дидактические принципы

Деятельностный метод

Содержание и формы обучения

> тестирование >>>

ЛЕКЦИЯ № 12. Краткий обзор педагогических учений

Образовательная реформа конца 80 - начала 90-х гг.

Прогрессивная российская педагогика как основа современной системы образования в России.

Педагогика сотрудничества.

Новая педагогика в документах ВНИК "Школа".

Прогрессивные педагогические идеи в законодательстве РФ об образовании.

Что такое образование.

Уровни и виды образования в современной России.

Формы образования.

Вариативность образования, обязательность образования и понятие государственного стандарта.

Базисный учебный план.

Инновационные направления в российском образовании.

Учебная литература.

Непрерывность и преемственность образования.

Этническая дифференциация образования.

Перспективы дальнейшего развития российской системы образования.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: