Типология государства

Познание гос-правовых явлений предполагает нахождение общих принципов исследования, которые отражали бы переход гос-ва и правовых систем из одного состояния в другое, момент развития гос-ва. Типология – высший, наиболее сложный вид классификации, который представляет собой объективно необходимый закономерный процесс познания гос-правовой материи. Процесс неизбежной смены одних правовых гос-в другими.

Категория «Тип гос-ва» занимает отдельное место в ТГП. Она даёт возможность более полно отразить меняющуюся сущность гос-ва – на одном этапе в ней преобладает классовое принуждение, в других – универсальность. Категория тип позволяет понять особенности эволюции Г и П. Существенная особенность типологии в том, что эта классификация отражает гос-во как целое, в единстве его содержания. В то же время возможно классификация по конкретным признакам – форме правления, гос режиму и тд. Понятие тип позволяет познать самые глубокие основы государственности. Первые попытки типизации гос-ва – Аристотель. Основные критерии – количество властвующих гос-в, их имущественное положение, направленное на осуществление тех или иных гос целей. Соответственным критерием он назначал – монархия, аристократия, демократия. Один, немногие, большинство. В чистом виде встретить очень сложно это. Поэтому на смену каждой правильной идёт неправильная. Ереник – «общее учение о гос-ве» - несмотря на постоянное развитие гос-в, можно установить определённые признаки, которые присущи им всегда. Он выделял идеальные и эмперические типы гос-в. Идеальное – существующее в абстрактности, но его нет, оно выступает мерилом реально существующего гос-ва. Государства разделяются, насколько они соответствуют идеальному критерию. Эмперический тип получается из сопоставления идеального и реального госв. Понимая, что идеального гос-ва нет, Ереник вводит понятие среднего типа, которое снимает противоречие. Момент развития гос-в надо учитывать – надо различать стремительно развивающиеся и статические.

2 типа гос-в – демократические и автократические. Кельзен. Госво для него тождественно правопорядку. Потому автократическое гос-во идеально. Такое мнение не согласуется с мнением большинства правоведов.

Гумплович разделял по территории и кол-ву населения. Гос-ва больше миллиона км2 – мировые, до 500к км2 – великие державы, от 200 – региональные, все остальные – мелкие.

Маккайвер – на два типа. Критерий – насколько гос-во отражает волю населения общества. 2 типа – династические, антидемократические бишь, и демократические.

Главная задача типологии – выявление основных статических типов. Без этого ТГП не была бы наукой – она была бы не в состоянии указать на основные моменты развития гос-ва.

Тип госва – совокупность наиболее общих и устойчивых свойств, отражающих определённый этап развития государственности и раскрывающих его соц сущность, содержание и назначение.

3 момента познания госва:

Место гос-ва в системе развития.

Тип гос-ва позволяет конкретизировать его соц сущность.

Тип гос-ва определяет особенности его организации.

Типология госва – учение о типа гос-ва. Оно заключает в себе исследование критериев деления и характеристику самих типов. В типологии гос-ва воплощается принцип историзма. Типология проливает свет на эволюцию гос-ва. Переход от одного ист типа к другому. Типология позволяет провести научно обоснованное деление истории гос-ва на качественно различные стадии, этапы. Типология позволяет познать логику ист процесса и движущие силы этого процесса. Делать прогнозы развития гос-ва. 2 основных подхода – формационный и цивилизационный.

Формационная типология – до 91 года господствующая. Опирается на марксистское учение об обществе. Об общественных формациях. Первичный период – архаический. Вторичный – экономический. Третичный – коммунистический. Через это проходят все человеки. Экономический делится на формации, на три штуки. Формация – способ организации человеческого общества, в основе которого лежит способ производства мат. Благ. Экономический делится на формации - буржуазную, феодальную и рабовладельческую. Каждой свой способ производства. Согласно ей ист тип гос-ва определяется общественно-эконом формацией. Тип гос-ва соответствует тому классу, который господствует в данном обществе. В древности – рабовладельческий, средневековье – феодализм, щаз – буржуизьм. После свержения буржуазии, гос-во ещё существует, как и эксплуатация. На этом этапе ещё сохраняются классы и в государстве есть нужда. Пока есть классы и классовое деление общество, до тех пор нужно гос-во.

Все типы общества объединяются своей классовой сущностью. Какой класс господствует, определяется формой собственности. Следовательно тип гос-ва определяется эконом базисом общества. В его основе лежат отношения собственности.

Большинство государств отвергало формационную в чистом виде.

Экономическая предпосылка появления гос-ва – разделение общества на класса и появление частной собственности.

Иерархический принцип – каждое сословие имело свой статус. Право было не унифицировано. Личное право. Инструмент насилия феодала над крестьянами.

Третий тип – буржуазное. В своём развитии буржуазное гос-во прошло 3 стадии развития. 1 – домонополистическая, гос-во свободной конкуренции. Развитие демократии на классовой основе. Вторая – монополистическая. 3 – глобальная корпорация. Характерная особенность – усиление регулирующей роли гос-ва. Транснац связи, приводящих к тому, что сейчас общество в значительной степени приобретает унифицированный характер. Для общества характерно усиление проблематики прав и свобод человека.

Соц гос-во. Последний ист тип гос-ва. Власть трудящихся, имеющих своей целью построение соц гос-во. Но колоссальные недостатки. Эксплуатация.

Разновидности есть. В них власть принадлежит не одному классу, а коалиции соц слоёв.

Как происходила смена этапов? В результате соц революции. Важнейшим элементом была полит революция, смена одного класса другим.

Не все положения данной теории выдержали испытание временем. Она не смогла дать правильного ответа на персперктивы развития общества.

Цивилизация – социокультурная система, отражающая уровень тех, общ и культ развития, а с другой – специфику, порождённую культ, этн, ист и иными факторами.

Дополняет формационный подход. Даёт возможность учесть дух фактор.

Первый социокультурный вид – Шпенглер, Тойнби. /универсальный – технология.

Шпенглер противопоставлял цивилизацию культуре. Он выделял 8 культур. Каждая культура включает в себя полит культуру, а значит и гос-во. И каждая культура проходит стадию расцвета, зарождения и упадка. Культура – гос организм, обособленный от других подобных гос организмов. Потому единый культуры нет. Сомнение идее общечеловеческого прогресса.

Цивилизация – достигшая предела, наиболее развитая культура. Нет единой культуры человечества. Тойнби сначала насчитал 21 циву, потом 13 цив.

Сейчас сохранилось несколько всего. Наиболее прогрессивная – западная. Наследница греко-римской.

По Данилевскому европейская западная в упадак. На смену – восточно-славянская.

Либертарный подход? Вся история – история прогресса свободы. Мера свободы различна у различных сословий. Все формально равны в своих правах.

Современный подход – гуманитарно-правовой. Соц права.

Социокультурный и техногенный подходы в рамках цивилизационного подхода.

Социокультурный подход основан Тойнби. Типология государств так и не была им разработана. В то же время его заслуга в том, что он пытался сделать цивилизационный подход всеобъемлющим методом познания явлений действительности.

Техногенный подход, или универсалистский подход, рассматривает типологию государства как развитие материальной культуры. В соответсвии с этим подходом выделяется две основных цивилизации: традиционалистская, или аграрная, и техногенная (индустриальная и постиндустриальная). К традиционалистским цивилизациям относятся большинство древних государств. Их характеризует единение общества и государства. Главная черта таких цивилизаций – нерасчлененность общественной жизни на различные формы. Аграрная традиционалистская цивилизация и свойственная ей государственность отличаются застоем своего развития, длительным сохранением сложившихся раз и на всегда традиций, как правило, отсутствует единая система права, понимание законности и т.д.

Техногенная появляется на рубеже 14-15 веков. В ее появлении и развитии решающую роль играет постоянный поиск и применение новых технологий, что касается не только производства, но и сферы социальных коммуникаций. Такая цивилизация находится в постоянном движении. С этой цивилизацией связано выделение политики как самомстоятельной сферы общественный жизни, выделение индивидуализма, частной жизни, а это влечет за собой проблему института демократического общества.

Именно на этой основе возникло противопоставление Востока и Запада. Западная цивилизация – техногенная, восточная – застойная, традиционалистская. Но в современную эпоху это деление стирается.

Техногенный тип развития унифицирует общественную жизнь, широкое развитие науки и образования и рынка порождает новый тип государственной регуляции. Процесс глобализации… НТП и экономический рост поставили на новый уровень правовую защиту человека, но они порождают очень серьезные

Некоторые ученые предсказывают появление цивилизации третьего типа. Тоффлер и Белл характеризуют эту цивилизацию как цивилизацию, в которой меняются все параметры общества. Главный вид собственности – информация. Работник обладает эту собственность, как и работодатель, что снимает противоречия. Сам труд имеет творческий характер. Ставиться вопрос о сохранении принципа государственного суверенитета. Дальнейшая интеграция ставит вопрос о мировом правительстве.

В юридической науки до сих пор нет никаких твердых критериев по классификации государств:

· Локальные цивилизации(шумерская, критская, цивилизация);

· Особенные(китайская, исламская, восточно-европейская);

· Всемирная цивилизация.

При этом процесс глобализации не отрицает различных культур, языков народов. Однако на первое место выдвигается благо человека, становящееся высшим критерием оценки прогресса общества.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: