Налоговое планирование и прогнозирование – это особые элементы системы разработки и принятия решений.
Различают тактику и стратегию налогового планирования.
Налоговая тактика – это комплекс практических действий органов власти при выработке общей структуры бюджетных статей согласно бюджетной классификации.
Стратегическое налоговое планирование (прогнозирование) занимает важное значение в теории и практике управления.
Оно используется ведущими странами мира как метод экономического предвидения.
Разработка налогового прогнозирования на перспективу включает:
- оценку доходности территории с определением коэффициентов финансовой обеспеченности регионов и бюджетной эффективности;
- обоснование потребностей технического состояния отраслей регионов и укомплектованности специалистами;
- оценку состояния оплаты труда, ресурсной базы региона, экспортно-импортных операций, качество социальной и производственной инфраструктуры, обеспечение транспортными магистралями.
Основными методами налогового планирования и прогнозирования, которые используются в настоящее время, являются следующие:
|
|
- многомерные методы:
Факторный, который используется для обоснования решений и в основе которого лежат многочисленные взаимосвязанные переменные. Например, взаимосвязь внутреннего валового продукта страны с техническим уровнем производства;
- регрессивные корреляционные методы, используемые для установления взаимосвязи групп переменных;
- имитационные методы – помогают, когда переменные, влияющие на
маркетинговую деятельность, не поддаются логике простых аналитических решений; - методы теории и статистики (теория массового обслуживания, теория
игр, теория статистического программирования); - детерминированные методы исследования операций:
- линейное программирование;
- нелинейное программирование.
Они используются тогда, когда существует много взаимосвязанных переменных и нужно найти оптимальное решение (например, определить оптимальную загрузку налоговых инспекторов)
Факторы налогового планирования.
Перечень их зависит от поставленной цели. Например, при формировании налогового законодательства и плана поступления подоходного налога с физических лиц необходимо учитывать:
1. демографические изменения (состав, структура, численность налогоплательщиков);
2. тенденции роста доходов граждан;
3. тенденции в стремлении граждан к накоплению капитала;
4. душевое потребление товаров;
5. товарную обеспеченность региона;
6. стремление налогоплательщика уйти от уплаты налога;
7. возможные последствия от увеличения и снижения налогов.