Основные теории происхождения государства. 1. К какому времени относится теория?

Вопросы:

1. К какому времени относится теория?

2. Назвать одного-двух представителей.

3. Изложить основное содержание этой теории.

4. Выразить свое отношение к этой теории (характер, плюсы-минусы).

Почему существуют различные подходы к изучению происхождения г и п. Причины 2.Разнообразие теорий обосновывается дальностью изучаемой эпохи, пробельносью знаний о происхождения государства и права.

Каждый трактует в соответствии со своим мировоззрением, философской позиции, социальных взглдов.

Кроме того, каждая эпоха накладывала свой отпечаток на теории. Так, для эпохи ранней, античной эпохи, например, концепции трактующие государства во многом складывались под влиянием мифологии и религии. Мифы были основными источниками информации о происхождения государства. Сейчас же существуют в основном светские и рационалистические теории, хотя и существует, например, теория естественности права.

Проблемы были и остаются дискуссионными. Но это не обесценивает теории. Каждая из них глубоко изучает какую-то отдельную сферу существования государства и права. Поэтому было бы неправильно оценивать одни концепции, как ложные, а другие, как истинно правильные. Они добавляют какую-то грань в общую картину познания.

Религиозная (теологическая) концепция. Суть состоит в том, что она исходит из сверхъественного божественного первоисточника происхождения государства и права. Господство мифологических и религиозных представлений характерно для всех обществ на ранних этапах развития (греки, китайцы и т.д.). Все они сводили понимание власти к божественным проявлениям. Одним из ярких представителей этой научной мысли был Платон. Он ссылался на прошлые взгляды. По его версии, которую он взял от более ранних представителей мысли, власть произошла от Зевса и других олимпийских богов. А до этого люди вообще жили под управлением богов и жили счастливо. После бога Кроноса боги поделили землю и вложили в правителей идею о государственном устройстве. Представление о государстве Платон изложил в работе “Государство”. Он считал, что справедливое устройство будет только тогда, когда люди будут следовать божественным предписаниям. Править должны не люди, а законы. А в основе законов лежит божественное установление. То же самое говорится и в индийских трактатах, и в древнекитайской мифологии, и в славянской практике. Фома Аквинский считал, что всякая власть божественна и от бога, хотя по способу реализации может быть жестокой. Неотомист Жан Морите тоже развивал эту идею. Многие сторонники религизной концепции видят источник государства именно в боге, его разуме, воле. Не только христианство, но и ислам, а также другие религиозные направления признают эту теорию.

Патриархальная теория. От слова “патриарх” (родоначальник). Сторонники этой теории утверждают, что общество и государство возникло из семьи. Государственная власть проистекает из власти отца семейства. Подобный взгляд имеет очень давние корни. Еще Конфуций в 6-5 века до н.э. Утверждал, что власть императора подобна власти большого семйства, а государство – большая семья. Управление государством строится так же, как управление семьей (преданность, почтительность, помощь старшим и т.д.). Что касается Европы, то там концепцию развил Фильнер, роялист, англичанин. Утверждал, что власть короля подобна власти отца семейства над детьми. Контроль за этой властью так же неестественен, как контроль за властью отца за детьми. Источник власти – божественная воля. Король получает власть из рук бога. Фивер ссылался на Библию, говоря, что первым отцом и монархом стал Адам. Божественная форма правления – монархия. Все остальные- преемники его отцовской и соответственно его монаршей власти. Выступление против монарха – грех. Аристотель считал, что слова “царь”, “хозяин”, отец”, “господин” - синонимы. Что касается русской философской мысли, то ее развивали народники, например, Михайловский, который считал, что власть отца тождественна власти в общине, а совокупность общин – русское государство.

Недостатки. Сторонники не видят качественного различия отцовской власти от власти монарха, они не видят специфики государства как особой формы организации общественной жизни.

Естественно-правовая концепция. Связана с понятием общественного договора. Договор – основная форма организации государства. Еще в Древнем Китае считали, что государство возникло путем договора. В 5 веке до н.э. Модзы писал, что у каждого была вражда с другим. Люди поняли, что причиной хаоса в стране является отсутствие управления и системы старшинства. Они выбрали умного человека, и на земле воцарился порядок. Наибольшее распространение эта теория получила перед эпохой буржуазных революций, как их обоснование. Мыслители: Томас Гоббс, Гуго Гроций, Бенедикт Спиноза, Джон Локк, Ж.-Ж. Руссо и т.д. В России наиболее ярким представителем был Радищев. Гоббс изображает естественное догосударственное состояние общества, как войну всех против всех. В обществе каждый отстаивает свое право на жизнь, нет закона, нет справедливости, нет общей власти. В этих условиях человек, как существо разуманое, начинает искать выход из ситуации. Люди готовы отказаться от некоторых своих естественных прав, заключили общественный договор и приняли правило “Не делай ничего такого другому, чего не желаешь себе”. Государство – левиафан (сказочное существо), которому мы обязаны существованием порядка.

Гуго Гроций различал естественное право и право позитивное, которое установлено волей лица или лиц. Государство – явление позитивное явление, потому что люди проявили волю к установлению государства. “Право внутригосударственное есть право исходящее от гражданского правительства”. Государство есть совершенный союз, заключенный ради всеобщего права и общей пользы.

Джон Локк утверждал, что естественный закон в любом состоянии одинаково требует мира и безопасности, но в естественном состоянии это можно получить только путем самозащиты. А если человек не может защищаться?.. Именно для преодоления этого недостатка люди договариваются об учреждении государства. Единой и главное целью учреждения государства есть обеспечение естественного права на собственность (жизнь, свобода и материальное имущество).

Ж.-Ж. Руссо трактовал теорию общественного договора с революционных позиций. В своей работе “Об общественном договоре” (“Принципы политического права”) Руссо утверждал, что естественное состояние общества – счастливая жизнь. Однако с появлением частной собственности все изменилось: началась борьба между бедными и богатыми. Выход – организация государственной власти и закона, которому все согласятся подчиняться. Но бедные не обрели свободы политической, отдав свои естественные права на защиту государства. Все это приводит к деспотизму. Поэтому государство должно быть основано на основе народного суверенитета. Подлинный общественный договор он видел в такой ассоциации, которая защищает каждого человека в обществе.

Радищев развивал эти положения с позиций радикализма. Он был сторонником республиканского государства, естественных прав человека. Цель создания государства – блаженство граждан.

Эта теория оказала огромное влияние на развитие западных государства. Например, Конституция США (мы считаем очевидными следующие мысли: жизнь, свобода и стремление к счастью – неотчуждаемые права. Для осуществления этих прав создается власть, которой отдается часть прав управляемых с их согласия. Но власть может быть свергнута.

Органическая теория. Эти теории исходят из того, что государство и права – живой организм, предпочтительно человеческий. Еще в Древней Индии считали, что все произошло из Вселенского тела. Из органов этого тела возникли касты и государства. Согласно органическим представлениям место и значение каждого органа определяется его функцией в организме. Герберт Спенсер, Огюст Конт.

Конт рассматривал общество как органическое целое, изучением деятельности которого занимается социология, опирающаяся на законы биологии.

Что касается Спенсера, то он считал, что во всей истории человечества естественное животное начало доминируют над всеми остальными. Взаимозависимость ячеек общественного организма аналогична взаимодействию клеток в животном организме. Подобно животному социальный организм живет и развивается посредством своих частей. В социальной жизни, как и в природе, выживает наиболее приспособленный организм. Происхождение государства и права аналогично, по Спенсеру, развитию любого организма и подчинено общим законам эволюции.

Теория насилия. Существуют два направления: теория внутреннего насилия(Евгений Дюрингх). По мнению Дюрингха, причиной появления государства было насилие одной части первобытного общества над другой. Второй вариант – концепция внешнего насилия развитая австрияком Людвихом Гумплович (начало 20 века) и одним из деятелей второго Интернационала Карлом Каутским (“Материалистическое понимание истории”).

Гумплович исходил из того, что человек – стадное существо, который может жить только в коллективе. Его взгляды складываются под влиянием коллективной психологии. Одни племена подчинят себе другие племена, порабощают и эксплуатируют их. Для управление захваченными племенами создается государства. Государства всегда основывались пришедшим меньшинством.

Каутский тоже считал, что всюду возникновение первых классов и государства стало результатом завоеваний. Мирное население подчинялось номадам, кочевникам. Каутский стремился увязать свое учение с марксистским учением о классах, однако классы у Каутского появляются после, а не до возникновения государства. Он писал, что хотя эксплуатация появляется еще до появления государства, однако в общине появление эксплуататоров произошло после появления государства. То, что насилие являлось основным фактором появления государства, то оно одинаково относилось и к западным, и восточным государствам.

Марксистская теория. Маркс, Энгельс, Ленин. Теория опиралась на материалистическое учение появления и развития государства и права на классовое объяснение продуктов государства и права. Разделение труда, частная собственность, социальная дифференциация...все это привело к созданию специального аппарата власти для управления неимущей частью общества. Уничтожение буржуазного государства возможно лишь с уничтожением частной собственности, а уничтожение частной собственности откроет путь к бесклассовому обществу, далее государство отомрет и возникнет коммунистическое общество (общество без государства). Ленин в отличие от классиков марксизма акцент делал на антагонизме классов. Он писал, что государство возникает тогда, когда классы объективно не могут быть примирены. Гипертрофировалась роль экономической сферы и насилия.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: