ВОПРОС 5. МЕТОДИКА АНАЛИЗА РЕАЛИЗАЦИИ И ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ СБЫТОВОЙ ПОЛИТИКИ
Источники информации:
- Ф№1, Ф№2, карточки складского учета готовой продукции анализ счета 26.
- главная книга, где отражается движение готовой продукции по фактической себестоимости;
- ведомость выпуска готовой продукции, где учет ведется по видам продукции в натуральном и стоимостном выражении в двух оценках: по фактической себестоимости и по учетной цене;
- ведомость отгрузки готовой продукции, где учет ведется по номенклатуре продукции и по заказчикам в натуральном и стоимостном выражении по фактической цене реализации;
- карточка (книга) складского учета, где ведется учет готовой продукции кладовщиками в количественном выражении по номенклатуре
Анализ эффективности сбыта проводят работники службы маркетинга предприятия с привлечением сотрудников финансового отдела бухгалтерии и юридической службы.
Формы проведения анализа:
Оперативный анализ
Таблица 6.14 - Оперативный анализ реализации
|
|
Вид продукции | Объем поставки по договорам на период | Фактически отгружено | Номера фактурных документов на отпуск | Номер договора поставки | Отклонения от графика поставки нарастающим итогом с начала месяца | ||
натур.ед-цы | сумма Тыс.грн. | натур.ед-цы | сумма Тыс.грн. | ||||
А | |||||||
Фильтр |
Журнал ведется экономистом по сбыту ежедневно, за другой период времени – в разрезе потребителей продукции. По данным журнала выявляется объем текущей недопоставки продукции потребителям.
Иногда журнал дополняется сведениями об оплате отгруженной продукции.
По журналу выделяют те виды продукции, где есть недопоставка, и дают предложения по оперативной корректировке программы выпуска изделий для того, чтобы не допустить срыва программы поставки и предъявления финансовых санкций.
При оперативном анализе выявляются причины нарушения графика поставки, для чего используют сведения о наличии готовой продукции, предназначенной для отпуска потребителям, на складах.
На этапе текущего анализа
Структура сбыта может быть представлена следующими видами группировок:
1. по видам продукции и уровням спроса на нее;
2. по каналам сбыта (по прямым договорам поставки, продажу черезз сеть дилеров, собственную розничную сеть, по заказам и каталогам етс.)
3. по регионам сбыта (местный рынок, внутренний рынок по областям, внешний рынок по странам);
4. по категориям потребителей: предприятия своей отрасли, предприятия смежных отраслей, население.
В ходе анализа выделяют такие категории потребителей, регионы сбыта, которые имеют наибольший или наименьший удельный вес в структуре реализации, по ним идет прогнозирование объемов сбыта на будущий период.
|
|
В ходе анализа используется внеучетная информация отдела маркетинга из договоров поставки, анкетных показателей по структуре реализации. Данные сводят в аналитическую таблицу.
Таблица 6.15 - Структура реализации в разрезе потребителей
Категории потребителей | 1 полугодие 01 | 2 полугодие 01 | Изменение | |||
сумма тыс.грн. | уд.вес в % к итогу | сумма тыс.грн. | уд.вес в % к итогу | абсолют. | по структуре | |
1.Предприятия своей отрасли | ||||||
Всего | ||||||
В т.ч.: | ||||||
ОАО “Якорь”, Севастополь | ||||||
ОАО “Муссон”, Севастополь | ||||||
2.Предприятия смежных отраслей | ||||||
Всего | ||||||
В т.ч.: | ||||||
… | ||||||
3. Население | ||||||
Итого объем реализации |
По другим видам классификации формируются аналогичные аналитические таблицы. В ходе их изучения выявляют влияние маркетинговой политики предприятия, изменение конъюнктуры спроса на рынке наа структуру реализации.
В дальнейшем по результатам анализа формируют рекомендации по воздействию на определенный сегмент рынка для повышения объема рынка и увеличения его доходности.
Оценка потерь или прироста выручки от реализации ввиду:
А) структурных сдвигов в объеме реализации;
Б) объема продаж;
В) выполнения договорных обязательств по поставкам перед заказчиками;
Влияние цен реализации.
Вывод: