Выполнение плана по структуре означает, что
Таблица 6.3 – Структура выпускаемой продукции
| Виды продукции | Предшествующий период | Отчетный период | Изменения | |||||||
| Сумма, тыс.грн. | Уд.вес в % к итогу | Программа выпуска | Фактически | Абсолютные | Относительные | |||||
| Сумма, тыс.грн. | Уд.вес в % к итогу | Сумма, тыс.грн. | Уд.вес в % к итогу | К преды-дущему году | К плану | К предыдущему году | К плану | |||
| А | ||||||||||
| 1. Профильная продукция, всего, в т.ч. по видам: | ||||||||||
| А | ||||||||||
| В | ||||||||||
| С | ||||||||||
| Итого ТП | 100% | 100% | 100% | * | * |
По таблице оценивают
Причины недовыполнения плана по ассортименту могут быть внешние и внутренние. К внешним относятся:
Внутренние причины –
По результатам анализа разрабатывают рекомендации о корректировке производственной программы на следующий период.
Изменение соотношения между различными видами продукции нарушает
Изменение структуры производства оказывает большое влияние на все экономические показатели:
Таблица 6.4 - Анализ структуры продукции методом прямого счета
| Виды продукции | Выпуск Продукции, грн | Структура продукции, % | Фактический выпуск при плановой структуре | Изменения объема продукции в зависимости от изменения структуры | Засчитывается в выполнение плана по структуре | ||
| по плану | фактически | по плану | фактически | 2*3:100 | 2-5 | ||
| А | |||||||
| А | 2,3% | 2,9% | 115,9 | 34,1 | 115,9 | ||
| В | 22,7% | 23,5% | 1159,1 | 40,9 | 1159,1 | ||
| С | 54,5% | 38,2% | 2781,8 | -831,8 | 1950,0 | ||
| D | 20,5% | 35,3% | 1043,2 | 756,8 | 1043,2 | ||
| Итого | 100,0% | 100,0% | 0,0 | 4268,18 |
Структура рассчитана по стоимостным показателям.
По этой таблице можно определить степень выполнения плана по структуре. Данные расчета не совпадают с предыдущей таблицей, поскольку структура рассчитывается по стоимостным, а не натуральным показателям, т.е. уже с влиянием фактора цены.
Для расчета влияния структурного фактора на объем производства продукции в стоимостном выражении можно использовать также способ абсолютных разниц. Сначала необходимо определить, как изменится средний уровень цены 1 единицы продукции (DЦcmp) зa счет структуры (табл.6.5).
Таблица 6.5 - Расчет изменения средней цены 1 единицы продукции за счет структурного фактора
| Изделие | Оптовая цена за единицу, грн., план | Структура продукции, % | Изменение средней цены за счет структуры, тыс.грн. | Изменение объема товарной продукции | ||
| план | факт | +, - п.п | ||||
| 3-2 | 4*1 | 5*факт.выпуск, ед-ц | ||||
| А | ||||||
| А | 6,25 | 8,33 | 2,08 | 0,21 | ||
| В | 31,25 | 33,33 | 2,08 | 0,42 | ||
| С | 50,00 | 36,11 | -13,89 | -4,17 | ||
| D | 12,50 | 22,22 | 9,72 | 4,38 | ||
| Итого | 100,00 | 100,00 | 0,83 |
Структура рассчитывается по натуральным показателям.
Умножив полученный результат на общий фактический объем производства продукции в натуральном выражении, узнаем изменение объема товарной продукции в стоимостном выражении:
(6.3)
Расчет влияния структурного фактора на объем производства продукции можно произвести и с помощью средневзвешенных цен. Для этого сначала определяется средневзвешенная цена при фактической структуре продукции, а затем при плановой и разность между ними умножается на фактический общий объем производства продукции в условно-натуральном выражении:
(6.4)
Таблица 6.6 – Факторный анализ
| Средневзвешенная | | |
| цена при план.структуре | 27,5 | |
| Средневзвешенная | | |
| цена при факт.структуре | 28,3333 | |
| Разница цен | 0,83333 | Ц факт - Ц пл. |
| Выпуск фактич., единиц | ||
| Изменение объема товарной продукции | Разница цен * Фактич. выпуск, ед. |
На след. этапе анализа оценивают АССОРТИМЕНТНОСТЬ ВЫПУСКА
Номенклатура –
Ассортимент –
Ассортиментность выпуска оценивают по следующей системе показателей:
К-т специализации:
К спец. = ТП прод. /ТП общ. (6.5)
Показатель ассортиментности:
1 способ. Средний процент.
К ассортимент. =факт. Выпуск ТП в пределах произв. программы / произв. программа по выпуску изделий (плановый объем ТП). (6.6)
В расчет не принимается фактически выпущенная продукция, если ее выпуск не был предусмотрен планом, или выпуск сверх планового объема. План по ассортименту выполнен, если к-т ассортиментности = 1.Это его максимальное значение.
2 способ. – по наименьшему %.
К ассортимент. = минимальному % выполнения произв. программы по виду изделия. (6.7)
3 способ – по количеству номенклатурных позиций.
К ассорт. = количество видов продукции с выполнением программы выпуска / общее количество видов выпускаемой продукции. (6.8)
Таблица 6.7
| Продукт | Программа | Выпуск продукции фактич. | ТП, зачтенная в выполнении производственной программы | Выполнение плана,% |
| А | ||||
| Б | - | |||
| В | ||||
| Г |
1. К ассорт. =
2. К ассорт. =
3. К ассорт. =
Основной метод оценки ассортимента –
К ассорт., исчисленный по 2-му способу, отражает
ДЛЯ ОПЕРАТИВНОГО АНАЛИЗА ВЫПОЛНЕНИЯ ПЛАНА ПО АССОРТИМЕНТУ используются данные, приведенные в таблице
Таблица 6.8 - Оперативный анализ выполнения плана по выпуску продукции, тыс грн.
| Вид продукции (шифр цеха) | План | 02.01.200 *г. | 03.01. | ||||
| на сутки | на месяц | план с начала месяца | фактический объем | отклонение от плана | и т.д. | ||
| за сутки | с начала месяца | ||||||
| А | +2 | ||||||
| В | -1 | ||||||
| С | - | ||||||
| D | -2 | ||||||
| Итого | -1 |
Вывод:






