Вопросы:
· Общая характеристика власти;
· Виды власти;
· Государственная власть и ее признаки;
· Компоненты государственной власти.
Власть присуща любой устойчивой общности людей. Власть существует на всех этапах развития человеческого общества. Поскольку общество со времени своего зарождения представляет собой сложную систему, оно нуждается в упорядочении внутренних отношений, в управлении, а это достигается с помощью власти. Именно власть придает управляемость и устойчивость обществу. Следовательно, власть есть в любом общества. Власть есть явление социальное.
Власть всегда существует и функционирует в рамках общественного отношения. Это может быть отношение между индивидами, коллективами, социальными общностями и т.д., но всегда это именно отношения субъектов. Власть представляет собой двустороннее отношение, где один из субъектов выступает в роли властвующего, а другой – в роли подвластного. Они соответственно являются субъектом и объктом властеотношений.
Власть формируется в определенных властных учреждениях.
Воля властвующего может навязываться в виде императивных указаний подвластному с помощью социальных норм. Воля властвующего находится в социальных нормах. Социальные нормы – обязательное условие и средство функционирования власти. С помощью норм социальная власть выступает в качестве регулятора общественных отношений.
Власть – это интеллектуально-волевой процесс, т.е. не стихийный процесс на уровне импульсов. Проявления власти и подчинения должны быть осознанными. В научной лит-ре нет единого понимания власти. Научной мыслью сформировано несколько подходов к дефиниции власти, которые имеют разные критерии. Существует точка зрения, что власть – теологическое явление. Раз власть от Бога, значит ей надо подчиняться обязательно. Существует также антропологический подход. Сторонники говорят о том, что, с одной стороны, человек стремится к автономии, свободе, с другой – он не может жить без других людей. Психологическая интерпретация власти: у одних людей проявляется заложенная склонность к власти, у других – склонность к подчинению. Предпочтение рабства свободе ради личной свободы и защиты. Поведенческий аспект власти: власть – отношения между партнерами оказывает определяющее влияние на другого и контролирует его действия. Системная трактока власти: власть есть средство социального общения, которое позволяет разрешать и регулировать групповые конфликты и тем обеспечивать интеграцию общества. При этом власть рассматривается как функция системы для достижения обществом общих коллектиных целей. Структурно-функциональный подход заключается в том, что власть рассматривается как свойство социальной организации и самоорганизации любого общества. Теория конкурнтных интересов, которая исходит из того, что интересы людей сталкиваются между собой. Необходим инструмент, который обеспечивает согласование конкурентынх интересов. Гносеологический аспект власти раскрывает власть как целенаправленный способ переработки знания. Знание и твердая воля присущи власти, что обеспечивет ей предстказуемость, что обеспечивает ей предусмотрительность и продуманность. Каждый из подход освещает лишь какой-то аспект власти. Потому ни одна теория не может быть названа универсальной.
Власть – способность (свойство) одного субъекта (лицо, коллектив, организация) подчинять себе другого субъекта и навязывать ему свою волю в своих собственных интересах или в интересах других лиц.
Власть имеет различные виды: власть рода, гос-ва, партии, отца в семье. Соответственно существуют различные классификации власти.
Профессор Мальцев выдивигает следующую классификация в зависимости от типа возникноваения:
· Органическая власть. Она приводится в движение внутренними стимулами, влечением эмоциями, что заставляет участников властеотношений сотрудничать между собой. Эта власть является базовой, возникла с поялением человека: власть учителя над учеником, жреца над непосвященными.
· Второй тип власти – организационная власть. Носит социо-культурный феномен, понимание которого связано с развитием цивилизации. Такая власть возможно в достаточно развитых обществах. Сложные социальные организанции управляют люльми и их отношениями, для достижения определенной цели, известной данной организации. Власть организации вторична в отличие от органической власти. Выступает как социально-контролирующая организация. Организации могут пораждать и собственные, внутри-организационные структуры.
Макс Вебер, традиционалист, выделял власть традиционалистку, легальная(правила, четко регламентирующие властную деятельность), харизматическая власть, которая характеризуется качествами вождя, сторонники которого верят в его обобые качества.
Легальной признается власть, созданная и функционирующая на правомерном (законном основании), т.к. власть, которая ограничена законом и действует в рамках закона. Ей противостой нелегальная власть, ностителями которой явялется мафиозные группировки и т.д. Легальность – юридическая хар-ка власти.
Легитимная власть – власть, признанная населением страны, власть, которой насление довореяет и готово подчиняться. Легитимность отражает нравственную оценку власти. Нелегитимная власть – узурпаторская власть.
Государственная власть – разновидность социальной власти. Вместе с тем государственная власть обладает рядом особенностей и социальной и организациии власти: государственная власть имеет специальные органы, аппарат принуждения, во-вторых, она публична (общественный характер власти), т.к. управляется специальным аппаратом людей, который выделяется из общества; в-третьих, государственная власть суверенна; народный суверенитет первичен государственной власти; в-четвертых, государственная власть универсальна, что означает, что она распространяется на всю территорию населения; в-пятых, государственная власть обладает монопольное право на издание норм права, которые имеют общеобязательный характер в т.ч. и для самой власти. Тем самым гос власть связывает свою волю издаваемыми ей нормами права.
Таким образом, представляет собой особый тип власти, который носит политический характер в сило того,что общество социльно дифференциорованно и чтобы регулировать эти интересы и удовлетворять потребности, государственная власть должна осуществлять государственную политику.
Компоненты государственной влатси. В структуре гос власти обычно выделяют следующие элементы: субъект, объект власти, содержание(властноотношение) властной деятельности, средства, способы приемы осуществелния власти и ресурсы власти.
Субъект государственной власти – социальные и национальные общности, классы, народ, нации, органы государства(Черданов – последнее). Субъект – непосредственный носитель государственной власти; именно субъект приписывает определенный вариант действий, подчиняя своей власти объект. Если нет этого опдчинениея, то нет и власти. Природа опдчниения может быть различно: здесь может быть и сила, и убеждение, и привычка, и авторитет. Сила власти в государственно-организованом обществе обычно обеспечивается страхом санкций. Привычки могут вести к стабильности, но они становятся несовместимыми с жизнью. Личная заинтересованность делает обязательным выполнение указаний власти. Подчинение в силу убеждения –наивысшая ступень подчинения. Человек сознантельно избирает вариант подчинения, понимая его необходимость исходя из ценностей и пути общества, коллектива. Авторитет власти обеспечивается общей заинтересованностью субъекта и объектра власти.
Объекты – индивиды, их объединения, социальные слои общества и общество в целом. В демократически устроенном обществе объект и субъект часто совпадают.
Содержание властеотношений. Именно в их рамках властвующий имеет возможность навязать свою волю подвластвуему, направить его деятельность в определенное русло. Властеотношения обычно реализуются в целях удовлетворения определенных потребностей субъекта. Они могут быть направлены на решение задач, стоящих перед общества.
Средства, методы и способы осуществления власти. Если интересы и волю властвующих и подвластных совпадает(демократическое общества), то властеотношения реализаются без применения принуждения. Если же это не так, то подчинения добиваются путием копромисса и принуждения.
Совокупность условий и факторов, которые обеспечивают осуществелние государственной власти.
Утилитарные(материальные ресурсы и другие социальные блага, которые связаны с повследневнмыми интересами людей), принудительные(меры государственно-властного карательного действия, которые используются, если другие рычаги не работают), нормативные(различные способы воздействия на человека, что позволяет прийти к едининию мыслей властвующего и подвластного). Имеются и другие классификации, связанные, например, с важнейшими сферами жизнедеятельности: экономические и материальные (материальные ценности, опираясь на ресурсы государство охраняет определенные виды собственности и т.д.), социальные(решение конфликтов социальных и межличностных отношений. Гос-во устанавливает социальные статусы, льготы и т.д.), культурно-информационные(знания, информация, а также средства их получения и распростаранения.Важным ресурсом является идеология – система людей, которая тесносвязана с интересами властвующих. С помощью идеологии власть оправдывает свои действия и цели, идеологические, принудительные ресурсы(суд, прокуратура и т.п).
Если государственная власть обладает всеми вышеперечисленными ресурасами, то она эффективно функционирует. Отсутствие или недостаточность одного их ресурсов снижает часество власти или делает ее нежизнеспособной.
Школа №1567.